Конспект урока русского языка 2 класс "Разделительный мягкий знак"

Цель урока:

  • ознакомление с написанием разделительного мягкого знака;
  • умение определять наличие разделительного мягкого знака на слух и при чтении;
  • различать слова с разделительным мягким знаком и без.

Задачи:

  • дать понятие мягкого знака как разделительного.
  • развивать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока

Орг. момент

Прозвенел звонок веселый!
Вы начать урок готовы?
Поприветствуем гостей,

Улыбнемся подобрей,
Спинки выпрямим ровней
И присядем поскорей!

- Откроем наши тетрадочки и запишем сегодняшнее число и Классная работа.
- Ребята, сегодня нам с вами пришло письмо, а кто прислал – не понятно. Давайте разбираться!
- Посмотрим, что же там внутри?

  • варенье
  • печенье
  • мальчик
  • семья
  • мультфильм
  • белье
  • летать

- Какие интересные и непохожие слова… Посмотрите внимательно, есть ли в написании этих слов что-то общее?
- Верно! Буква мягкий знак.

Каллиграфическая минутка

- Давайте вспомним, как правильно мы пишем эту букву.
- Мы напишем мягкий знак.

Нежно капелькой
Вот так. (показ написания)

- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.
- Пропишем ее до конца строки. Соблюдаем осанку, локоточки на партах. Возьмем в руки простые карандаши, и обведем самые красивые, по вашему мнению, буквы.

Очень хорошо! Давайте вспомним, что мы знаем про мягкий знак?

  1. Мягкий знак – это буква.
  2. Не обозначает звука.
  3. Пишется после согласных.
  4. Бывает разделительным и смягчающим.

Словарная работа

- Давайте вернемся к словам, появившемся на доске…
- Как вы считаете, на какие 2 группы можно разделить эти слова?
- Правильно, слова с разделительным и смягчающим ь.

- Кто желает попробовать? Все согласны?
- А теперь запишем в тетради то, что получилось у нас на доске, выделяя мягкий знак зеленой ручкой. Подскажите, почему?
- Да, конечно, это орфограмма.

- Ребята, очень мне хотелось бы узнать, кто же все-таки мог прислать нам это письмо. Вы не догадываетесь?
- Ну, конечно, Карлсон! А вот и он!
- Внимательно прочитайте стихотворение Карлсона и попробуйте определить, какая буква будет сегодня главной на нашем уроке? (разделительный ь)

- Можем ли мы с вами придумать предложение про Карлсона, используя одно из слов в столбике с разделительным ь? Попрбуем… (записываем предложение: один у доски, остальные в тетради)
- Выделим орфограмму и основу предложения.

Физминутка

Как живешь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
Как плывешь? Во так!
Как летишь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!

- Карлсон прилетел к нам с угощением. Своим любимым варе… Что такое написано на банке? (ответы детей)
- Разве это правильно? Что пропущено?
- Конечно, ь. исправить!

- Возьмем, например, слово Семья. (пишу/слышу)
- Кто может объяснить лексическое значение этого слова?
- А представим, что ь убежал, и что получилось? (Семя) (пишу/слышу)

- Что это? Какой можем сделать вывод? (Важная роль, может меняться значение слова)
- Откроем наши учебники на стр. 32 упр. 52. Прочитайте. Сколько звуков обозначают буквы е, е, ю, я, и?
- Два! Первый после мягкого согласного звука слышится звук … (й)

- Запомнили? Спишите, подчеркивая разделительный ь.
- Сейчас мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется разделительный Ь. А поможет нам план. (Включить доску)

План:

  • После каких букв?
  • Перед какими буквами ? Назови их.
  • Какой звук слышим после согласного?

- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:

Разделительный ь пишется

1) …

2) …, если

3) …

- Разделительный ь пишется после согласных и перед гласными Е, е, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й.
- Упр. 53. выполняем. Что мы с вами видим на нашей страничке? (Словарное слово)

Обезьяна

- Откроем наши словарики и запишем его туда.
- Сейчас я раздам вам кроссворды, по 1 на парту. Ваша задача бысто и правильно, а главное вместе и дружно отгадать все задания.

Закрепление изученного материала

- Чтобы проверить себя, насколько у вас сформирован навык написания слов с разделительным мягким знаком, предлагаю выполнить тест. (раздать)
- На столе - подписанные тесты. Тест содержит шесть заданий трех уровней сложности.

- 1 уровень – базовый - обязательный для всех. 2 и 3 уровни – включают задания повышенной сложности.
- Поэтому, задания 1 – го уровня (это первые три задания) выполняют все обязательно. А из предложенных заданий 2 и 3 уровней вы выбираете те, с которыми, на ваш взгляд, вы успешно справитесь

- А если вы справитесь со всеми заданиями теста, то будете просто молодцы!
- Приступайте к выполнению заданий.

Домашнее задание

Учебник стр. 33 упр. 56 – разобрать.

Итог урока. Рефлексия

- О чем говорили сегодня на уроке? (о разделительном мягком знаке)
- Что узнали нового по данной теме? (оценить работу учащихся на уроке)

Размер:
19.67 Kb
Скачали:
16