Урок развития речи 2 класс "Составление рассказа по картине С.А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Ход урока

Организационный момент

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Дети: Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок

Проверка домашней работы

- У нас урок русского языка. Что было задано на дом? (стр. 111 № 176)

Введение в тему урока

- О чём мы будем говорить на уроке? (о первом снеге, о зиме)

- Назовите зимние месяцы. 

- Зимние месяцы не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. Зимнее настроение нам создаст звучание пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима. Декабрь»
Минутка чистописания

Запишите число, пропишем красиво букву Зз, Зима.
- Найдите однокоренные слова. (зимушка, зимний)

- Поставьте ударение.

- Найдите проверочные слова, проверяемое слово?

- Первое слово поделите на слоги, второе - для переноса, третье - сколько букв, сколько звуков.

Сообщение темы урока

- На стр. 111 найдите упр № 177, прочитайте.
- Откройте и рассмотрите картины в картинной галерее учебника. Найдите картины о зиме. (С.А. Тутунов «Зима пришла. Детство»)

Картина С. Тутунова "Зима пришла. Детство"Картина С. Тутунова "Зима пришла. Детство"

- Что мы будем делать на уроке? (Составим рассказ по картине и запишем его; будем развивать речь, обогащать словарный запас, учиться грамотно писать, и др.)

- Итак, чтобы составить рассказ, нам нужно стать художниками.

Беседа о художнике и его картине

Сергей Андреевич Тутунов - живописец, создающий изображения с помощью красок. Родился в 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе.

В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве. Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.

Интеллектуальная разминка

Все художники разбираются в картинах. А нам в этом поможет мультфильм «Пластилиновая ворона» и узнаем основные жанры картин. (О мультфильме)

Игра «Пейзаж, натюрморт или портрет?»

На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.

Работа над репродукцией картины

«Зима пришла. Детство» пейзаж зимний, сельский. (по месту изображения)

Собирание рабочих материалов

- Чтобы рассказать о картине, нужно проанализировать все части и детали картины, подобрать к ним слова, выражения, как это делают писатели, или собрать рабочий материал для дальнейшей работы.
- Итак, мы свами теперь писатели.
Рабочий материал (опорные слова)

Что изображено

Признаки и действия

Мальчик

маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег; наконец-то пришла долгожданная  и всеми любимая зима 

Время суток, двор

ранним утром,двор стал похож на белоснежный пуховый платок

Зима

волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега 

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное,

Рабочий материал каждому раздать.

Физкультминутка

Составление плана

- Чтобы получился рассказ по картине, вспомним, из каких частей состоит текст? (тема текста, начало; основная часть; концовка)
- Даём название к каждой части, составляем план.

  1. Тема текста, начало. (автор, название картины)
  2. Основная часть. (опишем героя и природу)
  3. Концовка. (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

План

(учитель записывает подходящие названия)

  1. Художник и картина.
  2. Мальчик у окна. Зима.
  3. Настроение.

- При составлении рассказа не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему. При записи я диктую, один работает у доски, а остальные пишут под диктовку.

Запись рассказа по картине с опорой на план

Наводящие вопросы
- Что изображено на картине?
- Что он делает?
- Чему удивлен он?

- Как изменил снег вид из окна?
- Как изменил снег вид из окна?
- Что мы видим на ветках деревьев и заборе?

- О чем подумал мальчик?
- Твоё отношение к картине С. Тутунова "Зима пришла. Детство".

На картине маленький мальчик. Он проснулся и подошёл к окну. На улице выпал первый снег. Пушистый снежок укрыл землю, крыши домов и ветки деревьев, словно белый пуховый платок.

Наконец-то пришла чудесная и любимая зима! (29 сл.)

- Ну, вот, какой красивый рассказ получился! И хочу добавить, что музыка, картины, мультипликационные фильмы и художественные произведения - это всё виды искусства.

- Найдите в словаре слово искусство и запомните его правописание.

- Проверьте ошибки, исправьте.

Итог урока

- В листах самооценки подытожьте работу. Оценки, кто работал на 5, на 4?

- Кому нужно более усердно поработать?
Домашнее задание

Провести работу над ошибками, и выполнить задания на стр. 111 "Проверь себя".

Размер:
30.75 Kb
Скачали:
118