Открытый урок русского языка в 3 классе "Понятие о глаголе"

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о глаголе, как части речи: умение определять их на слух, находить в тексте.

Задачи:

  • повторять и обобщать знания учащихся о глаголе как части речи;
  • тренировать умения распознавать, устанавливать связь глагола с именами существительными;
  • развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

Оборудование: учебник, кластеры, картинки, игры, упражнения, кроссворд, задания на печатной основе, оценочная таблица.

Ход урока

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Сейчас будет урок русского языка.

Тренинг "Подарим друг другу улыбки"

- Пришла весна, все радуются солнышку, на лицах чаще можно встретить улыбки. Давайте и мы подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь мне, друг другу.
- Я желаю, чтобы урок русского языка принес вам радость. Для этого приготовила вам много интересного.
- Чтобы урок был радостным для всех, какими вы должны быть на уроке? (активными, внимательными)

- Чтобы быть внимательными на уроке, вы должны уметь слушать и уважать мнение других. Вы уверены в себе? (да!)
- Хотите ли продолжать узнавать тайны русского языка?

- Тогда отправляемся в путь.
- За каждый правильный ответ, вы получите звездочку. В конце урока мы посчитаем количество у каждого из вас.

Повторение изученного

- Над какой большой темой мы работаем? (ответы учащихся)
- Давайте вспомним, какие мы изучили части речи и что вы уже знаете о них? (составление кластеров)
- При работе с кластером у вас были затруднения? Все было знакомо? Что нужно знать, чтобы определить какой частью речи является то или иное слово?

Вводная гимнастика

- Разотрем свои ладошки и разбудим пальчики, и начнем уже писать, девочки и мальчики. (запись числа, классной работы)

Актуализация знаний

- Сегодня мы начнем изучать еще одну часть речи.
- Отгадаете мои загадки и тогда вы сможете узнать тему урока. (слайд кроссворд)

Все в один он миг решает,
Славный подвиг он свершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно... (герой)

Самолет стоит на взлете,
Я готов уж быть в полете.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас! (летчик)

В каком месяце освободили наши долины? (апрель)

Нрав у злодейки буйный, злой,
А прозывается ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная … (граната)

Длинную яму солдаты копали
В войну, чтобы пули их не достали. (окоп)

В эту дверь танкист влезает,
Верх ее он открывает. (люк)

- Так какая тема сегодняшнего урока? (глагол)
- Верно, а главная задача – научиться находить глаголы в речи.

- Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глаголить – значит говорить.
- С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
- Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но глаголы могут "оживить" окружающий нас мир.

Первичное усвоение новых знаний

На слайде 4 представлен текст: … война. В лесу … бой. Молодой солдат … ручной пулемет к березе и … по врагу. Недалеко … мина. С дерева … ветка с соловьиным гнездом. Соловушка … над гнездышком и тревожно …. .

Враг …. Бой …. Солдат … л гнездышко и … его к другой ветке.

– Поняли, о чем этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова. (Варианты учеников)
– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст)

Шла война. В лесу шел бой. Молодой солдат приложил ручной пулемет к березе и стрелял по врагу. Недалеко разорвалась мина. С дерева упала ветка с соловьиным гнездом. Соловушка кружилась над гнездышком и тревожно пищала.

Враг отступал. Бой отдалялся. Солдат поднял гнездышко и прикрепил его к другой ветке.

– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста?
– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?
– Зачем глаголы нужны в речи?
– Проверим свои предположения, прочитав сведения о языке на стр. 101 учебника.

– Рассмотрите рисунок .Что делают дети? слайд
А представьте себе мир без действий.

Физминутка

Закрепление полученных данных

- В каких словосочетаниях слово является глаголом? (слайд)
- У вас на партах карточки, на них глаголы употреблены в прямом и переносном значении. Найдите прямое значение глагола, подчеркните. Объясните свой выбор.

  1. Льется песня.    Льется вода.
  2. Идет дождь.    Идет человек.
  3. Горят щеки.    Горят огни.
  4. Звенит капель.    Звенит звонок.
  5. Завыл пес.    Завыл ветер.
  6. Носить костюм.    Носить имя.
  7. Спит человек.    Спит природа.
  8. Ударят морозы.    Ударят молотком.
  9. Горят дрова.    Горят глаза.
  10. Я выхожу из дома.    Газета выходит по пятницам.

- Я говорю вам фразеологизмы, а вы записываете одним глаголом, что он обозначает. Ответ поищите глазками, не поворачивая головы.

  • Ломать голову. (думать)
  • Зарубить на носу. (запомнить)
  • Выбиться из сил. (устать)
  • Утереть нос. (доказать)
  • По головке не погладят. (не похвалять)
  • Плестись в хвосте. (отставать)
  • Обивать пороги. (просить)

- Образуйте от имен существительных глаголы. (Кто быстрее)

  • бег - ... (бежать)
  • прыжок - ... (прыгать)
  • игра - ... (играть)
  • крик - ... (кричать)
  • пение - ... (петь)
  • боль - ... (болеть)
  • свист - ... (свистеть)
  • скрип - ... (скрипеть)

Систематизация и обобщение знаний

Игра "Верю – не верю"

  • Верите ли вы, что глагол обозначает слово – говорить? (да)
  • Верите ли вы, что глагол называет предмет? (нет)
  • Верите ли вы, что глагол обозначает действие предмета? (да)
  • Верите ли вы, что без глагола наша речь не интересна? (да)
  • Верите ли вы, что с помощью глагола все в мире двигается? (да)

Рефлексия

– Глагол приглашает нас в свой дом. Только дверь не откроется, пока не подберем все ключики к ней.
Сова   факел
Свиток   скамья

Подведение итогов

- Какой этап был трудный?
- Какой интересный?
- Давайте посчитаем, у кого сколько звездочек.
- Спасибо за урок!

Размер:
21.37 Kb
Скачали:
3