Викторина: Животные и растения Новосибирской области. 3-5 класс

Цели:

-  развивать  кругозор  учащихся;

-  расширить  знания  учащихся о животном и растительном мире Новосибирской  области;

-  познакомить учащихся с Красной книгой НСО.

Правила:

1. В  игре  принимают  участие   четыре  команды  по  пять  человек.  Игра  состоит  из  трех  туров.

2. В  первом  туре  игры  участвуют две команды.  Команды  набираются  по  вопросам.

3. Каждой  команде  ведущий  задает  вопрос (всего 10 вопросов). Если  команда «рискуют», то есть отвечает  без подготовки, она получает  2 балла за правильный ответ. Если команда «играет», то есть обсуждает ответ 20 секунд, она  получает 1 балл за правильный ответ. Если  команда не  дает  правильного  ответа,  соперники могут попытаться  ответить на заданный  вопрос и в случае верного ответа получить 1 балл.

4. Во  втором  туре принимают участие две новые  команды.

5. Победители  первого  и  второго  туров  участвуют  в  третьем  туре.

6. В  перерывах  между  турами  проводятся  викторина  для  зрителей,  номера  художественной  самодеятельности.

Оформление  (на  плакатах):

-  викторина;

-  заказники  НСО;

-  Красная  книга  НСО;

-  Знаете  ли  вы?

-  карта  Новосибирской  области.

Справка

Новосибирская область расположена на юго - востоке Западной Сибири, между реками Обь и Иртыш.

На севере область граничит с Томской областью, на востоке- с Кемеровской, на юге – с Алтайским краем, на западе с Омской областью и только на крайнем юго – западе она имеет участок государственной границы с Казахстаном.

Площадь Новосибирской области составляет 178,2 тыс.кв.км, на её территории могли бы разместиться Бельгия, Дания и Португалия вместе взятые.

Столица Новосибирской области – г. Новосибирск.

В области 30 районов, 14 городов, 20 посёлков.

На территории области преобладает равнинная поверхность. Во многих местах разбросаны небольшие по высоте, вытянутые в длину на несколько километров, гривы. На крайнем востоке невысокие горы – Салаирский кряж с высотами 300 – 350 метров.

Большая часть рек принадлежит бассейну Оби – Бердь, Иня, Ирмень, Тула. Северо – запад области орошается притоками Иртыша: Омью и Тарой.

В центре  сосредоточена основная масса крупных солёных и пресных озёр. Самое большое - озеро Чаны. Значительные площади заняты болотами.

Вопросы отборочного тура 

1. За  горами,

За  лесами

Жеребята  ржут,

Домой  не  бегут. (волки)

2. Пришла  из  леса  птичница

    В  рыжей  шубке

    Кур  подсчитать. (лисица)

3. Маленький, беленький

По  лесочку  прыг-прыг,

По  снежочку  тык-тык. (заяц)

4. Не  портной,

    А  всю  жизнь  с  иголками  ходит. (ёж)

5. В  болоте  плачет,

А  из  болота  не  идет. (кулик)

6. Молод  конь  за  морем  бывал,

    Спереди  шильце,

    Сзади  вильце,

    На  груди  белое  полотенце. (ласточка)

7. Бела  как  снег,

Черна  как  жук,

Зелена  как  луг,

Вертится  как  бес,

И  повертка  в  лес. (сорока)

8. Днем  спит,

   Ночью  летает

   И  прохожих  пугает. (сова)

9. Живет  в  лесу -

Ухает,  как  разбойник;

Люди  его  боятся,

А  он  людей  боится. (филин)

10. Без  рук, без  топорёнка

   Построена  избёнка   (гнездо)

1 тур. Зоология

Угадай, кто  это?

1. В  зоопарк  привезли  зверя.  Это  была  огромная  кошка  с  большими  кисточками  на  концах  длинных  ушей. Шерсть  у  неё  рыжая,  с  тёмными  пятнами. (рысь)

2. Птица  чёрная,  только на  голове  у  неё  серые  пёрышки, словно  серым  платочком  повязана. (галка)

3. Это  хищная  птица  с  острыми  когтями  и  кривым  клювом.  Уничтожает  много  мышей. На  охоту  вылетает  ночью. Ночью  она  хорошо  видит. (сова)

4. Красная  грудка, голубовато-серая  спинка.  На  голове  словно  бархатная  чёрная  шапочка. (снегирь)

