Цель урока - формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.
Задачи:
Этапы урока |
Деятельность учителя и детей |
||||||
Мотивация к учебной деятельности |
- Доброе утро, ребята. |
||||||
Актуализация знаний |
Предлагаю начать урок с игры «Верите ли вы, что….» - Да – хлопаете руками, нет – топаете ногами). Готовы? - В русском языке 33 буквы. - Звуки бывают гласные и согласные. (да) - Гласных звуков больше, чем гласных букв. (Объясните ответ) - Что буквы я, е, ё, ю, и смягчают предшествующий согласный звук. - Только согласная буква образует слог. - Буквы щ, ч обозначают всегда твердые звуки. - Что объединяет эти задания. (в них говорится о звуках и буквах русского алфавита) У нас урок русского языка. И мы продолжаем изучение большого раздела "Звуки и буквы» Для того, чтобы определить тему урока и поставить учебные задачи, вам необходимо выполнить задания в парах. Возьмите карточки и начинайте работу. Карточка № 1 (работа в парах) Вставь пропущенную букву там, где это необходимо. Найди и подчеркни лишнее слово. - Давайте проверим вашу работу. Назовите лишнее слово в 1 группе слов. (Почему?) Рысь, дельфин, карась. - Кто, верно, выполнил? (лист самооценки) - Что объединяет данную группу слов? - Кто уже догадался, с какой буквой будем работать на уроке? |
||||||
Целеполагание |
- Значит, тема урока: мягкий знак. Исходя из темы урока, уточните наши учебные задачи: - выяснить, для чего нужен мягкий знак. - учиться грамотно писать слова с ь. |
||||||
Открытие нового способа |
- Чтобы решить первую учебную задачу предлагаю выполнить следующее задание «Спрячь ь знак» - Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение. Кон (этап игры) – конь (животное) Банка (емкость) – банька (помещение для мытья) экран Угол – уголь (полезное ископаемое) Галка – галька (в камень) Что изменилось в каждом слове? Сравним согласные звуки, которые изменились. Обозначим. Как звучат согласные перед ь? - Для чего служит ь после согласных? Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука. Те, кто справился с заданием правильно, поставьте ++. |
||||||
Реализация построенного проекта
|
- Продолжим открывать секреты мягкого знака. Предлагаю продолжить работу со словами 2-го столбика: посчитать и записать, сколько в каждом слове букв и звуков (по цепочке у доски). - Почему звуков меньше, чем букв? Вывод: буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает. Давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы про мягкий знак. - Где проверим? По учебнику стр. 124. - Прочитайте правило (хорошо читающий) - Мы правильно сделали вывод? - Нам нужно решить 2-ую задачу. Напомните, какую? |
||||||
Первичное закрепление |
Самостоятельная работа по карточкам в группах. Прочитайте текст, исправьте ошибки. Корабль капитана Врунгеля сел на мел. Хитрый хор залез в курятник. От костра остались только уголки. Я возьму лейку и полю цветы». Проверяем. В каких словах допущены ошибки? Почему нужно писать мягкий знак? Кто нашел верно ошибки, ставим ++ |
||||||
Физминутка |
Медвед , щавел , девочка, пал то, рисоват , ночник, хищник, огон ки, снегир , помощник, тетрад , мал чик. (Если в слове есть мягкий знак – приседаем, если нет – наклоны вправо, влево)
|
||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Выберите то задание, которое вам по силам и начните работу. Карточка № 2 (1 уровень сложности) Измени слова так, чтобы они называли один предмет.
- Самостоятельная работа по карточкам. Предлагаю самостоятельно поработать. Выберите то задание, которое вам по силам и начните работу. Карточка № 2 (3 уровень сложности) Запиши правильно слова. [т, у л, э н,], [г о л у п,], [а л, э н,], [к а р а с,], [л о ш а т,], [г у с,], [с н ,и г, и р,], [о к у н,],[с, э л, т,]. Карточка № 2 (2 уровень сложности) Вставь, где это необходимо букву мягкий знак. Мос...тик, школ...ник, рез...ба, лен...тяй, огон...ки, кол...цо, л...дина. Проверяем. |
||||||
Рефлексия |
Наш урок подошел к концу. Что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока? (Мы узнали…) - Почему схема про мягкий знак осталась незаполненной? - Над чем каждому ещё надо поработать? - Что вам понравилось делать больше всего? - Определим, чего больше + или - и подведем итоговую оценку. Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне. На среднем уровне. Хорошо. Значит, урок состоялся. Спасибо за урок. |