Конспект урока для учащихся специальной (коррекционная) общеобразовательной школы-интерната по предмету речевая практика посвящен 355-летию со дня основания города Улан-Удэ.
Здравствуйте, ребята!
Улыбка, уверенность -
Так держать!
Садитесь за парты
Пора начинать.
- Сейчас я предлагаю меня послушать и запомнить повторяющиеся слова.
"Я поздравляю вас с замечательным весенним днем, я вас поздравляю с открытым уроком на республиканский конкурс, я вас поздравляю с окончанием 4 класса.
Я вам желаю интересной и продуктивной работы на уроке, я вам желаю открытия новых знаний и хорошего настроения"
- Скажите, какие два слова повторялись?( ответ уч-ся: поздравляю, желаю- появляются на слайде презентации)
- Прослушайте с этими словами чистоговорку, и постарайтесь ее запомнить: Поздравляю, поздравляю – вам здоровья я желаю. (Произносят индивидуально, хором, шепотом)
- Молодцы, ребята!
- Ребята, скажите, какие бывают поздравления? (письменные и устные)
- Чем отличаются устные поздравления от письменных?
- Сейчас я вам предлагаю вспомнить и повторить структуру устного поздравления. Из каких этапов оно состоит?
- На ваших столах лежат карточки со словами, прочитайте их самостоятельно. (Обращение, причина поздравления, пожелание. 1 ученик читает вслух)
- Ребята, вам нужно эти этапы разложить в правильной последовательности. (работают самостоятельно)
- А сейчас прочитайте, что у вас получилось. (сравниваем с структурой на слайде)
- Молодцы, сейчас мы еще раз повторим, как правильно поздравлять.
- Для этого мне нужно два человека. (Приглашаю мальчика и девочку. Мальчик переодевается в дедушку, девочка от имени внучки его поздравляет согласно структуре поздравления)
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик он вам поможет определить тему сегодняшнего урока. (просмотр ролика об Улан-Удэ)
- Понравился вам ролик? Какие чувства он у вас вызвал? (ответы детей)
- Какой город вы у видели в этом ролике? (рядом со словами "Поздравляю, желаю, появляется слово Улан-Удэ")
- Ребята, прочитаем слова (Поздравляю, желаю, Улан-Удэ), опираясь на данные слова постарайтесь сформулировать тему урока. (учащиеся предлагают свою формулировку темы урока)
- Молодцы, прочитайте тему урока: " Поздравляем город Улан- Удэ!" (включаю презентацию)
- В нынешнем 2021 году нашему городу исполняется 355 лет, и этому знаменательному событию мы посвятим наш урок. Дарить свои поздравления мы можем не только родным и друзьям, а своей малой родине. Тому месту, где мы родились и выросли. Сегодня на уроке мы соберем макет поздравительного баннера и подарим слова поздравления нашему городу.
- А начнем мы нашу работу со знакомства с историей нашего города. Помогут мне в этом наши девочки Цыпилма и Катя, которые подготовили для вас выступления.
- Сейчас в республике проходит подготовка к празднованию Юбилея города Улан-Удэ и я решила в этом принять участие. Я подготовила и провела опрос среди учащихся 8-9 классов нашей школы на знание истории города Улан–Удэ. В нем приняло участие 48 ребят.
Вопросы:
В результате опроса я получила следующие данные:
- Таким образом, мы видим, что ребята старших классов интересуются историей города, и мы с вами тоже должны знать о нашем городе.
- Ребята, сейчас внимательно послушайте выступление Кати, и затем вы ответите на вопросы.
- В каком году основали наш город? Что было построено на месте основания?
- Какое первое название получил Улан-Удэ как город?
Выступление Кати Б.
В 1666 году казачий отряд под руководством баргузинского казака Гаврилы Ловцова построил Зимовье на высоком берегу Уды. Который назывался "Заудинский камушек"
Ребята, Зимовье – это временная деревянная постройка. Оно было основано как сбор налога с местного населения.
Позже Московское правительство дало указание построить Острог, который назвали Удинский. Острог – это оборонительное укрепление обнесенное высокими заостренными сверху бревенами высотой до шести метров.
В 1730 году Удинский острог был именован в город Верхнеудинск. Он стал торговым центром Забайкалья. Проложили железную дорогу, построены лесопильный, стекольный, мыловареный заводы. И в 1934 году переименован в город Улан-Удэ. (что означает Красная Уда)
А сейчас на месте основания города стоит гранитный крест в память о казаках – основателях Удинской крепости.
- Спасибо, Катя, за твой рассказ. А ребят я прошу ответить на вопросы.
- В каком году основали наш город? Что было построено на месте основания?
- Какое первое название получил Улан- Удэ как город?
Физминутка
- Ребята, а сейчас мы отдохнем и пройдемся по улицам нашего города. (включаю видеоролик)
- Итак, ребята, прошло 355 лет, посмотрите, какая красивая дата у нашего города.
- А что вы можете сказать про это число? Для сравнения в этом году г. Москва исполняется 874 года, а Санкт-Петербургу 318 лет.
- Подумайте и скажите, какой из этих городов старше?
Практическая работа
- А сейчас я вам предлагаю приступить к самой ответственной работе, к созданию поздравительной открытки нашего города. У вас на столах лежат пазлы, из которых вам надо собрать поздравительную открытку, а двум ребятам я предлагая поработать у доски. (собирают пазлы)
- Молодцы, теперь посмотрим и обсудим, что у нас получилось. Какие места изображены на открытках? (ответы учащихся)
- Ребята, из данного макета мы распечатаем красивый баннер и повесим над центральным входом в школу.
- А теперь нам осталось поздравить наш город и подарить ему наши пожелания. Сейчас я вас снова прошу вас выйти ко мне и встать в круг. У меня в руках вот такой красивый магнит, посвященный нашему городу, его мы будем передавать друг другу, и проговаривать наши поздравления для нашего города. Начну я с себя.
- Дорогие ребята, мне очень приятно, что вы проявили интерес к истории нашего города, хочу, чтобы к этому интересу присоединились ваше уважение и любовь к своей малой Родине. Желаю нашему городу - процветания и трудолюбивых жителей. (передаю магнит, дети проговаривают свои пожелания)
- Молодцы ребята, думаю, нашему городу очень приятны ваши пожелания. Рассаживайтесь по местам,
- Ребята, наш урок подходит к завершению. Мне хочется поблагодарить вас за активную работу.
- Скажите, о чем из услышанном на уроке вы расскажете дома?
- Кто желает оценить работу всего класса?
Домашнее задание
- Ребята, на партах лежат фотографии города, скажите, какие места города здесь изображены?
- Вам нужно будет подготовить небольшой рассказ о том месте, которое изображено на фотографии.