5. Какая  птица  может  о  себе  так  сказать: «Хоть  я  не  молоток, по  дереву  стучу, в  нём  каждый  уголок  обследовать  хочу. Хожу  я  в  шапке  красной  и  акробат  прекрасный». (дятел)

6. Какая  птица  в  лесу  обитает,  всем  своё  имя  называет?(кукушка)

7. У  птицы  хвост  длинный, чёрный.  Голова  и  крылья  тоже  чёрные, а  бока и живот  белые-белые. Живёт  птица  почти  всегда  в  лесу, но  иногда  селится  и  возле  дома, где люди  живут. Птица  пугливая  и  осторожная.  Свое  гнездо  строит  на  дереве, среди

густых  сучьев.  Гнездо  с  крышей  из  веток. (сорока)

8. У  зверька  рыжая  шерсть, очень  красивый  хвост: длинный,  пушистый.  На  концах  ушей – кисточки.  Глаза  круглые, как  бусинки. На  лапах  острые  когти, они  помогают  ей  лазить  по  деревьям. А  хвост  помогает  перепрыгивать с одного  дерева  на  другое. (белка)

9. Зверьки  похожи  на  белок, но  меньше  их  по  размеру  почти  вдвое. Отличительной  особенностью этих  зверьков  являются пять

Тёмных  полос  вдоль  спины  на  сером  или  рыжем  фоне. Они  хорошо  лазают и  прыгают  по  деревьям, но  живут  в  норах  под  стволами  или  пнями. Зимой  впадает  в  спячку. (бурундук)

10. Таежная  птица  размером  с  воробья  имеет  необычного  строения  клюв: надклювье  крючком  заходит  за  подклювье, образуя  щипцы, которыми  птицы  вытаскивают  из  шишек  семена. Вьют  гнезда  в  густых  ветвях  у  вершины  сосен  и  елей. Размножаются  в  конце  зимы, выкармливая  птенцов жирными семенами  хвойных  деревьев. (клёст) 

Литературный монтаж «Лес – наше богатство» 

Стихотворение С. Погорельского

             Здравствуй,  лес, дремучий  лес,

              Полный  сказок  и  чудес!

              Ты  о  чем  шумишь  листвою

              Ночью  темной, грозовою?

              Что  там  шепчешь  на  заре,

              Весь  в  росе, как  в  серебре?

              Кто  в  глуши  твоей  таится?

              Что  за  зверь? Какая  птица?

              Все  открой, не  утаи:

              Ты  же  видишь – мы  свои!

Ведущий. Замечательный  писатель  и  большой  любитель  природы  М.Пришвин  писал: «Мы – хозяева  нашей  природы, и  она  для  нас  кладовая  солнца  с  великими  сокровищами  жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес  и горы. А  человеку  нужна  Родина. И  охранять  природу – значит  охранять  Родину».

В  Новосибирской  области  много  сделано  по  охране  природы: посажены  новые  леса, организованы  заповедники (см. приложение), сохранены  от  полного  уничтожения  многие  виды  животных: бобры, лоси, соболи, ондатра. Человек  многим  обязан  природе, лесу. Чем  же  именно  дорог  нам  лес? Почему  мы  с  лесом  дружим, для  чего  он  людям  нужен?

1  чтец. Лес – это  наше  богатство. Лес – это  зеленый  наряд  нашей  Земли. Там, где  лес, всегда  чистый  воздух.

2 чтец. Лес – это  дом  для  зверей  и  птиц. Лес – это  наш  друг: задерживая  влагу, он  помогает  человеку  выращивать  хороший  урожай.

1  чтец. Лес – это  кладовая, щедро  отдающая  свои  дары: орехи, ягоды, грибы.

2  чтец. С  ранней  весны  и  до  поздней  осени  в  лесах, на  полях  цветет  много  цветов.

Вопросы отборочного тура.

Если знаешь лес, зверей, назови их скорей

             1. Хитрая  плутовка, рыжая  головка,

                 Хвост  пушистый – краса! А  зовут  ее…   (лиса)

             2. Горбоносый, длинноногий, великан  ветвисторогий.

                 Ест  траву, кустов  побеги, с  ним тягаться трудно в беге.

                 Коль  такого  довелось встретить, знайте, это…     (лось)

             3. Он  как  елка, весь  в  иголках, ловит  смело страшных змей.

                 И  хотя  он  очень  колкий, обижать его не смей!

                 Он  в  лесу  живет, но  вхож  и  в  сады, отважный…    (ёж)

             4. В  сосне  дупло, в  дупле -  тепло.

