Цель урока: создание условий для актуализации знаний обучающихся о буквах и звуках.
Задачи:
Оборудование: ПК, презентация, проектор, учебник русского языка.
- Здравствуйте, ребята!
- Меня зовут Елизавета Николаевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь.
- Посмотрите внимательно на слайд, скажите, что вы видите? (Цирк)
- Верно. Поднимите руку те, кто хотя бы раз был в цирке. Что вам больше всего запомнилось? Скажите, а с чем у вас ассоцииуется цирк?
- Сегодня я предлагаю наш урок русского языка провести в цирке. Посмотрите, что за герой нас сегодня встречает? (жонглер)
- Сегодня к нам на урок пришел жонгер. Поднимите руку, кто может сказать, кто такой жонглер?
Жоглер – это цирковой артист, который может одновременно подбрасывать и ловить несколько предметов
- Поднимите руку, кто скажет, какое сегодня число (18 апреля). Верно, сгеодня у нашего героя праздник.
- 18 апреля отмечается Международный день жонглеров - профессиональный праздник артистов, которые считаются символом цирка.
- Для того, чтобы попасть в цирк, нам необходимо предоставить билеты. Давайте их заполним.
- Откройте тетради, от предыдущей работы отступите 2 строчки вниз. Запишите число (18 апреля) и классная работа.
- Обратите внимание, с какой буквы мы начинаем писать? (с заглавной)
- Не забываем в конце про точку.
- От классной работы в следующей строке давайте запишем минутку чистописания. С красной строки начинаем записывать данные буквосочетания: Ап, пр, ре, ел, ль.
- Прописать нужно до конца строки. Кто закончил, сядет красиво.
- Поднимите руку, кто желает прочитать слово, которое здесь зашифровано? (апрель)
- В следующей строке пропишем слова из орфографической минутки. Поднимите руку, кто желает прочитать слова на слайде? (Карандаш, сорока, лисица, воробей)
- Кто помнит, как называются слова, написание которых мы должны запомнить? (словарные слова)
- Верно! Скажите, а можем ли мы проверить написание данных слов? (нет, их просто нужно запомнить)
- Запишите данные слова к себе в тетрадь, не забывайте, что первое слово мы пишем с заглавной буквы, а в конце ставим точку.
- Поставьте ударение и подчеркните карандашом безударные гласные в слове.
- Кто записал, проверьте, все ли верно записано.
- Молодцы! Теперь мы с вами можем спокойно зайти в цирк.
- Ребята, кажется, у нашего героя возникли трудности. Пока мы с вами заполняли билеты, он растерял свои мячи. Но мячи эти не простые, а волшебные.
- Для того, чтобы отыскать эти мячи, нам придется выполнить задания по теме нашего урока.
- Давайте разгадаем ребус, чтобы определить, какой же теме будет посвящен наш урок.
- Внимательно посмотрите на слайд. Поднимите руку, кто скажет, что изображено на слайде?
- Какие две буквы вы видите в начале ребуса? (зв)
- Какой предмет изоражен после этих букв? (лук)
- Скажите, а что значит запятая сверху? (первую букву нужно убрать)
- Тогда что мы получим? (ук)
- После картинки какая буква записана? (и)
- Поднимите руку, кто мне назовет первое слово из названия темы нашего урока (Звуки).
- Кто изображен на следующей картинке? (кит) Посмотрите внимательно на запятые, какие буквы нам необходимо убрать? (первую и последнюю)
- Поднимите руку, кто мне скажет, что у нас получится. (и)
- Если мы объединим букву и с первым словом, то что мы получим? Поднимите руку, кто желает назвать. (Звуки и)
- У нас осталось последнее слово. Что вы видите? (Буквы бу, лягушку, букву ы)
- Внимательно посмотрите на лягушку. Кто догадался, на что необходимо обратить внимание? (На то, что лягушка говорит)
- Какой звук издает лягушка? (Ква)
- Какую буквунам необходимо убрать? (последнюю)
- Что получится? (кв)
- Какая буква должна будет стоять в конце получившегося слова? (ы)
- Поднимите руку, кто мне скажет получившееся слово? (буквы)
- Поднимите руку те, кто назовет нашу тему урока. ("Звуки и буквы")
- Верно, тема нашего урока "Звуки и буквы". Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Вы правы, но для начала я предлагаю вспомнить, что же вам уже известно.
