Цель урока:
- Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
- Ребята, давайте поднимем ладошки кверху и помашем ими, поделимся с гостями нашим хорошим настроением и добротой.
- А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: "Я хочу много знать!"
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Кто сидит рядом – они партнеры по плечу; кто сидит напротив – партнеры по лицу.
- Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу.
- А теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
Объяснение значения пословицы
- Послушайте пословицу: "Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем".
- Хотелось ли бы вам, чтобы ваши знания не убывали?
- Что для этого надо делать?
- Вывод: нужно знания пополнять. Мы с вами, ребята, продолжим наше знакомство с увлекательным миром русского языка.
- Запишем число, классная работа.
- А сейчас давайте определим, чему посвящается наш урок.
- Для этого прочитайте слова каждого столбика, найдите лишнее, обсудите в группе и докажите свой выбор.
вершина роща грущу
лужица щавель живет
чашка часы стучу
машина чугун ищу
- О каких буквосочетаниях будем говорить?
- Внимание! Говорят партнеры по плечу.
- А теперь послушаем мнение партнеров по лицу.
- Тема для вас не новая.
- Определим наши задачи, используя слова-помощники - повторять и закреплять. (На доску: повторять, закреплять. Повторять правила о правописании сочетаний, закреплять умение писать слова с сочетаниями)
- Чтобы грамотно писать слова с буквосочетаниями мы должны проверить наши умения видеть и слышать орфограммы.
- Мы отправимся в познавательное путешествие с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Давайте узнаем, на чем мы отправимся в путешествие.
- Для этого разгадаем кроссворд. (Слайд)
- Какое слово получилось в одном из столбиков?
- А чтобы дальше веселее было работать, проведем фонетическую зарядку.
Фонетическая зарядка (чистоговорки)
- Жи–жи–жи – в лесу живут ежи.
- Какой звук слышится много раз? ([ж])
- Охарактеризуйте его.
- Ши–ши–ши – в коробке есть карандаши.
- Какой звук слышится много раз в этой чистоговорке? ([ш])
- Охарактеризуйте этот звук. Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (На магнитную доску выставляю карточку жи – ши)
- Ча-ча-ча - вы ждали нашего врача.
- Какой звук многократно слышится в данной чистоговорке? ([ч’])
- Охарактеризуйте его.
- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.
- А здесь какой звук выделим? ([щ’])
- Дайте характеристику этому звуку.
- Какая гласная буква пишется в сочетаниях ча-ща, чу-щу? (Хором повторяем правило. На магнитную доску выставляю карточки)
На доске [ ж ] [ ч’ ] [ щ’ ] [ ш ]
- Все эти звуки какие?
- На какие группы их можно разделить?
Дидактическая игра (распознавание звуков [ч’] [щ’])
- Хлопаем в ладошки, если слышим звук [ч'], ножками топнете, если услышите звук [щ'].
Чайки, щавель, пища, чудесный, чайник, трещать, дача, шары, чаща. (Шары - слово-ловушка)
- А как вы понимаете слово чаща? (густой лес, заросль)
Минутка чистописания
- Приготовимся к чистописанию.
- О чем нужно помнить, чтобы каллиграфически правильно написать буквы? (Наклон, высота элементов, расстояние между элементами, правильная осанка, положение тетради)
Чистописание
- Запишем буквы, которыми обозначаются каждый из этих звуков [ ж ] [ ч’ ] [ щ’ ] [ ш ].
а и у е ы а и у е я
- Составьте и запишите слоги, используя гласные буквы: а и у е ы.
1 и 2 столы – с буквой ж (жа жи жу же) с буквой ш (ша ши шу ше).
- Составьте и запишите слоги, используя гласные буквы а и у е я.
3 стол – с буквой ч (ча чи чу че) с буквой щ (ща щи щу ще).
Взаимопроверка. Меняются тетрадями партнеры по плечу.
- Сколько получилось слогов? Какую гласную букву вы не использовали? Почему?
- Оцените свою работу (! – нет ошибок, + - одна ошибка, - больше одной ошибки)
- Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание?
- Сравним с объяснением тетушки Совы.
Жи и ши – такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши
Только с и всегда пиши!
Ча и ща, ча и ща –
Пишем только с буквой а!
Чу и щу, щу и чу
Пишем только с буквой у!
