Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети: Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок
Проверка домашней работы
- У нас урок русского языка. Что было задано на дом? (стр. 111 № 176)
- О чём мы будем говорить на уроке? (о первом снеге, о зиме)
- Назовите зимние месяцы.
- Зимние месяцы не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. Зимнее настроение нам создаст звучание пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима. Декабрь»
Минутка чистописания
Запишите число, пропишем красиво букву Зз, Зима.
- Найдите однокоренные слова. (зимушка, зимний)
- Поставьте ударение.
- Найдите проверочные слова, проверяемое слово?
- Первое слово поделите на слоги, второе - для переноса, третье - сколько букв, сколько звуков.
- На стр. 111 найдите упр № 177, прочитайте.
- Откройте и рассмотрите картины в картинной галерее учебника. Найдите картины о зиме. (С.А. Тутунов «Зима пришла. Детство»)
- Что мы будем делать на уроке? (Составим рассказ по картине и запишем его; будем развивать речь, обогащать словарный запас, учиться грамотно писать, и др.)
- Итак, чтобы составить рассказ, нам нужно стать художниками.
Сергей Андреевич Тутунов - живописец, создающий изображения с помощью красок. Родился в 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе.
В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве. Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.
Все художники разбираются в картинах. А нам в этом поможет мультфильм «Пластилиновая ворона» и узнаем основные жанры картин. (О мультфильме)
Игра «Пейзаж, натюрморт или портрет?»
На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.
Работа над репродукцией картины
«Зима пришла. Детство» пейзаж зимний, сельский. (по месту изображения)
- Чтобы рассказать о картине, нужно проанализировать все части и детали картины, подобрать к ним слова, выражения, как это делают писатели, или собрать рабочий материал для дальнейшей работы.
- Итак, мы свами теперь писатели.
Рабочий материал (опорные слова)
Что изображено |
Признаки и действия |
Мальчик |
маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег; наконец-то пришла долгожданная и всеми любимая зима |
Время суток, двор |
ранним утром,двор стал похож на белоснежный пуховый платок |
Зима |
волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года |
Снег |
пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле |
Деревья и кусты |
тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега |
Земля, забор |
все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег, |
Воздух |
чистым, свежим воздухом |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное, |
Рабочий материал каждому раздать.
Физкультминутка
- Чтобы получился рассказ по картине, вспомним, из каких частей состоит текст? (тема текста, начало; основная часть; концовка)
- Даём название к каждой части, составляем план.
План
(учитель записывает подходящие названия)
- При составлении рассказа не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему. При записи я диктую, один работает у доски, а остальные пишут под диктовку.
Наводящие вопросы
- Что изображено на картине?
- Что он делает?
- Чему удивлен он?
- Как изменил снег вид из окна?
- Как изменил снег вид из окна?
- Что мы видим на ветках деревьев и заборе?
- О чем подумал мальчик?
- Твоё отношение к картине С. Тутунова "Зима пришла. Детство".
На картине маленький мальчик. Он проснулся и подошёл к окну. На улице выпал первый снег. Пушистый снежок укрыл землю, крыши домов и ветки деревьев, словно белый пуховый платок.
Наконец-то пришла чудесная и любимая зима! (29 сл.)
- Ну, вот, какой красивый рассказ получился! И хочу добавить, что музыка, картины, мультипликационные фильмы и художественные произведения - это всё виды искусства.
- Найдите в словаре слово искусство и запомните его правописание.
- Проверьте ошибки, исправьте.
- В листах самооценки подытожьте работу. Оценки, кто работал на 5, на 4?
- Кому нужно более усердно поработать?
Домашнее задание
Провести работу над ошибками, и выполнить задания на стр. 111 "Проверь себя".