Конспект урока русского языка 3 класс "Роль буквы (Ь) мягкий знак в словах"

Задачи урока:

  • Актуализировать знания учащихся о роли буквы мягкий знак в словах.
  • Расширить представление детей о роли мягкого знака на примере существительных с шипящими на конце.
  • Систематизировать знания по теме урока.

Ход урока

Словарно-орфографическая работа

Прием "Таблица – ЗХУ"

Проводится словарный диктант, который учащиеся выполняют в таблицах-заготовках.
- Приготовьтесь писать словарный диктант. Выполняем его сегодня в таблице. Вторая тема в этой работе - антонимы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал для проведения словарной работы:

  • мороз – жара, зной
  • вместе – врозь, отдельно, порознь
  • Здравствуйте – прощайте, до свидания
  • праздники – будни
  • завтра – вчера, нынче, сегодня

Если ученик знает, как пишется слово с непроверяемой орфограммой, то он записывает слово в первый столбик, ставит ударение, подчеркивает орфограмму. Если ученик затрудняется написать слово с непроверяемой орфограммой, то он записывает его во 2-ю графу с "дыркой" (пропуском буквы) на месте орфограммы.

Рядом со слово в графу "знаю" ученик пишет антоним к слову с орфограммой. Если он его не знает, то отмечает это во второй графе, там же можно сделать отметку, если надо проверить себя, верно ли нашел антоним.

После диктанта дети работают в парах.
- Обсудите свои вопросы в парах.
- Какие вопросы остались после обсуждения?
- Что прямо сейчас на уроке поможет их решить? (словари)

Дети работают с орфографическим словарем в учебнике и словарем М.Р. Львова "Школьный словарь антонимов русского языка". В графу "узнал" грамотно пишут слово, в написании которого сомневались, подчеркивают орфограмму, проверяют антонимы, заполняя последнюю графу таблицы.

- Чему учились выполняя эту работу?
- Что было трудно, почему это было трудно?
- Какие задачи в этой работе ставите дальше для себя?

Стадия вызова

Актуализация знаний учащихся о букве Ь

- Запишите на листке любые слова с Ь. (индивидуально)
- Сгруппируйте их и обсудите группировку в парах.
- Какие группы получились? (Пара называет слова одной группы, другие пары слова остальных групп, не повторяясь)

- Расскажите, как вы рассуждали, группируя слова?
- Какие вопросы у вас по группировке остались?

В результате этой работы и обсуждения на доске появились следующие группы слов. Например,

лось

соль

мальчик

крыльцо

коньки

деньки

письмо

борьба

вьюга

воробьи

рожь

дочь

  1. Слова с Ь на конце.
  2. Слова с буквой Ь после буквы мягкого согласного звука [л' ] в середине слова. (например, мальчик, крыльцо)
  3. Слова с буквой Ь после буквы мягкого согласного звука перед буквой твердого согласного. (например, галька)
  4. Слова с Ь после буквы мягкого согласного звука перед буквой мягкого согласного звука. (например, коньки)
  5. Слова с Ь после буквы согласного звука перед гласными е, е, ю, я, и.
  6. Имена существительные женского родам шипящими на конце. (например, рожь)

Возможно, группа слов с мягким знаком в существительных после шипящих не будет представлена в ответах детей. Эти слова, скорее всего, они отнесут к словам первого столбика, так как это тот кусочек нового знания о роли мягкого знака, что дети должны узнать сегодня.

Возможно, группа слов типа рожь, дочь все-таки будет выделена, но в основу классификации дети положат не роль мягкого знака в слове, так как они ее пока в этих словах не знают, а "похожесть" слов тем, что у всех на конце буква шипящего звук.

Возникает противоречие, т.е. проблемная ситуация: мнение детей разошлись по причине затруднения, которое возникло из-за отсутствия знания о роли мягкого знака после шипящих. Итак, часть детей предлагает выделить группу слов с шипящими на конце, другие дети – включить эти слова в первый столбик.

- Ребята, мнения ваши разошлись, почему?
- Это будет первый вопрос, на который сегодня постараемся получить ответ. Озвучьте его еще раз.