Работа по теме урока
- Мы прибыли на станцию Жишино. К нам хотят присоединиться кое-какие пассажиры.
- Отгадать загадки. Записать названия животных.
Он пятнист, высок и строен,
Добродушен и спокоен,
Шею длинную имеет.
Лазать, прыгать не умеет.
Он относится к копытным.
Любит, чтоб обед был сытным.
У гиганта милый нрав.
Как зовут его? (жираф)
Крупный зверь имеет бивни,
Но не те, что у слонов,
Вместо ног имеет ласты.
Кто назвать его готов? (моржи)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ежи)
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. (мыши)
Как с зимовки прилетает,
К гнездованью приступает,
Желто-серенькая птичка,
Любит петь и веселиться.
Скачет с веточки на ветку,
Часто держат ее в клетке. (чижи)
Они на ласточек похожи,
А в небе очень даже схожи.
Я правду говорю, скажи!
Есть – ласточки, а есть... (стрижи)
Это кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко.
А на маленькой головке
Все об этом знать должны
Пятна желтые видны. (ужи)
- Правописание каких сочетаний мы повторили на этой станции? (жи-ши)
- Теперь мы на станции Чащино.
- Назови действия. Подчеркни орфограммы.
- На какой вопрос отвечают слова, называющие действия предметов? (Что делает? и т.д.)
Самостоятельная работа
- Запишем слова под диктовку. В первый столбик, если слышим звук [ч’], во второй, если слышим звук [щ']. На доске выполняют работу два ученика.
Чайки, щука, чай, ищу, чудо, пища, туча, роща.
Чайки щука
Чай ищу
Чудо пища
Туча роща
- Правописание каких сочетаний мы повторили на этой станции? (ча-ща, чу-щу)
- Какие слова с непроверяемыми написаниями встретились? (коровы, сороки)
- Как мы говорим про такие слова? (Словарные)
М...шина, х...рошо.
- Какие слова перед вами?
- Назовите пропущенную букву.
- А еще, какая орфограмма спряталась в этих словах?
- Составим предложение с любым из этих слов. Запишем на доске и подчеркнем главные члены предложения.
- Сейчас мы познакомимся еще с одним словарным словом. Попробуйте подобрать синоним к слову друг. (товарищ)
- Объясните лексическое значение слова "товарищ".
- Послушайте, как дает толкование слову товарищ русский ученый-филолог, лингвист Ожегов в своем словаре.
Товарищ - человек, близкий кому-либо по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь
Товарищи с детства, товарищи по школе.
Товарищ по оружию, боевой товарищ.
Товарищи по несчастью. (о тех, кто вместе испытывает какие-нибудь неприятности)
- Запишем это слово в тетрадь.
- Измените слово, так, чтобы в нем появилось буквосочетание щу, ща.
Товарищу - товарища.
- Как вы думаете, что это – однокоренное слово или форма одного и того же слова?
- Докажите. (Учитель вывешивает на стенд картинку со словом товарищ)
Чтение стихотворения
Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять
Рассказов сокровенных:
Ведь повторять – опять терять
Товарищей военных,
Которых ищут до сих пор
Награды боевые.
Один сержант, другой майор,
А больше – рядовые.
Я знаю: Трудно каждый год
Рассказывать сначала
О том, как армия вперед
С надеждою шагала.
- О каких товарищах говорится в стихотворении?
- Как вы понимаете сочетание слов военные товарищи?
- Какое похожее словосочетание мы сегодня слышали? (боевые товарищи)
- В какой войне они участвовали?
- Когда отмечается День победы?
- Давайте подышим свежим воздухом и немного отдохнем.
ши-ши-ши – ты руками помаши!
жи-жи-жи – лево-право покажи!
ча-ча-ча – руку тянем до плеча.
ща-ща-ща – кулаками повращать!
чу-чу-чу – головой кручу.
щу-щу-щу – на полу поищу!
Текст "Роща"
- Дописать слоги. Какова основная мысль текста?
- В третьем предложении подчеркните главные члены.
- В каком слове есть знакомое буквосочетание?
- Что будет происходить 9 мая на Красной площади?
- Кого вы видите на слайде?
- За что мы должны благодарить ветеранов?
- Как на празднике чествуют ветеранов?
- Закончите фразу: