Цель: продолжать формировать представление о предложении и его функции.
Задача урока: формировать умение различать слово и предложение.
Планируемые результаты:
Оборудование: проектор, компьютер, доска, презентация, раздаточный материал, учебник Э.В. Якубовская "Русский язык" 2 класс 1 часть.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Для того чтобы настроиться на урок давайте сделаем пальчиковую гимнастику!
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он волшебный, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом правой и левой рукой)
В руку правую возьмем,
В кулачок его сожмем.
В руку левую возьмем,
В кулачок его сожмем.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясем свои ладошки.
- Вы большие молодцы! Откройте тетради, запишите дату.
- Обратите внимание на слайд. Какая буква на нем изображена? (Рр)
- Покажите ее. Напишем букву в воздухе. Пропишите букву Рр в тетрадях.
- Придумайте слова с буквой "р". Где находится буква? (в начале, середине, конце слова)
- Придумайте предложение со словом с буквой "р".
- Ребята, посмотрите. Вы знаете, кто пришел к нам на урок? (Дед с репкой)
- Дедушка собирается посадить репку, но смотрите, он хочет что-то сказать. (На слайде появляется тема урока)
- Дедушка говорит, что тема сегодняшнего урока – "Предложение и его схема".
- Все, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов.
Предложение - это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль
- Вспомним, как записывается предложение. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. (На слайде предложение "Дед сажает репку"; выделена красным кругом первая буква и точка)
- "У", выйди к доске и покажи, почему "Дед сажает репу" - это предложение. (На слайде появляются слова "репка, желтый, растет" и предложение "Дед посадил репку")
- Прочитаем первую строчку, вторую строчку.
- "У", покажи предложение. Почему ты так считаешь?
- Пока мы с вами вспоминали, как записывается предложение, Дедушка посадил репку. Репка выросла большая-пребольшая!
- Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
- Поможем вытянуть репку? (да!)
- Но чтобы мы с вами смогли помочь мы будем выполнять задания наших персонажей, которые они нам приготовили.
- Я предлагаю вам открыть конверты и узнать, кто первым придет на помощь дедушке.
- Что вы увидели в конвертах?
- Соберите его в цельную картинку. (Рисунок появляется на слайде)
- Кого вы видите на рисунке? Что она делает?
- Составьте предложение из 2-х слов. (Бабушка готовит)
- Назовите первое слово. С какой буквы оно будет написано? Что нужно поставить в конце предложения? Запишите предложение.
- Бабушка приготовила вам задание. Она просит сделать схему предложения.
- Схема выглядит так: каждое слово мы будем обозначать черточкой, сколько слов, столько и черточек; большую букву в начале первого слова обозначают вертикальной чертой; между черточками должна быть "дырка"; в конце ставиться точка.
- Попробуем записать схему предложения "Бабушка готовит". Сколько слов в предложении? Значит, сколько черточек будет?
- Ниже записанного предложения сделайте его схему. "У", попробуй сделать схему предложения на доске.
- Отлично! Прибежала бабка. бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
- Позвали дед и бабка внучку. А внучка очень любит заниматься спортом.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
- Ребята вы большие молодцы, но нам так и не удается вытащить репку, слишком уж она большая, давайте позовем на помощь Жучку.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Что делает собака? Составьте предложение. (Собака спит)
- Запишите предложение.
- Составьте схему предложения. "У", запиши схему на доске.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Что делает девочка? (ответы детей)
- Давайте дадим имя девочке. Составьте предложение. (Маша кормит собаку)
- Запишите предложение. Составьте и запишите схему предложения.
Применение понятия/правила на новом языковом материале
-Тянем потянем вытянуть не можем, позвала Жучка кошку.
- Что же делала кошка до того, как ее позвали? (Кошка умывается)
- Запишите предложение. Посмотрите на слайд. Какая схема подходит этому предложению? Почему? Спишите схему.
- Молодцы ребята, но нам нужна подмога. Осталось совсем чуть-чуть. Нам не хватает еще одного помощника, такого маленького.
- И это мышка - верно. Посмотрите на карточки.
- Что держит мышонок? Что делает мышонок?
- Посмотрите на схему. Запишите ее в тетрадь. Составьте по ней предложение.
- Сколько слов будет в предложении?
- Запишите предложение: Позвала кошка мышку: тянут-потянут, — вытянули репку!
- Вы большие молодцы!
- Подведем итоги. Ребята, чем мы занимались на уроке?
- Как мы обозначаем начало предложения в схеме?
- А в конце схемы что мы всегда ставим?