                 А  кто  в  дупле  живет  в  тепле?    (белка)

             5. Хозяин  лесной  просыпается  весной,

                 А  зимой  под  вьюжный  вой

                 Спит  в  избушке  снеговой.    (медведь)

             6. Возле  дуба  острым  рылом

                 Деловито  землю  рыл  он.

                 Видно,  желуди  искал,

                 Я  пугать  его  не  стал.

                 Не  спугнул  и  мой  Полкан,

                 Очень  грозен  был…    (кабан)

              7. Меньше  тигра, но  немножко

                  Больше  крупной  рыжей  кошки.

                  На  суку  она  обычно,

                  Притаившись, ждет  добычу.

                  Не  робей, но  берегись

                  В  том  лесу, где  бродит…   (рысь)

               8. Под  кустом, под  ярусом  лежит  пояс  гарусный.   (змея)

               9. Кто  на  себе  дом  возит?      (улитка)

               10.Висит  сито, не  руками  свито.    (гнездо)

2 тур. Ботаника

                 Запестреют  спозаранку,

                 Солнцу  ласково  кивнут.

                 Пчелам   скатерть- самобранку,

                 Словно  в  сказке  развернут. 

1. Природой  бережно  спеленутый,

    Завернутый  в  зеленый  лист.

    Растет  цветок  в  глуши  нетронутой

    Прохладен, хрупок  и душист.   (ландыш)

2. Тот, кто  на  поле  бывал,

    Тот, наверно, замечал,

    Как  вьется  розовый  цветок

    И  зовут  его…     (вьюнок)

3. Ношу  я  желтый  сарафанчик,

    Но  как  только  подрасту,

    Надеваю  платье  пышное,

    Воздушное, ветерку  послушное.      (одуванчик)

4. Я  весны  разведчик  вышел  на  лужок,

    Забелел  мой  венчик, где  лежал  снежок.    (подснежник)

5. Даже  в  сильный  ветер  мой  фонарик  светит.

    Даже  в  день  ненастный  я  горю, не  гасну.

    Я  цветок, я  всем  знаком, называюсь…     (огонёк)

6. Никто  не  пугает, а  вся  дрожит.      (осина) 

7. Зимой  и  летом  одним  цветом.      (ель)

8. Зелена, а  не  лук, бела, а  не  снег,

    Кудрява, а  без  волос.         (берёза) 

9. Бел  балахон, а  шапка  красная.      (подосиновик)

10.Стоит  Егорка  в  красной  ермолке,

    Кто  не  пройдет, всяк  поклон  отдает.  (земляника)

(продолжение  литературного монтажа). 

Ведущий. Между  жизнью  леса, его  обитателей  и  жизнью  человека  существует  связь. Знаете  ли  вы, что  сова  уничтожает  за  год  около  тысячи  грызунов. Если  учесть, что  каждая  мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит 1 сова спасает  в  год  тонну  хлеба!

1 чтец. У  кукушки  необыкновенный  аппетит: за час  она  может  съесть  100  гусениц. Если  в  лесу  появляется  большое  количество  насекомых – вредителей, она  расправляется  с  ними  за  несколько  дней.

2 чтец. Летучие  мыши  приносят  огромную  пользу, уничтожая  вредных  насекомых. Они  очищают  местность  от  малярийных  комаров. За  час  ночной  охоты  летучая  мышь  может  поймать и  съесть  160 – 170  комаров.

(см. приложение 3).

Ведущий. Когда  вы  идете  в  лес, вы  должны  хорошо  знать, как  надо  вести  себя  в  лесу. Какие  же  это  правила?

1. Не  оставлять  мусор  в  лесу, а  вырыть  яму, собрать  мусор  и  все  закопать.

2. Не  ломать  зеленые  ветки  и  деревья, не  качаться  на  них.

3. Не  разорять  муравейники  и  птичьи  гнезда.

4. Не  рвать  большие  букеты  цветов, особенно  беречь  цветы  и  растения, занесенные  в  Красную  книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинка и  др.)       (см. приложение 4).

5. Не  разжигать  костры, беречь  лес  от  пожара. Помните: из  одного  дерева  можно  сделать  1 000 000  спичек, а  одной  спичкой можно  сжечь  1000 000 деревьев. Будьте  осторожны  с  огнем  в  лесу.

3 тур. Эти забавные животные.

1. Для  чего  дятел  «барабанит» ?

              а) клюв  чистит,

              б) кому-то что-то  сообщает,

              в) музыкой  увлекается.

2. Когда  щука  на  берег  выходит?

