Урок русского языка в 3 классе "Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова"

Цель: совершенствовать правила проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными.

Задачи:

  • совершенствовать умения проверять слова с непроизносимыми согласными и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного;
  • формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания; умения формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,
  • воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.

Планируемые результаты:

  1. наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного;
  2. умение пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного.

Ход урока

Оргмомент

- Здравствуйте, меня зовут Елизавета Владиславовна, я буду у вас вести урок русского языка.

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!

- Улыбнитесь друг другу и покажите свое настроение в начале нашего урока.
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
- Следим за своей посадкой во время письма.

Работа по теме урока

«Мир освещается солнцем, а человек – знанием». (слайд с пословицей)
- Как вы понимаете ее смысл? (ответы учащихся)
- Давайте сделаем слого-звуковой анализ слова солнце.

- Посчитаем сколько букв (7), произнесем и посчитаем сколько звуков (6).
- Что вы можете сказать? Почему звуков меньше, чем букв? (потому что есть непроизносимый согласный звук л)
- Так какая же тема нашего урока? (Правописание непроизносимых согласных в корне слова)

- Какую цель мы поставим себе на урок? (учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова)
- Как проверить слово с непроизносимым согласным в корне? (подобрать однокоренные проверочные слова так, чтобы непроизносимый согласный хорошо был слышен)
- Подберите однокоренные проверочные слова к слову солнце. (солнышко, солнечный)

Словарная работа

- С красной строки. (у доски работает ученик)
- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их и для вас.

  1. Как называется ряд ступенек, идущих вверх и вниз? (Лестница)
  2. Скоро Новый год. Это веселый … (праздник)
  3. Страх, гнев, испуг, счастье – это … (чувство)

- А эти слова, ребята, на какой правило? (тоже на непроизносимый согласный в корне слова)
- Можно ли эти слова проверить? (нет)
- Поэтому они являются словарными и находятся у вас в словарях.

- Давайте составим предложение с одним из этих слов.
- Какие предложения вы можете придумать? (Скоро наступит веселый праздник)
- Запишите и подчеркните грамматическую основу. Какой частью речи выражено? (именем существительным)
Один к у доски, остальные в тетради, затем проверяем.

Работа в парах

Работа над словосочетаниями. (карточка)
- Вам надо соединить существительное с прилагательным по смыслу и вставить пропущенную букву.

чес_ный      событие
ус_ный       поступок
радос_ное    писатель
извес_ный    ответ

- Чья пара готова, поднимите руку?
- Какую букву вставили и почему? (Самопроверка)

Физминутка

Работа в группах

- Возьмите карточку розового цвета. (карточка на 4 человека)
- Правила работы в группе: работаем тихо, никому не мешаем.
- Прочитайте. Узнали сказку? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

- Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимым согласным в корне слова, и тогда получите текст, который был у А.С. Пушкина.
- Ребята, а что такое синонимы? (на карточке, под подчеркнутыми словами)

1. Весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.

2. Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?
Какая группа выполнила задание?

Запись на доске:
с грустной     интересный
здравствуй    ужасный
ненастный     опасный

- Посмотрите на эти слова и скажите, чем отличается второй столбик от первого? (во втором столбике нет не произносимого согласного)
- Ребята, есть слова в русскому языке, на написание которых нужно обратить внимание.

- В корне этих слов нет непроизносимого согласного, но может показаться, что такой звук есть.
- Давайте же про них мы прочитаем в учебнике на стр. 119.

Индивидуальная работа с учебником

Стр. 120 упр 229.
- Запишите первые 3 слова и вставьте пропущенную букву, устно подберите проверочное слово.
Взаимопроверка.

Итог урока

- Какую цель ставили?
- Сейчас проверим удалось ли нам ее достичь.
- Для этого выполним задания разной степени сложности. Для себя вы выбираете такой уровень, с которым сможете справиться.

Прелестный
Яростный
Тростник

1 уровень сложности: вставь пропущенные буквы.

2 уровень сложности: вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.

3 уровень сложности: составь с одним из этих слов предложение.

Проверка по уровням.
- Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке?

Рефлексия

Лесенка

  • Я всем доволен, мне все понятно.
  • Мне трудно, но я справился.
  • Не все понятно, было не интересно.

- Спасибо за внимание!

Размер:
23.99 Kb
Скачали:
11