Конспект урока русского языка во 2 классе "Развитие умения находить в словах суффиксы"

Цель: формирование умения у учащихся находить новые суффиксы в словах и определять их значение.

Задачи:

  • Развивать умение определять значение суффиксов в словах.
  • Развивать умение списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
  • Закрепить знания о том, что с помощью суффикса образуются новые слова.
  • Познакомить учащихся с такими суффиксами, как: -тель-, -ушк-, -юшк- и их значением;
  • Развивать умения объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов.

Учебник: "Русский язык" 2 класс (Бунеев Р.Н. Образовательная система "Школа 2100")

Ход урока

Организационное начало урока

- Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Валентина Вячеславовна.
- Ребята, поприветствуйте друг друга, подарите свою улыбку соседу и окружающим вас людям.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку русского языка?

- На столе должен быть учебник русского языка, рабочая тетрадь, обычная тетрадь и пенал. Давайте пожелаем друг другу удачи. Присаживайтесь.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
От тебя, мой друг, не скрою,
Очень правильно сижу.
Сяду прямо , не согнусь,
За работу я возьмусь.

Минутка чистописания

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, написание какой буквы мы с вами повторим.

Эта буква нам важна:
Слову "Родина" нужна,
"Речь Родная", "Русский" тоже
Без нее прожить не сможет.
Буква нужная, поверь!
Эта буква - … (буква Р)

- Ребята, какую же букву мы с вами будем писать? (Мы будем писать букву "Р")
- Правильно, сегодня мы с вами повторим написание заглавной буквы Р (рэ). Из каких элементов состоит эта буква? (из длинной плавной линии с закруглением внизу влево, полуовала)

- Хорошо, для того чтобы правильно и аккуратно написать заглавную букву Р, нам необходимо правильно сесть. Спины ровные, между партой проходит кулак, ноги также в правильной посадке.
- Начинаю писать первый элемент чуть выше середины рабочей строки, пишу прописываю длинную прямую наклонную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки, закругляю влево.

- Второй элемент прописываю тоже чуть выше середины рабочей строки и не соприкасаясь с первым элементом прописываю горизонтальный полуовал слева направо
- Взяли ручку, попробуем написать в воздухе. раз И, и два.
- А теперь прописываем в тетрадях, чередуя полностью первую строку. (прописывают чередуя элементы и букву)

- Обратите внимание на следующую строку. Рассмотрите соединение буквы Р с другими буквами. Соединения какие? Верхние или нижние? (Верхние соединения)
- Правильно, в этих соединениях букву Р начинаем писать снизу.
- Пропишите в своих тетрадях все эти соединения на следующей строке. (Прописывают слоги и слова)

- Обратите внимание на следующие слова: Роман, роман, романчик.
- Что вы заметили? (даны два одинаковых слова)

- А почему они написаны по-разному? Одно слово с заглавной буквы, а другое нет? (т.к. первое слово, это Имя человека, а второе это жанр произведения)
- Хорошо, пропишите данные слова.

Словарно-орфографическая работа с элементами актуализации знания

На доске написаны слова в столбик:

тр_мвай
ст_кан
б_р_бан

- Ребята поднимите головки, обратите внимание на доску. Даны 3 слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в столбик.
- Проверяем, обратите внимание на слайд. Подчеркните безударные гласные в словах.

- А можно ли проверить безударные гласные в словах? (Нет)
- Тогда как же называются такие слова? (Словарные слова)
- А что вы еще можете сказать про эти слова? (В данных словах все гласные буквы (а)

- Хорошо, назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (Стакан, барабан)
- Молодцы! А теперь назовите слово, в котором есть согласный звук мягкий. (Трамвай)
- Какой это звук? (й)

- Давайте дадим характеристику этому звуку. Он какой, согласный или гласный? (согласный, звонкий, мягкий)
- Отлично, давайте подумаем, на какой вопрос отвечают эти слова? (что?)
- Судя по вопросу, к какой же части речи относятся эти слова? (имя существительное)

- А что такое имя существительное?

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? и Что?

- Вспомните, чем занимались на прошлом уроке? (ответы учащихся)
- Что помните про корень?

Корень – это главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов

Сообщение темы и цели урока

- Итак, то бы узнать тему нашего сегодняшнего урока, посмотрите на слайд и решите ребус по первым буквам предметов.
- Какая же тема урока? Кто готов?
- Тема нашего урока – Суффикс.

Открытие новых знаний

- Ребята, чтобы ближе познакомится с темой, давайте посмотрим анимационный сюжет про суффикс.
- У нас возник проблемный вопрос. Какой? (Что образуется с помощью суффикса?)
- Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет)

- Тогда давайте обратимся к учебнику. Откроем с. 90. Нашли все начало: Вова Колесников и Петя Зайцев…?
- Даша прочти всему классу.
"Вова Колесников и Петя Зайцев подбирали слова с суффиксом -ок-. Петя подобрал слово листок, а Вова предложил слово пото́к."

- Подумайте, есть ли суффикс -ок- в этих словах? (Предположения детей)
- Что бы нам это решить нам нужно знать, что такое суффикс. Поэтому найдите правило и прочитайте вполголоса.

Суффикс – это часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова

Например: дуб – дубок (маленький дуб), лось – лосенок (детеныш лося, маленький лось).
- Давайте вернемся к Пете и Вове. Скажите, какими же тогда будут суффиксы в словах "Листок" и "Поток" если пользоваться правилом?
- Что бы нам убедится в этом, давайте подберем однокоренные слова к слову "Листок"?