Формулирование темы урока учащимися

- Давайте предположим, какой будет сегодня тема урока? Каждый запишите ее у себя на листочке. Обсудите ее в парах.

После обсуждения дети говорят: Роль буквы Ь в словах. Как работает в словах буква Ь. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание буквы Ь в словах. Роль мягкого знака в существительных после шипящих и т.п. Все формулировки принимаются, они зафиксированы у детей на бумаге и учитель фиксирует их на доске.

- Как думаете, на какой формулировке темы нам остановиться? Дети затрудняются, так как все формулировки неплохие и по сути вопроса. Учитель предлагает обсудить, что делать. Звучит предложение, что всем понятно, о чем пойдет речь на уроке, а к формулировке темы вернемся позже.

Вызов. Прием "Корзина идей"

- Подумайте и скажите, на какие вопросы о букве мягкий знак вы хотите сегодня получить ответы. Каждый работает самостоятельно, записывает свои вопросы. Для формулировки вопросов дети используют языковой материал, что получили на этапе группировки.

- Обсудите эти вопросы в парах. Приготовьтесь один ваш общий вопрос озвучить в классе.
- Итак, собираем ваши вопросы. Учитель все вопросы фиксирует на доске.

Вот примерные вопросы детей:

  1. Какую команду Ь отдает букве согласного звука?
  2. Где в слове работает буква Ь?
  3. Когда мягкость согласного звука в середине слова обозначается буквой Ь?
  4. Когда пишется разделительный Ь?
  5. Для чего в словах пишется разделительный Ь?
  6. Зачем нужен Ь на конце существительных после шипящих? и т.п.
  7. Мягкость какого звука в середине слова всегда обозначается мягким знаком?
  8. Для чего в словах нужен разделительный мягкий знак?

- Вчитайтесь в эти вопросы, вдумайтесь в них. О чем они? Может быть, среди них есть такие, которые об одном и том же? Тогда вопросы можно сгруппировать. Давайте попробуем сделать это.
- Обсудите свои мысли в паре. Решите, какие группы у вас получатся и какие вопросы в них войдут.

- Слушаем и обсуждаем предложения пар.
Дети предлагают, как сгруппировать вопросы, решая, о чем вопросы в каждой группе, т.е. формулируют тему вопросов каждой группы. Обсуждения по систематизации вопросов можно организовать так:

- Сколько групп у вас получилось? Аргументируйте, почему столько? Какие вопросы вошли в каждую группу?
- Кто по-другому считает? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

- Каким одним общим вопросом вы заменили вопросы каждой группы? Кто согласен с такой заменой?
- Кто новый вопрос сформулировал по-другому. Обсудим, чей вопрос точнее.

В результате такой работы у детей получается:

  • I группа вопросов: № 1, 5, 6 – Какова работа (роль) мягкого знака в словах?
  • II группа вопросов: № 2, 3 – Где в слове может стоять мягкий знак?
  • III группа вопросов: №8 – Как читается буква с мягким знаком?
  • IV группа вопросов: №4, 7 – Когда в словах пишется мягкий знак?

- Назовите еще раз вопросы, на которые вы хотите получить сегодня ответы? (Дети называют эти 4 вопроса и те, которые возникли раньше: нужно ли слова с шипящими на конце выделять в отдельную группу?)
- Это сегодня задача нашего урока – дать полный ответ на эти вопросы. Чтобы это сделать, надо собрать все ваши знания по теме и получить новые.

Мотивация учащихся на деятельность

- Ребята, поднимите руку, кто из вас не видел, как пишут дошкольники?

- А к кому из вас они обращались за помощью, как написать то или иное слово?
- А кто из тех, у кого есть малыши дома, не читал таких записок:

Мама!
йа ушол гулат дошт ужэ нэлйот.
Митя.

- Вижу, что вы уже улыбаетесь. Но смеемся мы, конечно же, по-доброму. Ведь не знает еще малыш, как надо пользоваться буквами русской азбуки.
- Вот и представьте, что вам надо помочь такому грамотею. Как вы будете учить его пользоваться буквой мягкий знак? Сегодняшний урок поможет вам не ударить в грязь лицом.

