Урок русского языка во 2 классе "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Цель: продолжить формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, формировать навыки самопроверки и взаимопроверки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; характеризовать согласные твердые и мягкие звуки; подбирать примеры с определенной орфограммой.

Оборудование: учебник, тетрадь, комплекс, раздаточный материал, диск "Русский язык" 2 класс.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел, для нас звонок,
Начинается урок.

Оформление работы.

Актуализация знаний

и, у, ш, щ, ж, з
ищу, чищу, живу, пиши.
- Какие правила мы должны вспомнить, чтобы правильно записать слова? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Словарная работа
- Отгадайте загадку:

То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что, такое я? (тетрадь)

- Запишите это слово, проговаривая.
- Ребята, кто знает, почему тетрадь так называется?
- Тогда послушайте.

Слово тетрадь произошло от греческого слова "тетро", что значит "сложенный вчетверо"

Раньше брали большой лист бумаги, складывали его по полам, потом еще раз по полам, разрезали и сшивали посередине. Получалась тетрадь. Было в ней всего 4 листа.

Читаем пословицу (запись на доске): Тетрадь - зеркало ученика.
- Как вы можете объяснить смысл этой пословицы?
- Запишите пословицу в тетрадь и всегда ее помните.

- А сейчас позовем (найдем) родственников нашей тетради.
Тетрадь - тетрадка, тетрадный.
- Выделяем корень, что мы должны помнить о написании корня в родственных словах?

Самоопределение к деятельности

1. Запишите словосочетания:
Частые камыши, чуткие мыши, душистые ландыши, наши карандаши, живая щука, чужие чулки, пушистые зайчата.

- Какие правила мы применяли, чтобы правильно записать словосочетания.
- Все ли вы правильно записали их, сейчас проверим, берем карточку № 1, меняемся тетрадями, проверяем.

- Кто допустил ошибки?
- Значит как вы думаете, что мы должны с вами сделать? ( повторить и закрепить эти орфограммы).

Работа по теме урока

- Назовите всегда мягкие согласные звуки. (ч, щ)
- Назовите всегда твердые согласные звуки. (ж, щ)
- Послушайте сказку о том, почему эти согласные звуки не дружат с некоторыми гласными звуками.

Сказка

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы,И, Я, А. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы в прятки поиграть. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже ключик.

Вот только никак не могут найти три гласные буквы - ы, ю, я. Искали - искали, с ног сбились, до вечера проискали, не нашли. И вот спотыкаясь, уставшие, голодные, решили пойти спать. Дело было уже поздно вечером. Проходя они мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я.

Как ни в чем не бывало, сидят на веранде, чай пьют с конфетами. Обиделись на них шипящие - с тех пор у них дружба и врозь. Никогда больше не собираются они вместе, а только так: жи - ши - с и, ча - ща -с а, чу - щу - с у.

- Понравилась вам сказка? (ответы детей)
- А сейчас возьмите карточку № 2 и соедините стрелкой кто с кем дружит.

Карточка

Учитель пишет на доске, делает ошибку.
- Давайте проверим, так ли соединили как я? Почему?
- Открываем учебник на с. 10, читаем тему урока. (Правописание буквосочетаниий жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Выполняем: с. 10 упр. 11 (комментированное письмо); упр. 12 (13) устно.

Физкультминутка

1. Игра в алфавит.
2. Упражнения

Продолжение работы по теме

- Читаем слова тетушки Совы.
- Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять.

1. Игровые упражнения. (диск)
2. упр. 14. (пошагово разобрать выполнение)

Итог урока. Рефлексия

- Какой скоро праздник?
- У меня в коробке шарики, ими мы украсим нашу елочку к празднику. Повесить шарики на елочку сможет тот, кто правильно поставит пропущенную букву.

Щ...ка, ч...шка, щ...вель, ч...лан, ж...вот, мыш..., ч...жой, ш...шки.
- Какую оценку вы бы поставили за нашу елочку?

- Какие орфограммы мы повторили на уроке?
- Приведите примеры слов с этими орфограммами.

Домашнее задание

с. 11 упр. 15, подобрать 6 слов из словаря на наши правила.

Размер:
17.67 Kb
Скачали:
11