Интеллектуальная игра по русскому языку 4 класс “Умники и умницы”

Цель: Повышение интереса детей к изучению русского языка.

Задачи:
Образовательная:
- расширять знания детей о русском языке, его истории;
- закреплять знания детей по пройденным темам;
Развивающая:
- повышать культуру речи, расширять словарный запас детей, образность мышления;

Воспитательная:
- воспитывать уважение к своему языку, культуру общения.
Оборудование: слайды по теме, карточки с заданиями, картинки.
Подготовительная работа:
1. Беседа с классный руководителем о подготовке мероприятия
2. Сообщить детям о подготовке к мероприятию
3. Украшение класса.

Этап мероприятия

Ход мероприятия

Орг. момент

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре «Умники и умницы». Для начала представим жюри: Федосеенкова Валерия Алексеевна, Слабодина Анастасия Руслановна и наш главный судья – Шуткина Светлана Анатольевна.
Тема игры: русский язык. Чтобы быть участником первой тройки игроков нужно заработать баллы. За полный и правильный ответ вручается орден (1 балл), за не полный и правильный ответ вручается медаль (0,5 баллов). Я напоминаю о правиле поднятой руки и призываю вас к уважению друг друга. Чтобы победить в этой игре, вам нужно быть внимательными, остроумными и активными. Желаю удачи.

Вступительная часть

И так, начнем.

1. На слайде представлены слова, которые написаны неправильно. Ваша задача восстановить правильный порядок букв в слове и назвать их: ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.

Вручение медали или ордена

2. Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова.

 Правильный ответ:
 В поля, не кошеных косой, (сущ.)

 Всё утро дождик шёл косой. (Прил.)

 Дочь грома капля-егоза,

 Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли, боясь взглянуть,

Скользнув с небесного стекла, (сущ.)

В ладонь цветка она стекла. (глаг.)

Вручение орденов или медалей

3. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

 (Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет)

Вручение ордена или медали

4. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с? (Т.п.)

Вручение ордена или медали

5. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель. (сущ., прил.)

6. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры? (Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров)

Вручение ордена или медали

7. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть. (Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть)

8. Найди имя прилагательное:
а) гербарий
б) узкий
в) санаторий
г) дежурный
(Правильный ответ В)

Вручение ордена или медали

9. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей 

          богатый -             хитрый -

         счастливый -        грубый         
          крепкий -              весёлый –

(Богатый - богач, хитрый - хитрец

Счастливый - счастливец     грубый - грубиян

Крепкий - крепыш         весёлый - весельчак) 

Вручение орденов и медалей

1. Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов       (имена существительные в именительном падеже).

(год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)

Вручение орденов и медалей

2. Найди верный ответ. 

а) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
в) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

(Правильный ответ: а)

Вручение ордена или медали

3. «Найди новое слово»

1) Мартышка –

(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)

2) Промокашка –

(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)

Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход (рассказчик).

Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание (преподавание).

Суффикс из слова руководитель, приставка из слова возможность, корень из слова пропитание  (воспитание).

 Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный. (исполнительный).

Приставка из слова подбежал, а корень из слова снежинка, суффикс взят из слова – лесник, окончание из слова – ученики (подснежники). 

Основная часть

Ведущий: А у нас есть явные участники.Прошу вас выйти к доске. Тот, у кого больше всего наград – первый выбирает категорию.

Категория «Продолжи пословицу»
Куй железо, пока горячо!

Один в поле не воин

Что посеешь, то и пожнешь
Век живи, век учись
Вешний день, год кормит
Для родины своей ни сил ни жизни не жалей

Задания для категории «Замени слово»
Подобрать:

- синонимы к словам: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

Категория «Расставь в словах ударение» 

Расставьте ударения в словах:

Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить. 

(кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.) 

Приглашается вторая тройка игроков
Выбор дорожек

Категории:
«Части речи»

Дайте определение части речи: существительное

Употребите во множественном числе слово доктор (Доктора)

Категория «Орфография и Фонетика»

Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
Орфография - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.ПримИрять друзей, примЕрять платье, залИзать раны, залЕзать на дерево

Категория «Словообразование»

Морфема-это значимая часть слова (корень, приставка, суффикс).

Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками:

1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна (1,3)

Категория «Синтаксис»

1. Синтаксис - отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.

2. Составь предложения со словами (одеть, надеть)

Категория «Загадки о падежах»

Творите – чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад. (Т)

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не  терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто. (И)

Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри.

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять. (П)

Категория «Ребусы»

Узор, Воробей, Русский

Ведущий: Ребята, пока жюри подсчитывают очки, мы сыграем в игру  «Пол, нос, потолок». Нужно быть очень внимательным, чтобы победить.
"Нос-пол-потолок". Ведущий предлагает детям поиграть, при этом не поддаваясь на провокацию. Он будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

Подведение итогов

Ведущий: Какие вы все внимательные, а теперь давайте узнаем, кто же стал победителем игры «Умники  и умницы»

Жюри награждает победителя и участников игры
Победитель игры получает грамоту и блокнот с ручкой

Участники игры на дорожках получают конфетки
Ведущий: Сейчас я хотела попросить, чтобы вы дополнили предложения, которые написаны на доске
Я научился…
Мне было интересно…
и ответить на опрос
Каков результат этого занятия?

Ребята, помните, что в каждом человеке живет умница и эту умницу надо беречь. Будете? Всего доброго, до свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.