Конспект урока русского языка в 4 классе "Три склонения имен существительных"

Цель урока: познакомить с тремя склонениями имен существительных.

Учащиеся научатся: распознавать тип склонения по окончанию и по роду.

Планируемые результаты:

  • Предметные: уметь определять склонение имен существительных.
  • Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность.
  • Метапредметные: ориентироваться в задании, работать с текстом.

Оборудование: карточки с заданиями, индивидуальные карточки с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенном падеже, тетрадь, компьютер, проектор.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, ребята. У нас с вами сегодня немного необычный урок русского языка.
- Я хочу показать вас другим учителям, как вы умеете работать на уроке, чтобы не только я радовалась за вас, но и остальные посмотрели какие у меня умные детки и так же за вас порадовались.

- Вас будут снимать, но вы внимание на видеокамеру не обращайте, работать вы должны как обычно.
- Сегодня у вас все получится, потому что вы самые лучшие. Тихонечко садитесь.

Словарная работа

- Посмотрите на доску. Вы видите слова. Какое задание можно выполнить? Еще есть варианты?
- Сейчас вы должны будете вставить пропущенные буквы в словах на карточках. Работаем в парах. Есть желающие пойти к доске?

Слова: сочинение, календарь, лопата, одиннадцать, налево, еще, несколько, инженер, ежевика.

- Давайте выполним взаимопроверку, обменяемся для этого карточками с соседней партой. Смотрим на доску и сверяемся все ли правильно выполнено.
- Поставьте смайлик. (зеленый – без ошибок, желтый – 1-2 ошибки, красный – больше 3 ошибок)
- Я попрошу оценить работу у доски.

Постановка цели и задач

- Как вы думаете, для чего я выбрала такое задание? (ответы учащихся)
- Правильно, повторить словарные слова, так как мы готовимся к диктанту. А кто самый внимательный?
- Посмотрите еще раз на эти слова. По первым буквам можно составить слово.

- При помощи первых букв я зашифровала тему нашего урока.
- Тема нашего урока - склонение.
- Какие вопросы у вас возникают?

Объяснение нового материала

- Открываем страницу учебника 89, новый раздел, прочитайте мне тему урока. Что-нибудь стало вам понятнее о склонении?
- Кто сформулирует тему урока?
- На какие вопросы мы должны найти ответы на этом уроке?
- Что такое склонение?
- Посмотрите ответ на первый вопрос на слайде.

Склонение – это изменение имен существительных по падежам и числам

- Мы умеем с вами изменять существительные по падежам? Вот сейчас мы с вами этим и займемся. А сколько есть склонений, вы мне можете ответить?
- Какие существительные к какому склонению относятся?
- Чтобы узнать ответ на этот вопрос, вы будете работать в группах.

- У вас задание № 153 - просклонять слово. Что это значит? (Изменить слово по падежам и выделите еще окончание)
- Давайте мы с вами определим род этого слова.

- Хорошо, приступаем к работе. Как только группра закончила, один из вас выходит к доске, и на доске пишит окончания вашего слова в различных падежах.
- Вы сейчас будете исследователями. Вы просклоняли слова, занесли на доску ваши слова. А теперь, кто самый внимательный и заметил в словах одинаковые окончания.
- Давайте мы их объединим.

- Можем ли мы сказать, что существительные женского рода с окончаниями –а, -я и мужского рода с окончаниями –а –я совпадают? (отвечают на вопросы)
- Можем мы их отнести в одну группу?
- Хорошо, смотрим дальше. Существительные среднего рода с окончанием –о,-е и мужского рода с нулевым окончанием также совпадает изменение по падежам.

- Значит, мы их объединим во вторую группу. А какие существительные остались, которые не подходят не в первую, не во вторую группу?
- Правильно, это существительные женского рода с нулевым окончанием или оканчиваются на мягкий знак. И эти слова мы отнесем в третью группу. Кто сделает вывод?
- Можете ли вы обобщить знания? Сложно?

- Ответили ли мы на второй вопрос, какие существительные к какой группе относятся?
- Скажите, пожалуйста, а что мы должны знать, чтобы уметь определить склонение существительного. (Окончание, род)
- Нужно очень хорошо определять род имен существительных.

Физкультминутка

- Сейчас мы посмотрим, как вы хорошо научились определять род имени существительного.
- Встали все. Я сейчас буду называть слова, а вы определять род. Если слово женского рода, то девочки делают хлопок над головой.

- Если слово мужского рода, то мальчики делают хлопок над головой. Если слово среднего рода, тогда все приседают. Задание понятно?
- Поехали!

Слова: мальчик, девочка, лампа, окно, мышь, стол, урок, солнце, стул, парта, цветок, море, учитель, книга, ручка, карандаш, гнездо, тетрадь, колесо, ластик, каникулы.

Первичное закрепление нового материала

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Тема нашего урока склонение. Сколько склонений в русском языке?
- Запишите в тетради по столбикам 1, 2, 3 скл.
- Обратите внимание, как сокращенно пишем слово склонение и обязательно точка на конце. Дальше пишем, какие существительные к какому склонению относятся.

- Дома вы можете перенести это в памятку и пользоваться на уроках.
- Что такое склонение мы узнали, какие существительные к какому склонению относятся - определили. Какая следующая наша задача на уроке? (Научиться определять склонение существительных)
- Мы должны составить алгоритм, по которому научимся определять склонение существительного. С чего мы должны начать?

Слайд:

  1. Прочитать слово.
  2. Поставить слово в начальную форму.
  3. Определить род имени существительного.
  4. Определить окончание.

Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений

Разноуровневая самостоятельная работа

- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1

Определи склонение каждого имени существительного. Напишите слова в три столбика.

Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река.

Уровень 2

Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.

суббота

товарищ

радость

аллея

город

товарищ

дорога

уголь

честь

билет

яблоко

медаль

деревня

малина

смелость

автомобиль

лагерь

словарь

Уровень 3

Найди в предложениях существительные, определи их склонение.

  • В саду поселилась осень.
  • По ночам сова охотится, а днем спит.
  • Коршун высматривает добычу.

- Давайте проверим. Поднимите ладонь, если у вас все было правильно, полусогнутая ладонь, если допущена одна, две ошибки и кулак, если 3 и больше ошибок.
- Скажите, это слишком страшно, если ребята допустили ошибки. Нет, это новая тема, мы с вами только начинаем ее осваивать.

Итог урока. Рефлексия

- Какая тема нашего урока? Что нового вы узнали на уроке?
- Сколько склонений существительных в русском языке? Какие они бывают?
- Какие существительные относятся к 1-му склонению?

- Какие существительные относятся ко 2-му склонению?
- Какие существительные относятся к 3-му склонению?

- Как вы считаете, освоена ли вами данная тема?
- Поднимите зеленый светофор, если вам все было понятно и можете легко применить, и красный, если поняли, но еще допускаете ошибки.

Домашнее задание

- Теперь я хочу вам задать один вопрос. Для того чтобы освоить полностью тему, чтобы нам потренироваться, что нужно сделать?
- Откройте дневник. Запишите домашнее задание стр. 40 упр. 1 – повторить правило, упр. 2.
- Встали. Я благодарю вас за урок!

Размер:
20.93 Kb
Скачали:
9