Составление рассказа по картине Тутунова С.А. «Зима пришла. Детство».

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой.

- Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети: Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок

Проверка домашней работы. У нас урок русского языка. Что было задано на дом? (с.111 №176) Прочитайте. 
Введение в тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (о первом снеге, о зиме). Назовите зимние месяцы. 

- Зимние месяцы не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. Зимнее настроение нам создаст звучание пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима. Декабрь»
Минутка чистописания: запишите число, пропишем красиво букву Зз Зима,
- Найдите однокоренные слова. (зимушка, зимний) -Поставьте ударение. -Найдите проверочные слова, проверяемое слово? - Первое слово поделите на слоги, второе - для переноса, третье - сколько букв, сколько звуков.
Сообщение темы урока. На с.111 найдите упр №177, прочитайте.
– Откройте и рассмотрите картины в картинной галерее учебника. Найдите картины о зиме. (с. 80) (С.А. Тутунов. «Зима пришла. Детство»)
- Что мы будем делать на уроке? (Составим рассказ по картине и запишем его; будем развивать речь, обогащать словарный запас, учиться грамотно писать, и др.) Итак, чтобы составить рассказ, нам нужно стать художниками.
Беседа о художнике и его картине.
Сергей Андреевич Тутунов - живописец, (создающий изображения с помощью красок)
Родился в 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе.
В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова.
В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве. Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.

Интеллектуальная разминка.
Все художники разбираются в картинах. А нам в этом поможет мультфильм «Пластилиновая ворона» и узнаем основные жанры картин. (О мультфильме)
Игра: «Пейзаж, натюрморт или портрет?»
(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.)
Работа над репродукцией картины:
«Зима пришла. Детство» пейзаж зимний, сельский (по месту изображения).
Собирание рабочих материалов. Чтобы рассказать о картине, нужно проанализировать все части и детали картины, подобрать к ним слова, выражения, как это делают писатели, или собрать рабочий материал для дальнейшей работы.
Итак, мы свами теперь писатели.
Рабочий материал (опорные слова)

Что изображено

Признаки и действия

Мальчик

маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег; наконец-то пришла долгожданная  и всеми любимая зима 

Время суток, двор

ранним утром,двор стал похож на белоснежный пуховый платок

Зима

волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега 

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное,

Рабочий материал необходим каждому (раздать)

Физкультминутка

Составление плана.
- Чтобы получился рассказ по картине, вспомним, из каких частей состоит текст? (тема текста, начало; основная часть; концовка). 
- Даём название к каждой части, составляем план .

1. Тема текста, начало (автор, название картины).
2. Основная часть (опишем героя и природу.)
3. Концовка (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)
ПЛАН. (учитель записывает подходящие названия)
1. Художник и картина.
2. Мальчик у окна. Зима.
3. Настроение.

- При составлении рассказа не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему. При записи я диктую, один работает у доски, а остальные пишут под диктовку.
Запись рассказа по картине с опорой на план.
(Наводящие вопросы)
Что изображено на картине?
Что он делает?
Чему удивлен он?
Как изменил снег вид из окна?
Как изменил снег вид из окна?
Что мы видим на ветках деревьев и заборе?
О чем подумал мальчик?
Твоё отношение к картине

С. А. Тутунов «Зима пришла. Детство»
На картине маленький мальчик. Он проснулся и подошёл к окну. На улице выпал первый снег. Пушистый снежок укрыл землю, крыши домов и ветки деревьев, словно белый пуховый платок.
Наконец-то пришла чудесная и любимая зима! (29 сл.)

Ну, вот, какой красивый рассказ получился! И хочу добавить, что музыка, картины, мультипликационные фильмы и художественные произведения - это всё виды искусства. Найдите в словаре слово искусство и запомните его правописание.
Проверьте ошибки, исправьте.

Итог урока.
В листах самооценки подытожьте работу. Оценки, кто работал на 5, на 4? Кому нужно более усердно поработать?
Домашнее задание
Провести работу над ошибками, и выполнить задания на с. 111 «Проверь себя»

Автор: Зиядинова Эльмира Энверовна, учитель начальных классов. МБОУ "Владиславовская общеобразовательная школа" Республика Крым
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Добавить комментарий