Цель урока: формировать умения строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал. Продолжать формирование навыков самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания. Воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, любовь к природе.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
- Повторение и обобщение знаний о тексте-описании (выделение особенностей текста-описания, его структурных компонентов)
II. Вступительное слово учителя
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно белые лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима! (П.Вяземский)
- О чем говорится в этом стихотворении?
Как только не называют зиму: и матушка, и чародейка, и белоснежная лебедка! Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму!
III. Подготовка к предстоящему сочинению
1. Послушайте стихи и скажите, какие картины возникли в вашем воображении
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
2. Вслушайтесь в зиму:
* Как вы думаете, можно ли считать ее беззвучным временем года?
* Какие звуки вы слышите в зимней природе?
3. Прислушайтесь к тому, как скрипит снег под ногами. Сравните его с шорохом осенних листьев. Одинаковые ли чувства вызывают эти звуки?
Итак, зима может быть громкой. Иногда ее голос даже страшит. Слышали ли вы, как ветер порывисто поднимает снег и быстро гонит его по земле?
- Как можно охарактеризовать звуки метели?
(Воет, поет, стонет, плачет, рыдает и т.д.)
Так что зиму вряд ли можно назвать беззвучной: то она тихо вздыхает, то жалобно плачет, то торжественно звенит хрустальным звоном. Какие разные по характеру звуки, но все они создают единый образ зимней красы.
4. Присмотритесь к тому, как снег укутал землю, как заботливо обернул каждую травинку. Присмотритесь к сугробам, что они вам напоминают? (пушистые перины, мягкие подушки, ватные одеяла, сахарные горы…)
5. Отгадайте загадку
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
- Как вы думаете, почему иней считают настоящим украшением зимнего пейзажа? Продолжите мысль:
Когда деревья покрываются инеем, то становятся похожими на …..
6. А как красиво идет снег! Проследите за полетом снежинок – что напоминает вам снегопад? (летят, кружатся, крутятся, вьются, спускаются, танцуют, порхают).
Снегопад придает природе особенную красоту и выразительность. Какое настроение вызывает у вас медленное, спокойное движение снежинок? (Спокойное, светлое, мечтательное)
7. Обратите внимание: зима не только талантливый скульптор, но и прекрасный художник. Где можно увидеть ее рисунки?На что они похожи? (Кружево, вязание, сетка, паутинка, веточки, цветы).
Присмотритесь внимательно к зимнему пейзажу. Можно ли назвать это время года бесцветным? Попробуем пересчитать цвета зимы. Давайте устроим соревнование: кто больше найдет цветов и оттенков в зимней природе. Какого цвета снег? (нежно розовый, голубой, синий, пламенный, серебристый).
8. Обсуждение возможного плана сочинения
- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своем сочинении? Из каких частей должно состоять сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).
План
1. Наступила зима
2. Зимняя фантазия
- Ковер зимы
- Деревья зимой
- Узоры на стеклах
- Сияние снежинок в ясную погоду
- Метель, пурга
3. Настроение, вызванное красотой зимы (или За что я люблю русскую зиму)
9. Упражнения в распространении текста
- Прочитайте текст на доске
Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на санках.
- Удачен ли этот рассказ? Почему нет?
Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему, а потом к сказуемому.
После дождливой осени к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом (мягким бархатным ковром), укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.
10. Заключительная беседа
Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.
В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово. ПОМНИТЕ: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении мысли, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.
11. Выбор эпиграфа
12. Примеры детских сочинений
IV. Запись сочинения учащимися
V. Чтение готовых сочинений учащимися
VI. Итог урока