Открытый урок русского языка 3 класс "Творительный падеж имен существительных"

УМК: "Школа России".

Цель урока:

  • изучение учащимися особенностей творительного падежа: его основных значений, вопросов, предлогов;
  • формирование умения распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу, составлять предложение (словосочетание).

Планируемые результаты:

  • знать что такое творительный падеж, его вопросы и предлоги;
  • распознавать творительный падеж имени существительного по падежному вопросу и предлогу.

Ход урока

Организационный момент

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Покажите мне на ваших "цветках настроениях".
- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Актуализация знаний

Чистописание ш, щ

- Прочитайте данные буквы. (а, ш, у, о, и, е, ю)
- Назовите лишнюю букву в данном ряду. (ответы учащихся)
- Назовите парный по звонкости-глухости.

- Найдите вторую букву, обозначающую согласный непарный шипящий по звонкости-глухости, глухой непарный по твердости мягкости, мягкий звук.
- Сравните эти буквы

Запись слов: шалаш, плащ, вещь, мышь, помощь.

- В каком падеже стоят данные слова?
- Над каким разделом работаем на уроках русского языка?

- Как называется изменение по падежам?
- Назовите падежи с вопросами и предлогами.

Постановка учебной задачи

Работа с раздаточным материалом

- Какое задание Вам предлагается?
- Как определили падеж имен существительных?
- Вставьте данные карточки по местам.

Именительный падеж

 

Родительный падеж

 

Дательный падеж

 

Винительный падеж

 

Творительный падеж

 

Предложный падеж

 

Карточки с именами существительными с предлогом:

парта

к  морю

у моста

про сказку

- Что вы ещё заметили?

Проблемная ситуация

К творительному и предложному падежам не хватило табличек со словами. Исходя из проблемы, просит сформулировать тему урока.
Тема урока - "Творительный падеж имен существительных"

- Познакомьтесь с планом работы, но обратите внимание, что его пункты перепутаны. Расположите план работы в нужном порядке.

План работы:

  1. Вспомнить вопросы творительного падежа.
  2. Выяснить, с какими предлогами употребляется творительный падеж.
  3. Тренироваться определять имена существительные в творительном падеже.
  4. Тренироваться ставить имена существительные в форму творительного падежа.

- Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять:

Узнаем: с какими предлогами употребляется творительный падеж.

Научимся: определять имена существительные в творительном падеже; ставить имена существительные в форму творительного падежа.

- Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал и научился

 

 

 

- Что вы уже знаете по теме?
- Что бы вы хотели узнать?
- Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы.

"Открытие" нового знания

Выполнение упр. 94

- Что вы заметили?
- Верно, слова какой части речи пропущены?
- С какой частью речи в данном случае связаны пропущенные предлоги?

- Что мы учились делать на предыдущих уроках?
- Как вы думаете, что нужно сделать?

- Выделите признаки творительного падежа.
- Какие предлоги не назвали?

Взаимопроверка учащимся работы. Оценивание своего результата.

- Сформулируйте вывод по второму пункту плана.

Физминутка

Гимнастика для глаз. Проговаривание стихотворения и выполнение движений.

Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой, (качают головой)
Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)
Мы руки подаем (руки в "замок")
И бегаем кругом, (покружиться на месте)
Раз, два, три, (три хлопка)
На место ты иди.

Первичное закрепление

Запись загадки

"Рогатая, хвостатая рогом проткнёт, хвостом починит"
- Сколько здесь существительных?
- Сколько из них стоит в форме творительного падежа, назовите эти существительные, докажите свой ответ.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

- Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание. (Выполение упр. 95)
- Какие предложения составите?
- По каким признакам определите падеж существительных?

Проверка работы, сверяясь с правильным образцом. Оценивание своей работы.

Итог урока

- Чему вы научились?
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

- Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху.
- Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы.
- Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы.

Домашнее задание

Упр. 96 списать, указав падеж существительных (по выбору).

  • Кто желает получить "5", составляет рассказ по опорным словам.
  • Кто хочет выполнить работу полегче, составляет словосочетания и получает "4".

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
- Ребята, какое настроение у вас в конце урока?
- Покажите мне ваш "цветок настроения".

Размер:
36.61 Kb
Скачали:
13