Цели урока:
Учитель: Доброе утро, ребята, уважаемые гости.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Не минуты не теряем!
Учитель: Сегодня урок русского языка я хотела бы начать словами Ф.М. Достоевского: "Мир спасет красота".
– Подумайте, как содержание этих слов может быть связано с темой нашего урока?
Формулировка темы урока
- На несколько секунд представьте, что вы находитесь на конкурсе красоты.
- Встречайте наших участниц. (Выходят ученицы, на голове у которых короны с гласными буквами, и выстраиваются в 2 ряда)
– Почему в 1 ряду стоят эти буквы: Е, Ё , Ю, Я?
- Что их объединяет?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Формулировка цели и задач урока
Учитель: Любую работу необходимо спланировать. Какова же цель?
- Сформулировать ее нам поможет игра.
Игра "Верю – не верю"
Ученики:
Мини-исследование
Работа в парах. Учитель читает стихотворение В. Левитана "История с переодеванием".
Гласные звуки купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили – и рады.
И то и дело меняют наряды.
– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю, щеголи,
Франты, лентяи, гуляки…
– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы!
А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуйте-ка разобраться.
- Проанализируйте положение гласных в словах (упр. 310) и сформулируйте правило, когда буквы Е, Ё , Ю, Я обозначают 1 звук, а когда 2 звука?
- Сравните свои выводы с выводами учебника.
Повторение теории
Учитель: Повторение теории мы с вами проведем разными способами. Сначала предоставим слово нашей творческой группе, которая подготовила для вас ассоциативный проект.
Защита ассоциативного проекта
У доски работают 2 ученика: 1 ученик представляет ассоциативный проект, 2 ученик – защиту проекта. Обращение к таблице "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я". Составление схемы "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я". Ученик, прослушав защиту проекта, составляют схему и вносят ее в тетрадь.
– Какая форма теории вам запомнится лучше?
Промежуточный контроль
Ученики вносят ответы в карту урока.
Игра "Кто быстрее"
– Соберите слова, развешенные по стенам, и закрепите на доске по группам:
После гласной |
После Ъ/Ь |
В начале слова |
Поезд |
Подъезд |
Еда |
Каюта |
Льют |
Яма |
Поет |
Сошьет |
Юг |
Стоят |
Подъем |
Юла |
Баян |
Ручьи |
Январь |
Загадки
– Отгадайте слова с Ъ или Ь, запишите их, подчеркните орфограммы, определите количество букв и звуков.
Слово |
Значение |
Количество букв, звуков |
Вьюга |
Синоним к слову метель |
|
Отъезд |
Отправление в путь |
|
Обезьяна |
Четверорукие млекопитающие, наиболее близкие к человеку по строению тела |
|
Объявление |
Печатное сообщение, извещение о чем-либо |
|
Семья |
Малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве |
|
– Какие орфографические правила вы использовали для написания слов? Сформулируйте.
Фонетический разбор слов
– Прослушайте аудиозапись о фонетическом разборе слова.
– Сделайте разбор слов.
1 ряд - шьет, 2 ряд - яма, 3 ряд - петь.
Тест
1. Выпишите слова, в которых пропущен Ъ?
а) п..едестал
б) об..ективный
в) уст..е
г) с..ехидничать
2. Выпишите слова, в которых пропущен Ь?
а) под..емный
б) вып..ет
в) из..ян
г) доб..ется
3. Выпишите слова, в которых пропущен Ь?
а) п..еса
б) об..ективный
в) сер..езный
г) вьюга
4. Выпишите слова, в которых пропущен Ъ?
а) об..явление
б) об..ективный
в) сер..езный
г) вьюга
5. Укажите ошибочное утверждение.
а) В слове баян буква я дает 2 звука.
б) В слове поет количество букв меньше, чем звуков.
в) В слове яма количество букв и звуков совпадает.
Учитель: Всем хорошо известна пословица: "Встречают по одежке, а провожают по уму".
- Мы помним, что интеллект и красота способны дать результат. Очень бы хотелось узнать, каковы успехи у каждого из вас.
Домашнее задание
Составить текст на лингвистическую тему