Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс грамотеев"

Цели мероприятия:

  • расширить кругозор в области русского языка, активизировать и обогатить словарь учащихся при работе со словами из разных тематических групп;
  • научиться объяснять смысл фразеологических выражений, совершенствовать знания по темам: "Словообразование", "Части речи";
  • способствовать развитию внимания, мышления, памяти, развивать чувства поддержки и взаимовыручки;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, листы бумаги, ручки, карандаши, грамоты.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня необычный день, сегодня мы отправимся в путешествие.

Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.

- Мы организуем соревнование двух команд. На занятии будут различные интересные вопросы и задания. Чтобы победить в соревновании, вы должны быть активными, вспомнить все, что вы изучали на уроках русского языка, ответить на все вопросы или выполнить задания.

- Если команда знает правильный ответ, капитан поднимает руку, и отвечает за всю команду. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Ели команда ответила неправильно, право ответить на задачу переходит другой команде. По количеству баллов в конце игры мы с вами узнаем, какая команда победила.

Класс делится на две команды. Команды выбирают название и капитанов.

Учитель: А начнем мы наше путешествие с разминки. Итак, мы начинаем...

Разминка "Угадай, из какой сказки"

1. У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос. ("Золотой ключик")

2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом
Кем же были эти
Маленькие дети? ("Семеро козлят")

3. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. ("Федорино горе")

4. А дорога – далека,
А дорога – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. ("Маша и медведь")

Учитель: Молодцы ребята! Мы закончили разминку, а значит вы готовы приступить ко второму конкурсу...

Конкурс "Что все это значит?"

Вопросы для команд:

  1. Шиворот – навыворот. Как вы понимаете это выражение? (сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать)
  2. Как назвать одним словом человека, который много и охотно трудится? (трудолюбивый)
  3. Бить баклуши, что это значит? (бездельничать)

Конкурс "Фразеологический зверинец"

Задание: добавить недостающее слово – название животного (5 минут). Каждой команде дается карточка с заданием.

  • Голоден как … (волк)
  • Труслив как … (заяц)
  • Колючий как … (ёж)
  • Надут как … (индюк)
  • Болтлив как … (сорока)
  • Хитер как … (лиса)
  • Здоров как … (бык)
  • Изворотлив как … (уж)
  • Нем как … (рыба)
  • Упрям как … (осел)

Учитель: Какие вы умные, ребята! Я думаю, что со следующим заданием вы справитесь без проблем!

Конкурс "Верно или неверно"

Задание: командам необходимо прослушать утверждение и написать плюс, если оно верно, или минус, если неверно.

Утверждения:

  1. Слова состоят из предложений.
  2. Звуки мы можем увидеть.
  3. Звуки мы слышим и произносим.
  4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки.
  5. Гласные бывают твердые и мягкие.
  6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо.
  7. Ударные гласные слышатся ясно.
  8. Парные согласные на конце слова проверять не надо.

Учитель: Удивительно, вы справились без проблем с заданием! Продолжим наше путешествие.

Конкурс "Словообразование"

Командам даются карточки с заданиями. Надо отгадать слово, зашифрованное в задании.

  1. Приставка этого слова находится в слове "понес", корень - в слове "слово", суффикс в слове – "курица", окончание в слове – "крапива". (пословица)
  2. Приставка этого слова находится в слове "занос", корень - в слове "морозец", суффикс в слове – "горка", окончание в слове – "листочки". (заморозки)
  3. Приставка этого слова находится в слове "залез", корень - в слове "приготовить", суффикс в слове – "ночка", окончание в слове – "коса". (заготовка)

Учитель: Ребята, вы большие молодцы. Мы подошли к финальному конкурсу - он самый сложный, поэтому за каждый правильный ответ вы получаете 5 баллов. Для этого конкурса вам понадобятся листочки и ручки.

Конкурс "Логический финал"

Определить части речи в предложениях.

  1. Через поле и лесок подается голосок.
  2. Просится к нам в рот крошка - бутерброд.
  3. Властно школьников звонок созывает на урок.

Учитель: Вот и подошел к концу наш "Конкурс грамотеев". Вы все большие молодцы!
- Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.

Подсчет набранных баллов. Награждение команды-победителя.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!