Сочинение-описание по личным наблюдениям «В чем красота русской зимы?»

Цель урока: формировать умения строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал. Продолжать формирование навыков самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания. Воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, любовь к природе.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

- Повторение и обобщение знаний о тексте-описании (выделение особенностей текста-описания, его структурных компонентов)

II. Вступительное слово учителя

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно белые лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима! (П.Вяземский)

- О чем говорится в этом стихотворении?

Как только не называют зиму: и матушка, и чародейка, и белоснежная лебедка! Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму!

III. Подготовка к предстоящему сочинению

1. Послушайте стихи и скажите, какие картины возникли в вашем воображении

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

2. Вслушайтесь в зиму:

* Как вы думаете, можно ли считать ее беззвучным временем года?

* Какие звуки вы слышите в зимней природе?

3. Прислушайтесь к тому, как скрипит снег под ногами. Сравните его с шорохом осенних листьев. Одинаковые ли чувства вызывают эти звуки?

Итак, зима может быть громкой. Иногда ее голос даже страшит. Слышали ли вы, как ветер порывисто поднимает снег и быстро гонит его по земле?

- Как можно охарактеризовать звуки метели?

(Воет, поет, стонет, плачет, рыдает и т.д.)

Так что зиму вряд ли можно назвать беззвучной: то она тихо вздыхает, то жалобно плачет, то торжественно звенит хрустальным звоном. Какие разные по характеру звуки, но все они создают единый образ зимней красы.

4. Присмотритесь к тому, как снег укутал землю, как заботливо обернул каждую травинку. Присмотритесь к сугробам, что они вам напоминают? (пушистые перины, мягкие подушки, ватные одеяла, сахарные горы…)

5. Отгадайте загадку

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

- Как вы думаете, почему иней считают настоящим украшением зимнего пейзажа? Продолжите мысль:

Когда деревья покрываются инеем, то становятся похожими на …..

6. А как красиво идет снег! Проследите за полетом снежинок – что напоминает вам снегопад? (летят, кружатся, крутятся, вьются, спускаются, танцуют, порхают).

Снегопад придает природе особенную красоту и выразительность. Какое настроение вызывает у вас медленное, спокойное движение снежинок? (Спокойное, светлое, мечтательное)

7. Обратите внимание: зима не только талантливый скульптор, но и прекрасный художник. Где можно увидеть ее рисунки?На что они похожи? (Кружево, вязание, сетка, паутинка, веточки, цветы).

Присмотритесь внимательно к зимнему пейзажу. Можно ли назвать это время года бесцветным? Попробуем пересчитать цвета зимы. Давайте устроим соревнование: кто больше найдет цветов и оттенков в зимней природе. Какого цвета снег? (нежно розовый, голубой, синий, пламенный, серебристый).

8. Обсуждение возможного плана сочинения

- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своем сочинении? Из каких частей должно состоять сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

План

1. Наступила зима

2. Зимняя фантазия

- Ковер зимы

- Деревья зимой

- Узоры на стеклах

- Сияние снежинок в ясную погоду

- Метель, пурга

3. Настроение, вызванное красотой зимы (или За что я люблю русскую зиму)

9. Упражнения в распространении текста

- Прочитайте текст на доске

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на санках.

- Удачен ли этот рассказ? Почему нет?

Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему, а потом к сказуемому.

После дождливой осени к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом (мягким бархатным ковром), укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.

10. Заключительная беседа

Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово. ПОМНИТЕ: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении мысли, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.

11. Выбор эпиграфа

12. Примеры детских сочинений

IV. Запись сочинения учащимися

V. Чтение готовых сочинений учащимися

VI. Итог урока

Автор: Чумаченко Галина Григорьевна, учитель начальных классов
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!