УМК: "Школа России" (Канакин В.П.)
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли в гости учителя нашей школы. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой.
- Пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты. Настроились на работу. Внимание.
- У нас сейчас урок русского языка. Чтобы наш урок прошёл хорошо, давайте вспомним правила русского языка, которые будут помогать нам работать.
- Всё чему мы будем учиться на уроке, всё это нам пригодится в дальнейшем для нашего развития.
- Вспомните правила посадки. Запишите дату. Сегодня …
Орфографическая минутка
- Запишите слова с пропущенными орфограммами: гор…д, л…гушка, т…варищ, сн…гирь, за…ц, к…ртина, т…пор, Р…ссия, ул…ца, …тец, мес…ц.
- Закончили работу. Проверяем. (Самопроверка)
- Будьте внимательны. На полях ставим себе оценку.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах? (непроверяемая гласная)
- К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)
- На какие две группы их можно разделить? (одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)
- В каком слове букв больше, чем звуков? (снегирь)
- В каком слове звуков больше, чем букв? (заяц)
- Что такое имя существительное? (правило)
- Какие части речи вам ещё знакомы?
- Прочтите слова: летает, писать, читают, заговорил. (на экране слайд)
- Что они обозначают? (действия)
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит -
Всё расскажет нам … (глагол)
- Тема нашего урока… (Глагол)
- Цель: узнать, что такое глагол, его главные признаки. Будем учиться: находить глаголы и ставить к ним вопросы.
Работа с учебником
- Стр. 68 упр. 116, рассмотрите рисунки. Работаем в парах. Расскажите друг другу, что делает мальчик?
- Составьте предложения. Чья пара готова - покажите. Слушаем.
- Представить действия мальчика нам помогли глаголы.
– Так что же такое глагол? (Делаем вывод)
- Это слова, главный их признак? (Они обозначают действия предметов и отвечают на вопросы)
- Прочитаем правило стр. 68. Почему глагол так назвали. Есть предположения?
- Для чего нужны глаголы в нашей речи? Порассуждайте.
Физминутка
- Сейчас мы отдохнём. Будьте внимательны, если мы слышим существительные, то мы стоим, а если глаголы приседаем: бежать, бег, кричать, крик, играть, игра, цветёт, цветок.
- Упр. 119 стр. 69. Прочитайте, что нужно сделать? (Доказать, что это глаголы)
- Как это сделать? (Поставить вопрос, посмотреть, что слово обозначает)
Индивидуальная работа
- Самостоятельно запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделала? (сверкнула, зазеленела)
- Выпишите из предложений только глаголы.
Таракан живёт за печкой.
То-то тёплое местечко.
Ученик учил уроки.
У него в чернилах щёки.
Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
Самопроверка по образцу: живёт, учил, плывут, гребут.
- Что такое глагол?
- Урок наш подходит к концу. Давайте оценим нашу работу.
- Кто доволен своей работой на уроке - поднимите руки.
- У кого ещё не всё получалось, были трудности - поднимите руки.
- На следующих уроках мы продолжим работать с глаголами.
Домашнее задание
Стр. 69 упр. 118.