Стадия осмысления

Прием "Сводная (сравнительная) таблица". Определение линий сравнения

- Ребята, чтобы справиться с этой задачей, я предлагаю составить сравнительную таблицу. У вас на партах таблицы – заготовки. Нам надо подготовить их к работе.
- Что это значит? (Определить линии сравнения, назвать, что будем сравнивать, т.е. что впишем в заголовки вертикальных граф)
- Итак, рассуждаем. Что является темой, предметом обсуждения на уроке? (Буква мягкий знак, ее работа в разных словах)

- Так что же мы запишем в заголовки вертикальных граф таблицы?
- Слушаем ваши предложения с аргументами. (Обсуждаются предложения детей. Дети должны догадаться, что это будут слова, где есть буква мягкий знак в разной позиции. Слова, что сгруппированы на доске в начале урока, помогут им высказать эту догадку)

- Определяем линии сравнения.
- Вспомните, что мы хотим узнать о букве мягкий знак? (Дети высказывают предположения о линиях сравнения, в результате обсуждения приходит догадка, что линиями сравнения могут стать те вопросы, на которые мы хотим в конце урока получить ответы)

- Попробуйте теперь вопрос каждой группы назвать фразой, где главное слово будет имя существительное. Запишите свои выводы сначала самостоятельно, а потом обсудите в парах.
- Обсуждаем, что наработано в парах.

Пары называют формулировки линий сравнений, учитель их фиксирует на доске, обсуждают, редактируют – названия линий сравнения готовы:

  1. Место (позиция) буквы мягкий знак в слове.
  2. Роль (работа) буквы мягкий знак в слове.
  3. Чтение буквы с мягким знаком.
  4. Письмо мягкого знака в словах.

- Впишите эти линии сравнения в таблицу-заготовку.
- Подведите итог, что помогло нам выйти на линии сравнения? Как мы действовали?

Так будет выглядеть на данном этапе заготовка таблицы:

коньки

пальто

 горько

Линии сравнения

соль

вьюга

 

 

 

Место (позиция) буквы мягкий знак в слове.

 

 

 

 

 

Роль (работа) буквы мягкий знак в слове.

 

 

 

 

 

Чтение буквы с мягким знаком.

 

 

 

 

 

Письмо мягкого знака в словах.

 

 

 

Чтение текста "Спор букв"

С целью самоконтроля по вопросу выделения линий сравнения и слов для сравнения.
- На какие вопросы мы должны еще ответить, чтобы можно было начать заполнять таблицу?
- Верно ли выбрали линии сравнения? Все ли это линии? В таблице осталось без слов последняя графа.

- Нужна ли эта графа? Она предназначалась для слов типа "ночь, ложь". Или эти слова включим в графу со словами типа "соль")
- Поможет вам ответить на вопросы текст "Спор букв".
- Читаем его с карандашом в руках. Обсудите результаты чтения в паре. Приготовьтесь дать ответы о готовности таблицы к заполнению.

- Обсуждаем ваши выводы всем классом
При внимательном чтении дети убедятся, что линии сравнения выделены верно, что графа последняя нужна, так как, оказывается, у буквы мягкий знак после шипящих особая роль.

Повторное чтение текста с целью заполнения таблицы. Обобщение по таблице.

- Сравните в парах заполненные таблицы. Поделитесь друг с другом мыслями, которые у вас возникли, задайте друг другу по таблице вопросы на понимание, если в этом есть необходимость.
- Сформулируйте вопросы, которые помогут вам подвести итог работе.

К тем вопросам, что уже звучали в качестве задач урока и отражены в линиях сравнения, дети ставят и другие вопросы:

  1. 1От чего зависит роль в слове буквы мягкий знак?
  2. Как узнать, когда в слове нужен мягкий знак, а когда нет?
  3. Всегда ли после буквы мягкого согласного звука пишется мягкий знак? и т.д.

