Цель урока: сформировать у учащихся понятие о глаголе, как части речи: умение определять их на слух, находить в тексте.
Задачи:
Оборудование: учебник, кластеры, картинки, игры, упражнения, кроссворд, задания на печатной основе, оценочная таблица.
- Здравствуйте, ребята. Сейчас будет урок русского языка.
Тренинг "Подарим друг другу улыбки"
- Пришла весна, все радуются солнышку, на лицах чаще можно встретить улыбки. Давайте и мы подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь мне, друг другу.
- Я желаю, чтобы урок русского языка принес вам радость. Для этого приготовила вам много интересного.
- Чтобы урок был радостным для всех, какими вы должны быть на уроке? (активными, внимательными)
- Чтобы быть внимательными на уроке, вы должны уметь слушать и уважать мнение других. Вы уверены в себе? (да!)
- Хотите ли продолжать узнавать тайны русского языка?
- Тогда отправляемся в путь.
- За каждый правильный ответ, вы получите звездочку. В конце урока мы посчитаем количество у каждого из вас.
- Над какой большой темой мы работаем? (ответы учащихся)
- Давайте вспомним, какие мы изучили части речи и что вы уже знаете о них? (составление кластеров)
- При работе с кластером у вас были затруднения? Все было знакомо? Что нужно знать, чтобы определить какой частью речи является то или иное слово?
Вводная гимнастика
- Разотрем свои ладошки и разбудим пальчики, и начнем уже писать, девочки и мальчики. (запись числа, классной работы)
- Сегодня мы начнем изучать еще одну часть речи.
- Отгадаете мои загадки и тогда вы сможете узнать тему урока. (слайд кроссворд)
Все в один он миг решает,
Славный подвиг он свершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно... (герой)
Самолет стоит на взлете,
Я готов уж быть в полете.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас! (летчик)
В каком месяце освободили наши долины? (апрель)
Нрав у злодейки буйный, злой,
А прозывается ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная … (граната)
Длинную яму солдаты копали
В войну, чтобы пули их не достали. (окоп)
В эту дверь танкист влезает,
Верх ее он открывает. (люк)
- Так какая тема сегодняшнего урока? (глагол)
- Верно, а главная задача – научиться находить глаголы в речи.
- Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глаголить – значит говорить.
- С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
- Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но глаголы могут "оживить" окружающий нас мир.
На слайде 4 представлен текст: … война. В лесу … бой. Молодой солдат … ручной пулемет к березе и … по врагу. Недалеко … мина. С дерева … ветка с соловьиным гнездом. Соловушка … над гнездышком и тревожно …. .
Враг …. Бой …. Солдат … л гнездышко и … его к другой ветке.
– Поняли, о чем этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова. (Варианты учеников)
– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст)
Шла война. В лесу шел бой. Молодой солдат приложил ручной пулемет к березе и стрелял по врагу. Недалеко разорвалась мина. С дерева упала ветка с соловьиным гнездом. Соловушка кружилась над гнездышком и тревожно пищала.
Враг отступал. Бой отдалялся. Солдат поднял гнездышко и прикрепил его к другой ветке.
– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Зачем глаголы нужны в речи?
– Проверим свои предположения, прочитав сведения о языке на стр. 101 учебника.
– Рассмотрите рисунок .Что делают дети? слайд
А представьте себе мир без действий.
Физминутка
- В каких словосочетаниях слово является глаголом? (слайд)
- У вас на партах карточки, на них глаголы употреблены в прямом и переносном значении. Найдите прямое значение глагола, подчеркните. Объясните свой выбор.
- Я говорю вам фразеологизмы, а вы записываете одним глаголом, что он обозначает. Ответ поищите глазками, не поворачивая головы.
- Образуйте от имен существительных глаголы. (Кто быстрее)
Игра "Верю – не верю"
– Глагол приглашает нас в свой дом. Только дверь не откроется, пока не подберем все ключики к ней.
Сова факел
Свиток скамья
- Какой этап был трудный?
- Какой интересный?
- Давайте посчитаем, у кого сколько звездочек.
- Спасибо за урок!