Конспект урока русского языка 2 класс "Для чего служит мягкий знак (ь)"

Цель урока - формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.

Задачи:

  • дать понятие "правописание ь";
  • доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова;
  • повторить ранее изученные сведения о правописании мягкого знака.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и детей

Мотивация к учебной деятельности

- Доброе утро, ребята.
- Присаживайтесь красивые девочки и замечательные мальчики.

Актуализация знаний

Предлагаю начать урок с игры «Верите ли вы, что….»

- Да – хлопаете руками, нет – топаете ногами). Готовы?

- В русском языке 33 буквы.

- Звуки бывают гласные и согласные. (да)

- Гласных звуков больше, чем гласных букв. (Объясните ответ)

- Что буквы я, е, ё, ю, и смягчают предшествующий согласный звук.  

- Только согласная буква образует слог.

- Буквы щ, ч обозначают всегда твердые звуки.

- Что объединяет эти задания. (в них говорится о звуках и буквах русского алфавита)

У нас урок русского языка. И мы продолжаем изучение большого раздела "Звуки и буквы»

Для того, чтобы определить тему урока и поставить учебные задачи, вам необходимо выполнить задания в парах. Возьмите карточки и начинайте работу.

Карточка № 1 (работа в парах)

Вставь пропущенную букву там, где это необходимо. Найди и подчеркни лишнее слово.

- Давайте проверим вашу работу. Назовите лишнее слово в 1 группе слов. (Почему?)

Рысь, дельфин, карась.

- Кто, верно, выполнил? (лист самооценки)

- Что объединяет данную группу слов?

- Кто уже догадался, с какой буквой будем работать на уроке?

Целеполагание

- Значит, тема урока: мягкий знак.

Исходя из темы урока, уточните наши учебные задачи:

- выяснить, для чего нужен мягкий знак.

- учиться грамотно писать слова с ь.

Открытие нового способа 

- Чтобы решить первую учебную задачу предлагаю выполнить следующее задание «Спрячь ь знак»

- Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.

Кон (этап игры) – конь (животное)

Банка (емкость) – банька (помещение для мытья) экран

Угол – уголь (полезное ископаемое)

Галка – галька (в камень)

Что изменилось в каждом слове?

Сравним согласные звуки, которые изменились. Обозначим.  Как звучат согласные перед ь?

- Для чего служит ь после согласных?

Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука.

Те, кто справился с заданием правильно, поставьте ++.

Реализация построенного проекта

 

- Продолжим открывать секреты мягкого знака. Предлагаю продолжить работу со словами 2-го столбика: посчитать и записать, сколько в каждом слове букв и звуков (по цепочке у доски).

- Почему звуков меньше, чем букв?

Вывод: буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.

Давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы про мягкий знак.

- Где проверим? По учебнику стр. 124.

- Прочитайте правило (хорошо читающий)

- Мы правильно сделали вывод?

- Нам нужно решить 2-ую задачу. Напомните, какую?

Первичное закрепление

Самостоятельная работа по карточкам в группах.

Прочитайте текст, исправьте ошибки.

Корабль капитана Врунгеля сел на мел. Хитрый хор залез в курятник. От костра остались только уголки. Я возьму лейку и полю цветы».

Проверяем. В каких словах допущены ошибки? Почему нужно писать мягкий знак?

Кто нашел верно ошибки, ставим ++

Физминутка

Медвед , щавел  , девочка, пал то, рисоват , ночник, хищник, огон ки, снегир , помощник, тетрад , мал чик. (Если в слове есть мягкий знак – приседаем, если нет – наклоны вправо, влево)

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Выберите то задание, которое вам по силам и начните работу.

Карточка № 2 (1 уровень сложности)

Измени слова так, чтобы они называли один предмет.

медведи – _____________________

гуси – __________________________

лебеди – ______________________

тюлени – ________________________

голуби - ______________________

рыси – __________________________

- Самостоятельная работа по карточкам. Предлагаю самостоятельно поработать. Выберите то задание, которое вам по силам и начните работу.

Карточка № 2 (3 уровень сложности)

Запиши правильно слова.

, у л, э н,], [г о л у п,], [а л, э н,], [к а р а с,], [л о ш а т,], [г у с,],

[с н ,и г, и р,], [о к у н,],[с, э л, т,].

Карточка № 2 (2 уровень сложности)

Вставь, где это необходимо букву мягкий знак.

Мос...тик, школ...ник, рез...ба, лен...тяй, огон...ки, кол...цо, л...дина.

Проверяем.

Рефлексия

Наш урок подошел к концу.

Что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока? (Мы узнали…)

- Почему схема про мягкий знак осталась незаполненной?

- Над чем каждому ещё надо поработать?

- Что вам понравилось делать больше всего?

- Определим, чего больше + или - и подведем итоговую оценку.

Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне.

На среднем уровне. Хорошо. Значит, урок состоялся. Спасибо за урок.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!