             а) никогда  не  выходит,

             б) в  жаркий, летний  день,

             в) весной, по  холодку.

3. Умываются  ли  насекомые?

             а) никогда,

             б) не  всегда  и  не  все,

             в) многие,  и  довольно  тщательно.

4. Чем  комар  может  быть  полезен?

             а) опылением  растений,

             б) служит  пищей  рыбам  и  птицам,

             в) только  вреден.

5. Зачем  зайцу  большие  уши?

             а) чтобы  лучше  слышать,

             б) чтобы  не  перегреться,

             в) для  торможения  на  поворотах.

6. Чем  птицы  полезны человеку?

             а) уничтожают  вредителей,

             б) пением  и  уничтожением,

             в) как  объекты  промысла.

7. Зачем  звери  раны  зализывают?

             а) чтоб  быстрее  заживали,

             б) просто  от  боли,

             в) с  гигиенической  целью.

8. Сколько  перьев  у  птицы?

             а) не  пересчитать,

             б) более  тысячи,

             в) более  10 000.

9. Почему  мышка  дрожит?

             а) потому что  боится  кошку,

             б) чтобы  согреться,

             в) чтобы  проветрить  шкурку.

10. Почему  зайца  косым  зовут?

             а) глаза  косые,

             б) движения  косые,

             в) просто  насмешка.

Подведение  итогов, награждение.

Список  литературы:

1. Атлас. Люби и знай свой край. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва,1998год.

2. А.Барков. На ранней зорьке. Москва. Детская литература. 1992год.

3. В. Бианки. Лесная газета. Ленинград. Детская литература. 1983год.

4. Ю.Дмитриев. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт. Новосибирское  книжное издательство. 1986год.

5. А. Коптелов. Лесные  походы. Новосибирское  книжное издательство. 1986год.

6. Русские народные загадки. Москва. Просвещение. 1990год.

7. В.Любимцев. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? Москва. Издательский дом. Дрофа. 1995год.

8. В.Строков. Пернатые друзья лесов. Москва. Просвещение. 1975 год.

Приложения (для  оформления  в  коридоре)

Викторина  о  лесе  и  его  обитателях

1. Из  какого  дерева  делают  спички?    (из  осины)

2. Какое  дерево  применяется  при  изготовлении  лыж?  (берёза)

3. Из  какого  дерева  делают  пианино?   (из  ели)

4. Какие  дрова  самые  жаркие?     (берёзовые и дубовые)

5. Что  это  за  цветы,  узнать  легко  по  белым  лепесткам,  расположенным  «солнышком»  вокруг  желтой  серединки.   (ромашка)

6. Летом  он  бродит  без  устали  по  лесу,  а  зимой  сидит  в  берлоге  со  своим  крошечным  новорожденным  детенышем.  До  чего  же  он  любит  мед!     (медведь)

7. А  вот  это  дерево… Ведь  только  что  оно  было  зеленым,  а  теперь  вдруг  стало  зеленовато-серым. А  вот  оно  опять  зеленое! Дерево  «переодевается». Вспомни-ка  его  название!  (осина)

8. Трухлявый  пенёк  поможет  тебе  правильно  найти  дорогу. Правда, поможет  не  он  сам, а  грибы, которые  на  нём  растут. Какие  же  грибы растут  на  пнях  и  разрушают  их?  (опята)

9.Из  травы  посмотрел  на  тебя  чёрный  внимательный  глаз.  Это ягода.

Красивая  ягода. Но  не  вздумай  взять  её  в  рот – она  ядовита. Это…

10.Он  выкатился  прямо  тебе  под  ноги  и, сердито  фыркнув,  быстро  свернулся  в  колючий  клубок. Смотри  не  уколись! Ведь  это  же…(ёж)            

11. Огромную  хищную  кошку  в  наших  лесах  сейчас  не  встретишь. Но

ты  её  хорошо  знаешь – наверное, видел  в  зоопарке  и  на  рисунках.

Вспомни,  как  называется  эта  дикая  лесная  кошка?  (рысь)

12.Об  этой  ночной  хищной  птице  рассказывают  много  небылиц, считают  её  вестником  беды. Кричит  она  действительно  страшно.  Но

Птица  эта – истребитель  грызунов, а  значит  -  наш  большой  друг.(сова)

13.Это  дерево  называют « плакучим», потому  что  его  длинные  тонкие ветви  часто  опускаются  чуть  ли  не  до  самой  земли, и  поэтому  вид  у  него  грустный.  Знаешь, что  это  за  дерево?   (ива)

14.Её  все  знают  с  самого  раннего  детства  -  она  участвует  во  многих  народных  сказках.  Хитрый  зверёк…    (лиса)

15.Ты  её  видел и  в  лесу, и  дома  -  нарядную, украшенную  игрушками.

Вот  и  сейчас  она  перед  тобой  приветливо  машет  своими  пушистыми  лапами,  указывая  дорогу.   (ель)

16.Под  осиной – гриб.  Шляпка  у  него  оранжево-красная, очень похожая на  опавшие  листья  осины. Догадался,  что  это  за  гриб?   (подосиновик)

17.Ягоды  на  этом  дереве  появляются  в  конце  лета  или  осенью – ярко-красные,  собранные  в  большие  пучки. Но срывать  ягоды  стоит уже  после того,  как  их  прихватит  мороз. Тогда  они  будут  вкуснее. (рябина)

18.У  какого  дерева  очень  вязкая  древесина, и за  эту  древесину  дерево  получило  своё  имя.   (вяз)

19.Вспомни, у  каких  грибов  шляпки  разного  цвета, но  все  они  носят одно  имя.  (сыроежки)

20.Бывает  ли  чёрная  малина? А  если  и  бывает, то как  она  называется?

Приложение 2                    

Заказники  Новосибирской  области

1. Легостаевский,  площадь  30,9 тыс. га, - в Искитимском  районе.  Комплексный  (для  охраны  всех  видов  животных)

2. Кудряшовский,  площадь  80.8 га, - в  Новосибирском   районе

3. Сузунский,  площадь  80,8 тыс. га, - в  Сузуновском  районе

4. Калтыкарский,  площадь  21,3 тыс. га, - в   Тогучинском  районе

5. Талицкий,  площадь  53,1 тыс. га, - в  Маслянинском  районе

6. Доволенский,  площадь  57 тыс. га, - в  Доволенском   районе

7. «Южный»,  площадь  39 тыс. га. – в  Карасукском  районе

8. Казатовский,  площадь  10,5 тыс. га, – в  Куйбышевс-ком  районе

9. Мангазерский,  площадь  10,2 тыс. га, - в  Куйбышевском  районе

10.Усть – Тарский, площадь  82 тыс. га, - в Усть- Тарском районе        

11. Овчинниковский,  площадь  42,2 тыс. га,  - в  Коченевском  районе

12. Кирзинский,  площадь  119,8 тыс. га, - в  Чановском  и  Барабинском  районах

На  территории  заказников  создаются  улучшенные  условия  обитания

животных  и  птиц:  подкормка  в  зимние  месяцы,  заготовка  сена,  веточного  корма,  посев  кормов. Проводится  расселение  животных,  например,  ондатры. Повсеместно  ведется  борьба  с  браконьерством. 

Приложение 3

Знаете ли Вы?

- Кукушка  может  съесть  за  день 1900 гусениц, вредных  для  леса.

- Сова  уничтожает  за  лето  около    1000  полевых  мышей,  чем  обеспечивает  сохранение  1 тонны  зерна.

- Шестиногие  обитатели  одного муравейника уничтожают за сезон с  апреля  по  октябрь 3-5 млн. насекомых.

- Муравьи плавают и даже  переплывают  реки.

- Одна  берёза  за  весну  может  дать до  4 ведер  сока.

- Дятел  за  день  съедает 700-900 короедов.                                                                                     

Приложение 4.            

Растения и животные Новосибирской области, занесенные в Красную книгу   

В  Красную книгу Российской Федерации занесено 36 видов растений  и  31 вид животных Новосибирской области. Вот некоторые из них:

- Косуля сибирская.

- Степная лисица.

- Сурок байбак.

- Бобр западносибирский.

- Выхухоль.

- Савка (утка).

- Орлан – белохвост.

- Беркут.

- Журавль – красавка.

- Хохотун черноголовый.

- Муравей рыжий.

- Бабочка аполлон.

- Башмачок крупноцветковый.

- Любка двулистная.

- Адонис весенний.

- Кувшинка белоснежная.

- Ковыль перистый.

- Сосна сибирская (кедровая).

- Черёмуха обыкновенная.

- Кандык сибирский.

- Ирис сибирский.

- Купальница азиатская.

- Лилия кудреватая.

Размер:
108.5 Kb
Скачали:
63
Разработка очень хорошая и дети с удовольствием участвуют. Я очень рад использовать вашу работу.
Добавить комментарий