Цель: освоение умения определять род имен прилагательных, согласовывать их с именами существительными.
Задачи:
Образовательные ресурсы: учебник русского языка 3 кл. 2 ч. В.П. Канакин, презентация.
Оборудование урока: проектор, ноутбук, документ-камера, карточки с заданиями для самостоятельной работы, лист отчетности, газета.
- Начинаем урок. Сожмите ладошки и представьте, что внутри них тревоги и неуверенность.
- Раскройте и сдуйте все, что вас беспокоит. Улыбнитесь друг другу.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Желаю вам удачи, успеха!
Слово учителя
- А знаете ли вы, что 13 января в России отмечается День российской печати.
- Именно в этот день в 1703 году по указу Петра Первого вышел в свет первый номер российской газеты, который носил название "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти".
- Газета издавалась в Москве и Санкт-Петербурге, при этом фактически не имея постоянного названия – "Ведомости", "Русские ведомости", "Ведомости Московские".
- Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры. Мы с вами будем сами создавать газету по предмету. Я - главный редактор, вы - сотрудники газеты.
Словарная работа
- Появление первых типографий, новых профессий привело к пополнению нашего языка новыми словами.
- Запишите одним словом и проверьте правильность написания.
- Отметьте опасные места.
- Найдите лишнее слово и вы узнаете, как будет называться наша газета. (хороший)
- Газета под названием "Имя прилагательное". (Вывешивается табличка)
- Укажите род данных слов. Докажите.
- У какого слова вы не смогли определить род?
- Какова тема сегодняшнего урока и актуальная тема этого выпуска газеты? Какова цель? (Вывешивается табличка "Род имен прилагательных")
- Выскажите свои предположения, как определить род прилагательного.
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Сверьте свои предположения с выводом урока.
Вывод на слайде: имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым связано по смыслу.
- В русском языке говорят, что имя прилагательное согласуется с именем существительным. (Вывешивается табличка "Согласуется с именем существительным")
- А чтобы добавить информацию в газету, сотрудникам нужно провести исследовательскую работу. В этом нам поможет учебник.
- Откройте учебник на стр.74, упр. 128. Вам предстоит поработать в группах:
Алгоритм работы:
В ходе исследования учащиеся заполняют вывод-отчет:
Выступление групп с отчетом.
- К сожалению, я не могу утвердить вашу информацию, она - неполная.
- Я предлагаю вам дополнить 3 пункт отчета, продолжив исследование по таблице на стр. учебника 73.
Выступление групп с дополнениями. В ходе отчетов групп вывешиваются карточки с информацией.
- Сотрудникам газеты предлагаю немного отдохнуть. Я вам буду называть словосочетания.
- Если в них есть прилагательные женского рода, встает 1 отдел, мужского рода 2 отдел, среднего рода - 3 отдел.
Солнечный луч, доброе сердце, приветливая девочка, русский язык, древняя столица, звездное небо, умные ученики.
- Что заметили? (Не знаем, как определить род прил. во мн. числе)
- Ответ на эту проблему попытайтесь найти в правиле на стр. 72.
Вывешивается карточка "Имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе".
- Вся важная информация номера нашей газеты о роде имен прилагательных освещена в полном объеме, ваша отличная работа одобрена и утверждена, но, чтобы привлечь внимание, нужно читателей чем-то удивить. Материалы должны быть интересными и познавательными.
- Я предлагаю 1 отделу поработать корреспондентами и написать необычную статью, а вам познавательную.
- 2 отдел поработает корректорами, исправит в статье ошибки, допущенные автором.
- 3 отдел отвечает за объявления и астрологический прогноз.
- Не забывайте о правилах работы в группе.
1. Вставить имена прилагательные, согласуя с существительными, с которыми они связаны по смыслу, используя слова для справок.
На ... планете жили ... человечки. У них были ... глаза, ... волосы, ... уши. Зато очень ... характер. Домик у человечков был .... Его охранял ... дракончик. На деревьях пели ... песни ... мухи.
2. Вставить имена прилагательные, согласуя с существительными, с которыми они связаны по смыслу, используя слова для справок.
Вы слышали о капустнице? Я видел ее в огороде. Капустница – это ... бабочка-вредитель. Она откладывает на листья капусты ... яички. Из яичка выведется ... гусеница. Вредитель быстро поедает ... листья. Надо спасать урожай. Для полива используйте ... раствор.
3. Прочитайте текст, исправьте допущенные ошибки.
Яркая солнце пригрело землю. Зазвенела веселое капель. На пригорках появились маленькая проталинки. Побежал говорливая ручей. Зазеленела молодое травка. Прогудел первый мохнатая шмель. Вся природа ожила.
4. Дополнить объявление подходящими по смыслу именами прилагательными, согласуя их с именами существительными.
Объявление.
Потерялся ... щенок. Особые приметы: у него ... шерстка, на голове ... пятнышко. У щенка ... ушки, ... хвостик. Он очень .... Кто владеет информацией, просим подойти в 3 "А".
5. Дополните текст подходящими по смыслу именами прилагательными, согласуя их в роде с существительными.
Астрологический прогноз.
14 марта - вполне ... день. У всех знаков зодиака будет ... настроение. На уроках вы получите ... знания. Ваших родителей порадует ... оценка. А вечером вас ждет ... сюрприз.
Проверка выполнения работы
- Все заметки мной одобрены и помещены в газету. Вы большие молодцы.
- Вам понравилось быть сотрудниками газеты?
- Какая у нас получилась газета?
- На сколько полезна, покажет игра "Да или нет".
- Если урок был для вас интересен, полезен и познавателен, нарисуйте на смайлике улыбку.