- Давайте ответим на эти вопросы, сделаем обобщение – итог по таблице. (Дети строят связные высказывания, класс слушает, дополняет)

Уточнение формулировки темы урока

- Теперь вернемся к формулировкам темы урока – они на доске.
- Давайте сформулируем тему точно и полно, теперь вы это сможете сделать. Предлагая, на какой формулировке остановимся, аргументируйте свою точку зрения.

Дети, рассуждая, приходят к выводу, что все вопросы так или иначе связаны с понятием роли Ь в словах, поэтому класс остановился на формулировке "Роль буквы Ь в словах", так как она "вбирает" в себя все другие формулировки.

Стадия рефлексии "Денотатный граф"

Составление денотатного графа по итогам заполнения таблицы.

- Дети, я предлагаю вам сжато, коротко ответить на главный вопрос по теме урока и сделать это в виде денотатного графа.
- Напомните друг другу, как надо действовать, чтобы его составить? (Выделяем ключевое слово темы, затем ищем глаголы, которые свяжут тему с ее признаками. И наконец, назовем основные признаки ключевого понятия (или основные выводы, связанные с ключевым словом темы)

- Работаем каждый самостоятельно на листочках.
- Закончили. Обсудите свою работу в парах.
- Какие вопросы по содержанию, составлению графа у вас остались?

- Надеюсь, вы услышите на них ответы в ходе обсуждения графа. Будьте внимательны.
- Давайте обсудим всем классом, что у вас получилось.

Далее дети объясняют, что они делали, как, почему так и т.д. Если дети затруднятся, то их можно отправить к тексту, таблице – там все есть: и глаголы, и выводы по теме – пусть ищут, рассуждают. В результате обсуждения на доске появляется граф.

  1. Ключевое понятие: роль Ь.
  2. Глаголы: предупреждает, обозначает, указывает.
  3. Признаки понятия (основные выводы по теме):
    • что буквы гласных звуков е, е, ю, я, и читаются как два звука;
    • мягкость предшествующего согласного;
    • на ж. р. существительных с Ь на конце после шипящих.

- Что нам помогло составить граф?
- Озвучьте граф, приведите примеры.

Итог урока

- Какую же тему мы сегодня обобщали?
- Что нового узнали о роли мягкого знака?
- Ребята, что же нам надо еще обсудить, чтобы быть уверенными, что мы знаем все о букве Ь? (Дети, составляя таблицу, подметили, что не все легко и просто с обозначением мягкости согласных буквой Ь в середине слова перед буквой мягкого согласного звука)

- Для чего мы сегодня говорили о роли Ь в словах? Зачем и где нам понадобится это знание? (Да, это знание поможет нам грамотно писать слова с Ь)
- Дети, выдающаяся русская актриса Ф.Г. Раневская всегда славилась своими меткими точными высказываниями. Так вот, о неграмотном письме она сказала примерно так: "Орфографическая ошибка в тексте – это как клоп на белой блузке"

- Сейчас вы сможете назвать задачу нашего завтрашнего урока. (Совершенствовать умение писать слова Ь)
- С чего завтра начнем совершенствовать свое умение грамотно писать эти слова? (с узнавания орфограмм, связанных с употреблением мягкого знака)
- А что нам поможет узнать эти орфограммы? (надо знать их признаки)
- Как думаете, работа, которую мы сегодня выполнили, поможет нам эти признаки вывести? (Да)

Домашнее задание

Составить, используя прием "Кластер", ответ на тему "Правописание буквы мягкий знак".

Написать небольшое рассуждение на тему "Сколько звуков в слове "вьюга".

Рефлексия

– Давайте оценим сегодняшний урок, свою работу, работу своих товарищей.
- Продолжите данные на доске предложения:

  • Я порадовался за ...
  • Я хочу поблагодарить ... за ...
  • Мне сегодня удалось ...
  • Я рад, что ...

- Успехов вам, ребята. Меня сегодня урок и ваша работа на нем очень порадовали.
- Урок окончен!

Размер:
33.61 Kb
Скачали:
9