Конспект урока русского языка во 2 классе "Двойная роль букв е, ю, я"

Цели урока:

  • познакомить учащихся 2 класса с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я: с тем, что данные буквы могут обозначать один или два звука;
  • выработать навык различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один или два звука.

Ход урока

Оргмомент

Учитель: Доброе утро, ребята, уважаемые гости.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Не минуты не теряем!

Основная часть

Учитель: Сегодня урок русского языка я хотела бы начать словами Ф.М. Достоевского: "Мир спасет красота".
– Подумайте, как содержание этих слов может быть связано с темой нашего урока?

Формулировка темы урока

- На несколько секунд представьте, что вы находитесь на конкурсе красоты.
- Встречайте наших участниц. (Выходят ученицы, на голове у которых короны с гласными буквами, и выстраиваются в 2 ряда)

– Почему в 1 ряду стоят эти буквы: Е, Ё , Ю, Я?
- Что их объединяет?
- Сформулируйте тему нашего урока.

Формулировка цели и задач урока

Учитель: Любую работу необходимо спланировать. Какова же цель?
- Сформулировать ее нам поможет игра.

Игра "Верю – не верю"

  • Буквы Е, Ё , Ю, Я являются согласными? (Нет)
  • Буквы Е, Ё , Ю , Я могут обозначать как 1 звук, так и 2? (Да)
  • Буквы Е, Ё , Ю, Я дают 2 звука в середине слова? (Нет)
  • Ъ знак пишется в корне? (Нет)

Ученики:

  • повторить сведения о буквах Е, Ё , Ю, Я;
  • узнать, в каких позициях буквы Е, Ё, Ю, Я дают 1 звук, а в какой 2;
  • закрепить написание слов с Ъ и Ь.

Мини-исследование

Работа в парах. Учитель читает стихотворение В. Левитана "История с переодеванием".

Гласные звуки купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили – и рады.
И то и дело меняют наряды.

– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю, щеголи,
Франты, лентяи, гуляки…

– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы!
А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуйте-ка разобраться.

- Проанализируйте положение гласных в словах (упр. 310) и сформулируйте правило, когда буквы Е, Ё , Ю, Я обозначают 1 звук, а когда 2 звука?
- Сравните свои выводы с выводами учебника.

Повторение теории

Учитель: Повторение теории мы с вами проведем разными способами. Сначала предоставим слово нашей творческой группе, которая подготовила для вас ассоциативный проект.

Защита ассоциативного проекта

У доски работают 2 ученика: 1 ученик представляет ассоциативный проект, 2 ученик – защиту проекта. Обращение к таблице "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я". Составление схемы "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я". Ученик, прослушав защиту проекта, составляют схему и вносят ее в тетрадь.

– Какая форма теории вам запомнится лучше?

Промежуточный контроль

Ученики вносят ответы в карту урока.

  1. Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?
  2. В какой позиции буквы Е, Ё, Ю, Я дают 1 звук?
  3. В какой позиции буквы Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука?

Физминутка

Игра "Кто быстрее"

– Соберите слова, развешенные по стенам, и закрепите на доске по группам:

После гласной

После Ъ/Ь

В начале слова

Поезд

Подъезд

Еда

Каюта

Льют

Яма

Поет

Сошьет

Юг

Стоят

Подъем

Юла

Баян

Ручьи

Январь

Загадки

– Отгадайте слова с Ъ или Ь, запишите их, подчеркните орфограммы, определите количество букв и звуков.

Слово

Значение

Количество букв, звуков

Вьюга

Синоним к слову метель

 

Отъезд

Отправление в путь

 

Обезьяна

Четверорукие млекопитающие, наиболее близкие к человеку по строению тела

 

Объявление

Печатное сообщение, извещение о чем-либо

 

Семья

Малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве

 

– Какие орфографические правила вы использовали для написания слов? Сформулируйте.

Фонетический разбор слов

– Прослушайте аудиозапись о фонетическом разборе слова.
– Сделайте разбор слов.
1 ряд - шьет, 2 ряд - яма, 3 ряд - петь.

Итог урока

Тест

1. Выпишите слова, в которых пропущен Ъ?
а) п..едестал
б) об..ективный
в) уст..е
г) с..ехидничать

2. Выпишите слова, в которых пропущен Ь?
а) под..емный
б) вып..ет
в) из..ян
г) доб..ется

3. Выпишите слова, в которых пропущен Ь?
а) п..еса
б) об..ективный
в) сер..езный
г) вьюга

4. Выпишите слова, в которых пропущен Ъ?
а) об..явление
б) об..ективный
в) сер..езный
г) вьюга

5. Укажите ошибочное утверждение.
а) В слове баян буква я дает 2 звука.
б) В слове поет количество букв меньше, чем звуков.
в) В слове яма количество букв и звуков совпадает.

Учитель: Всем хорошо известна пословица: "Встречают по одежке, а провожают по уму".
- Мы помним, что интеллект и красота способны дать результат. Очень бы хотелось узнать, каковы успехи у каждого из вас.

Рефлексия

  • Что удалось на уроке?
  • Где испытывали затруднения?
  • Какой вид работы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Домашнее задание

Составить текст на лингвистическую тему

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!