Конспект урока русского языка 4 класс "Повторение темы "Имя числительное"

Педагогические цели:

  • создать условия для систематизации и обобщения знаний, обучающихся по теме "Имя числительное";
  • содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку, к своей малой Родине.

Результаты изучения темы:

  • понимают роль языка в интеллектуальных и творческих способностей;
  • адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения;
  • владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой.

Образовательные ресурсы: карточки.

Ход урока

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Начать наш урок я хочу начать с небольшого рассказа.

- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.

- А вы знаете, как называются такие рассказы? Правильно , они называются притчи.
- А вы знаете, что такое притча? Если нет, то где будете искать ответ?
- Конечно , в толковом словаре. (Ученик, у которого было опережающее задание, дает определение понятия ПРИТЧА)

Учитель помещает на слайде определение понятия "притча". (При́тча-короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Владимир Даль толковал слово "притча" как "поучение в примере").

- Ребята, так в чем заключается мудрость притчи? (Ответы детей)
- Да, у вас, ребята, тоже все в ваших руках. Я очень хочу, чтобы каждый из вас поверил в свои силы, в себя, и тогда у нас все получится. Все в нашей жизни зависит от нас.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Перед вами маршрутные листы, которые помогут ваи сегодня, посмотрите на 1 задание. Там для вас зашифрованное послание. Вы сейчас должны поработать в парах и прочитать его. (можно, чтобы не запутаться, внизу писать ответ)

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
(Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир)

- Какая часть речи помогла вам справиться с заданием?
- Мы уже несколько уроков изучаем "Имя числительное", и сегодня нам надо систематизировать и обобщить наши знания, какая же тема нашего урока? (записать на маршрутном листе)
- А какие цели для себя мы поставим ? (На слайде слова помощники)

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Давайте вспомним, что же вы знаете по теме, вам нужно вставить пропущенные слова. (взаимопроверка)

  • Имя числительное – это ...
  • Имена числительные, состоящие из одного слова, называют ...
  • Имена числительные, состоящие из двух и более слов, - ...
  • Порядковые числительные изменяются ...
  • Перечислите разряды количественных числительных ...

- Итогом нашей работы должен стать кластер по теме.

Распределительный диктант

  1. Двое пашут, а семеро руками машут.
  2. Рыдать в три ручья.
  3. Знать, как свои пять пальцев.
  4. Один в поле не воин.
  5. Трое осудят, десятеро рассудят
  6. Девятеро одного петуха режут.
  7. 3/10 красивых женщин – от природы и 7/10 – от нарядов.

Заполняем кластер.

Конструирование предложений

Слайды с картинками и числительными помощниками. (повторяем написание ь на конце и середине числтельных)

  • Памятник И.Д. Шибеко весит семьсот килограмм. (обратить внимание на словарное слово)
  • Шебекинский историко-художественный музей ежегодно посещает тридцать тысяч горожан
  • Высота " Панского дуба" тридцать пять метров
  • Дом купца Золотарева построили в девятнадцатом веке.

Заполняем кластер

Физкультминутка

Работа в парах

  1. Из семьсот пятьдесят вычесть два.
  2. По обоим сторонам дороги возвышались горы.
  3. Трое подруг ехали в трамвае.
  4. Стояли бидоны с девяностами литрами молока.
  5. Двести девятеро видов птиц занесено в Красную книгу.

Заполняем кластер, подводим итог.

Работа с текстом

Город Шебекино расположен в живописной долине реки Нежеголь. Годом возникновения Шебекино считается 1713 год. В городе проживает 42 465 человека. В 5 километрах от города - железнодорожная станция Нежеголь.

Край относится к лесостепной зоне. В районе насчитывается более 1000 видов растительности. Массив Шебекинского леса составляет около 30 тысяч гектаров. Основной породой шебекинских лесов является дуб. Он соседствует с ясенем, вязом, черемухой. Хвойные виды представлены сосновыми борами. На нашей территории известны деревья-долгожители, 500 и 300 летние дубы, а также 100 летняя ель.

Животный мир края насчитывает около 6000 видов. Самые крупные из них - лось, косуля и дикий кабан.

Подготовка к ВПР

  1. Вставить пропущенные буквы.
  2. Определить тему, основную мысль текста.
  3. Определить тип, стиль текста.
  4. Составить план текста.
  5. Определить разряд числительных.

Рефлексия

Прием "Рюкзак".

Домашнее задание:

  1. Упр. 430 (3 абзац) Списать, заменяя числа словами, выполнить морфологический разбор 1 числительного.
  2. Написать сочинение – рассуждение по теме "Зачем нам нужны числительные".
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!