Цель: совершенствовать правила проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными.
Задачи:
Планируемые результаты:
- Здравствуйте, меня зовут Елизавета Владиславовна, я буду у вас вести урок русского языка.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!
- Улыбнитесь друг другу и покажите свое настроение в начале нашего урока.
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
- Следим за своей посадкой во время письма.
«Мир освещается солнцем, а человек – знанием». (слайд с пословицей)
- Как вы понимаете ее смысл? (ответы учащихся)
- Давайте сделаем слого-звуковой анализ слова солнце.
- Посчитаем сколько букв (7), произнесем и посчитаем сколько звуков (6).
- Что вы можете сказать? Почему звуков меньше, чем букв? (потому что есть непроизносимый согласный звук л)
- Так какая же тема нашего урока? (Правописание непроизносимых согласных в корне слова)
- Какую цель мы поставим себе на урок? (учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова)
- Как проверить слово с непроизносимым согласным в корне? (подобрать однокоренные проверочные слова так, чтобы непроизносимый согласный хорошо был слышен)
- Подберите однокоренные проверочные слова к слову солнце. (солнышко, солнечный)
- С красной строки. (у доски работает ученик)
- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их и для вас.
- А эти слова, ребята, на какой правило? (тоже на непроизносимый согласный в корне слова)
- Можно ли эти слова проверить? (нет)
- Поэтому они являются словарными и находятся у вас в словарях.
- Давайте составим предложение с одним из этих слов.
- Какие предложения вы можете придумать? (Скоро наступит веселый праздник)
- Запишите и подчеркните грамматическую основу. Какой частью речи выражено? (именем существительным)
Один к у доски, остальные в тетради, затем проверяем.
Работа в парах
Работа над словосочетаниями. (карточка)
- Вам надо соединить существительное с прилагательным по смыслу и вставить пропущенную букву.
чес_ный событие
ус_ный поступок
радос_ное писатель
извес_ный ответ
- Чья пара готова, поднимите руку?
- Какую букву вставили и почему? (Самопроверка)
Физминутка
Работа в группах
- Возьмите карточку розового цвета. (карточка на 4 человека)
- Правила работы в группе: работаем тихо, никому не мешаем.
- Прочитайте. Узнали сказку? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
- Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимым согласным в корне слова, и тогда получите текст, который был у А.С. Пушкина.
- Ребята, а что такое синонимы? (на карточке, под подчеркнутыми словами)
1. Весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
2. Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?
Какая группа выполнила задание?
Запись на доске:
с грустной интересный
здравствуй ужасный
ненастный опасный
- Посмотрите на эти слова и скажите, чем отличается второй столбик от первого? (во втором столбике нет не произносимого согласного)
- Ребята, есть слова в русскому языке, на написание которых нужно обратить внимание.
- В корне этих слов нет непроизносимого согласного, но может показаться, что такой звук есть.
- Давайте же про них мы прочитаем в учебнике на стр. 119.
Индивидуальная работа с учебником
Стр. 120 упр 229.
- Запишите первые 3 слова и вставьте пропущенную букву, устно подберите проверочное слово.
Взаимопроверка.
- Какую цель ставили?
- Сейчас проверим удалось ли нам ее достичь.
- Для этого выполним задания разной степени сложности. Для себя вы выбираете такой уровень, с которым сможете справиться.
Прелестный
Яростный
Тростник
1 уровень сложности: вставь пропущенные буквы.
2 уровень сложности: вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.
3 уровень сложности: составь с одним из этих слов предложение.
Проверка по уровням.
- Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке?
Лесенка
- Спасибо за внимание!