Цель урока: обобщить и закрепить знания о падежах имен существительных.
Задачи:
закрепить умения определять падеж имен существительных по вопросу и вспомогательному слову в предложении;
закрепить умение склонять имена существительные;
развивать орфографическую зоркость и речь учащихся.
Средства обучения: карточки для коллективной и групповой работы, интерактивная доска.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуйте их.
- Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем работать.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Словарная работа
- Запишите словарные слова под диктовку, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (Пишу в тетради словарный диктант. После того, как записали взять 5 тетрадей на проверку)
Интерес, Родина, дорога, вместе, товарищ, праздник, пенал, арбуз, девочка, единица, животное, изложение.
- Остальные проверьте правильность написания слов по слайду. (самопроверка)
- Какие это слова? (словарные, их написание нужно запомнить)
- Какой частью речи они являются? (существительные)
- Докажите. Подчеркните первую букву в словах, и вы по ним определите тему нашего урока. (Название падежей и слово падежи) (И,Р,Д,В,Т,П, П,А,Д,Е,Ж,И)
- Ребята из первого задания, что мы уже знаем о падежах? (Мы знаем их название)
- А что вы бы хотели еще закрепить и обобщить по это теме?
- Сформулируйте цель урока. (Вспомнить все, что изучили о падежах имен существительных - вопросы, вспомогательные слова, предлоги и алгоритм определения)
- Какие задачи каждый поставит перед собой?
- Над чем будем работать на уроке? (Обобщим знания об особенностях падежей русского языка, потренируемся в употреблении падежей или Обобщение знаний о падежах имен существительных)
- Что нужно знать, чтобы правильно определять падеж существительных?
(Распечатать на листе и прикрепить на доску и пользоваться этим весь урок)
- Обратите внимание у вас на столах на листочках лежат камешки.
- Когда вы их видите какие у вас вызывают ассоциации? (Море, песок, солнце, вода)
- Сегодня мы будем работать с текстом, который окунет нас в лето, и мы очутимся на пляже.
- У вас на столе лежит листок с текстом. Переверните его.
- Сейчас вы прослушаете этот текст. Ваша задача- проследить глазами за чтецом. (Звучит аудио запись текста на фоне шума море)
Осколки доброты
1. Семья проводила выходной день на пляже. 2. Девочки купались в море. 3. Они строили замки на песке. 4. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. 5. Ее седые волосы развевались на ветру, рубаха была грязной и оборванной.
6. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. 7. Родители подозвали дочерей и велели им держаться подальше от старушки. 8. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять. 9. Старушка улыбнулась семье, но никто не ответил ей приветствием.
10. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. 11. Так женщина выражала любовь к этому миру.
- Кому понравится текст?
- Поднимите камешки и покажите.
Задание № 1 (в парах, устно)
- Сейчас мы работать будем с этим текстом в парах с 1, 2 и 3 предложением устно.
- Найдите в этих предложениях прямо в тексте имена существительные и определите падеж простым карандашом.
Проверка фронтальная.
1. Семья (И.п.) проводила выходной день (В.п.) на пляже (П.п.) 2. Девочки (И.п.) купались в море (П.п.). 3. Они строили замки (В.п.) на песке (П.п.)
- Чтобы правильно определить падеж, что было сделано? (Нужно правильно задать вопрос)
- Ребята у нас в предложениях есть И.п. и В.п. падеж у них один вопрос. (что?)
- А ка вы определили, где какой из них? (И.п. - это подлежащие, В.п. является в предложении дополнением и могут быть предлоги)
- Назовите падежи, которых нет в предложениях. (Р., Д., Т.п.)
- Проговорите вопросы к ним. (На слайде выводятся эти падежи и вопросы к ним)
Задание № 2 (письменно)
- Прочитайте 4 предложение. Найдите в этом предложении существительное. (старушка)
- Просклоняете это слово в тетради с теми падежами, которых не было в первом задании. Выделите окончания.
- Какой вопрос из двух вам пригодится?
- Почему? (Нам нужны вопросы к одушевленным предметам)
Фронтальная проверка.