- Но вначале запишем число, классная работа.
- Итак, какие же однокоренные слова у слова "Листок", перечислите? (Листик, Лиственный, Лиственница, Листоед, Листопад)
- Запишите слово листок в тетрадь и радом со словом напишите 3 понравившихся однокоренных слова.

- Давайте выделим корень во всех четырех словах.
- Какой корень ты выделил? ("Лист")
- Теперь подберем однокоренные слова к слову "поток". (Исток, приток, проток)

- Запишите слово "поток" в тетрадь и рядом напишите однокоренные слова: исток, приток, проток.
- Выделите корень во всех словах.
- Какой корень вы выделили? ("ток")

- Посмотрите на слайд, у нас получилось что у слова "листок" суффикс -ок-, а у слова "поток" корень –ток-. Давайте поможем сделать вывод Коле и Пете, как же найти суффикс в слове? (Что бы найти суффикс в слове, нам нужно подобрать однокоренное слово и выделить добавившуюся часть)
- Тогда кто же был прав, Коля или Петя? (Коля)

Работа в рабочих тетрадях

- Хорошо, а теперь откройте рабочие тетради. Прочитайте упражнение 129 на с. 92 про себя.
- Итак, что вы заметили общего у этих слов? (Везде есть –тель-)

- Можно ли назвать ее корнем? (нет)
- Тогда назовите слова, от которых они образовались. (Учитель от слова учить; писать, читать, мыслить, слушать)
- Ответьте, кого обозначают все эти слова? (обозначают людей)

- Запомните, суффикс -тель- говорит о профессии, занятии людей.
- Попробуйте привести свои примеры с этим суффиксом. (мечтатель, изобретатель)
- А сейчас приступаем к упражнению. Кто хочет поработать у доски?

- А остальные выполняют упражнение в рабочих тетрадях, опираясь на образец.
- После того, как записали, не забудьте выделить суффиксы. Подчеркните в словах букву ь.
- Ребята, сверьтесь с доской, поднимите руки, у кого получилось так же?

- Давайте сделаем вывод в этом задании. Каково значение суффикса –тель-? Этот суффикс нам говорит о чем? (говорит нам о профессии и занятии людей)
- Правильно, этот суффикс всегда дает нам понять о профессии или о какой-либо деятельности человека.

Физкультминутка

- Ребята, вы, наверно уже устали, давайте отдохнем немного.
- Я попрошу вас сидя посмотреть на слайд, выполним физкультминутку для глаз.

Закрепление изученного материала

- Отдохнули, приступаем к упражнению 127 на с.91. Прочитайте задание про себя.
- Что нужно сделать? (найди суффиксы, которые делают слово ласковым)
- Хорошо, кто нашел эти суффиксы? Перечислите суффиксы. (-ушк-, -юшк-)

- Спишите и выделите суффиксы.
- Давайте проверим, как же у вас получилось. Вначале вам нужно назвать слово, а затем прочитать суффикс.
- Начинаем читать по цепочке.

  • Иванушка, суффикс -ушк-
  • Головушка, суффикс -ушк-
  • Полюшко, суффикс -юшк-
  • Горюшко, суффикс -юшк-
  • Заюшка, суффикс -юшк-

- Ребята, попробуйте устно подобрать слова с такими же суффиксами. (Аленушка, коровушка)
- Часто ли мы слышим слова с ласкательными суффиксами? (ответы детей)
- Где вы встречали такие слова? (В колыбельных песнях, детских стихотворениях)

- А используешь ли ласкательные слова в своей речи?
- Давайте подведем итог в этом упражнении. Подумайте и скажите, каково значение суффиксов –ушк- и –юшк-? (имеют ласкательное значение)

- У вас на столах лежат карточки, ваша задача самостоятельно образовать слова с помощью данных суффиксов.
- После того, как образуете слова, выделите суффиксы во всех словах. Итак, приступаем!

1 вариант

Образуйте слова с помощью суффиксов: -ок-, -тель-, -ушк-, - ик-.

 

Дом ...

Строи ...

Нос ...

Дед...а

Топор ...

 

Выделите суффиксы во всех получившихся словах.

2 вариант

Образуйте слова с помощью суффиксов: -ок-, -тель-, -ушк-, - ик-.

 

Зонт ...

Води ...

Друж

Баб...а

Комар ...

 

Выделите суффиксы во всех получившихся словах. 

- Сверьтесь со слайдом, у вас должно получится так!
- Поднимите руки, у кого получилось так же?

- Ребята, можем ли мы сделать вывод о том, что с помощью суффикса образуются новые слова? (Да, с помощью суффикса образуются новые слова)
- Давайте скажем хором: с помощью суффиксов образуются новые слова!

Подведение итогов урока

- Молодцы, а теперь давайте подведем итог урока. Как называлась наша тема урока? (Суффиксы)
- Кто помнит, что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, который стоит после корня)
- С какими суффиксами мы с вами познакомились? (-ушк- , -юшк-, -тель-)

- Каково значение суффикса –тель-? (говорит нам о профессии и занятии людей)
- Каково значение суффиксов –ушк- и -юшк-? (имеют ласкательное значение)
- А давайте вернемся к проблеме урока, можем ли мы теперь сказать, что образуется с помощь суффикса? (с помощью суффикса образуются новые слова)

Рефлексия "Продолжи предложения"

- А сейчас ребята, я попрошу вас продолжить предложения.

  • О чем я расскажу дома ...
  • На уроке мне понравилось ...
  • Для меня было сложно ...

Домашнее задание

- Ребята, теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание...

Размер:
44.72 Kb
Скачали:
6