- Мы все падежи назвали и определили? (Да)
- Какая часть слова изменяется при склонении? (Окончание)
- Для чего это нужно? (Чтобы правильно строить предложения)
- Вот теперь мы можем с вами отдохнуть.
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный – устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный - убежал.
Падежи нам всем нужны
И при этом – все важны!
- Садимся на свои места и продолжаем работать.
Задание № 3
- Сейчас мы будем работать с 9 предложением.
- Вам надо определить падеж имен существительных в этом предложении.
- Чтобы правильно определить падеж существительного, что нужно сделать? (Правильно задать вопрос, но сначала надо найти слово, от которого надо задать вопрос)
- Сейчас мы этим и займемся. Выпишите из текста 9 предложение. (Проговорить детям без слайда)
- Определите падеж имен существительных.
- Подчеркните то слово, от которого вы будете задавать вопрос.
9. Старушка (кто? И.п.) улыбнулась семье (чему? Д.п.), но никто не ответил ей приветствием. (чем? Т.п.)
Фронтальная проверка задания. (Оценивание активных детей)
- Ко всем существительным вы нашли слова? (Нет. К слову старушка. Потому что это И. падеж, и он в предложении является главным членом подлежащим, а все остальные падежи являются дополнением)
Задание № 4 Фронтальная работа (устно)
- Я предлагаю поработать вам с 6 предложением.
- Найдите в нем имена существительные с предлогом, определите падеж.
- Работаем прямо в тексте в паре, простым карандашом.
6. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка (Р.п.) какие-то предметы и перекладывая их в сумку (В.п.).
- Какие еще предлоги употребляются с этими падежами? (Р.п. – для, до, с, без, у, от, возле, около. В.п. – под, за, про, через, в, на, во)
- Предлоги помогают нам определить падеж.
Задание № 5 Групповая работа (письменно)
- Сейчас мы будем работать в тексте с последним предложением.
- Найдите в тексте имена существительные.
- Назовите их. (Женщина, любовь, мир)
- Просклоняйте их с предлогами в группах.
1 группа
И.п. кто? (женщина)
Р.п. без кого? (без женщины)
Д.п. к кому? (к женщине)
В.п. за кого? (за женщину)
Т.п. за кем? (за женщиной)
П.п. о ком? (о женщине)
2 группа
И.п. что? (любовь)
Р.п. от чего? (от любви)
Д.п. к чему? (к любви)
В.п. про что? (про любовь)
Т.п. с чем? (с любовью)
П.п. о чём? (о любви)
3 группа
И.п. что? (мир)
Р.п. без чего? (без мира)
Д.п. к чему? (к миру)
В.п. за что? (за мир)
Т.п. над чем? (над миром)
П.п. о чем? (о мире, в чём? в мире)
- С каждой группы представитель идет проверять задание у другой группы.
- Если вы считаете, что выполнили правильно задание поднимите камешки вверх.
- В конце урока я соберу тетради и у каждого проверю это задание.
- Сегодня мы работали с текстом "Осколки доброты". Мы с вами закрепили все, что знаем о падежах.
- А теперь посмотрим на всю работу в тетради.
- Скажите, что мы конкретно повторили? (Название падежей, вопросы, знания нахождения опорных слов, повторили предлоги)
Оценивание детей.
Домашнее задание
- На следующем уроке запланирована проверочная работа, где вы покажите свои знания.
- Запишите д/з. стр. 39 упр. 71
- Ребята мы целый урок работали с этим текстом.
- Как вы думаете почему он так называется? (Говорилось о старушке и о ее добром деле)
Вывод: В жизни бывает так, сначала нам не нравился какой-либо человек, потому что он был непохож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.
- А как называется такое человеческое качество, когда человек делает доброе дело и не ждет ни от кого ничего взамен? (Предположения детей)
- Добрые качества нужно в себе воспитывать, они формируют наш характер.
- Наши камешки - это стеклышки на пляже превращенные в осколочки доброты.
- Если вам урок понравился, то эти камешки вы оставляете себе, а кому урок не понравился подойдите к моему столу и положите камешки в коробочку.
- На этом урок закончен.