- Продолжите фразу: "Буква - это то, что мы..." (то, что мы видим и пишем)
- Скажите, кто помнит, сколько букв в нашем алфавите? (33 буквы. Если обучающиеся затрудняются ответить, то сообщает об этом учитель)
- На какие две группы у нас делятся буквы? (гласные и согласные)
- А в чем разница между гласной и согласной буквой? (по произношению: если звук гласный, то воздух проходит спокойно, нет преград; если согласный, то воздух встречает преграду)
- Приведите пример гласной буквы, согласной.
- А что же такое звук? (ответы детей)
- Продолжите фразу: "Звук-это то, что мы…" (то, что слышим и произносим)
- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
- Гласные звуки у нас бывают… (ударными и безударными)
- Как мы можем определить, ударный гласный звук или безударный? (нужно поставить ударение, если оно падает на гласный звук, то он ударный, если нет – безударный)
- Хорошо, тогда согласные звуки у нас бывают… (звонкие - глухие, твердые - мягкие)
- А как мы можем определить, что звук звонкий? (при произношении звука мы слышим и ощущаем вибрацию)
- А как мы поймем, что звук глухой? (при произношении звук приглушенный, без вибрации)
- Приведите пример звонкого и глухого звука.
- Кто желает привести пример твердого звука? Мягкого?
- Скажите, а какие две буквы не обозначают звука? (ь, ъ)
Упражнение 5
- Для того, чтобы вернуть первый мяч, давайте с вами выполним первое упражнение.
- В следующей строке, по середине, запишите упражнение 5. (учитель записывает на доске)
- Я буду называть вам слова, а ваша задача – составить транскрипцию / звуковую запись этого слова.
- Кто желает выйти к доске и записать первое слово? Остальные записывают в тетрадь.
- "Ель". Как мы записываем звуки? (в квадратных скобках)
- Записывай рядом. ([й’э л’] ) Какой первый звук?
- Почему буква Е будет обозначать два звука? (стоит в начале слова)
- Как мы это запишем? Почему Л в данном случае будет мягкой? (после нее стоит Ь)
- Будем ли мы в транскрипции показывать записывать Ь? Почему не будем? (не обозначает звука)
- Поставь после звуковой записи тире. Теперь посчитай количество букв и звуков в слове (3 б., 3 зв.)
- Запишите после тире количество звуков и букв. Скажи, пожалуйста, а сколько слогов в этом слове? (1)
- Почему? (1 гласная)
- Запиши рядом коичество слогов.
- Поднимите руку те, у кого получилось также.
- "Утюг" ([ут’ук])
- Какой первый звук?
- Почему звук [т’] мягкий? (после стоит гласная Ю)
- Почему букву Ю мы будем в транскрипции записывать, как У? (Звука [ю] нет)
- Почему последний звук [к]?
- Сколько слогов в данном слове? (2)
- Почему два? (2 гласные)
- Посчитай количество букв и звуков, равны ли они? (4 б., 4 зв.)
- Поставь ударение в данном слове: утюг. Сколько слогов? (2)
- Почему? (2 глассные)
- Запиши рядом 2 слога. (Аналогично со словом "лиса")
- Теперь самостоятельно запишите транскрипцию к слову "книга." Кто желает, записать свой ответ на доске? (спрашиваю 2 человек)
- Поднимите руку те, кто согласен с данной записью.
- Молодцы! Мы с вами отсыкали первый мяч.
Упражнение 1
- Откройте учебник на стр.46. Найдите упражнение 1 на стр. 46. Поднимите руку, кто желает прочитать стихотворение?
- Кто мне скажет, о чем говорится в этом стихотворении? Почему оно имеет такое название?
- А когда мы желаем доброго утра? (мы говорим: "С добрым утром!", когда мы просыпаемся)
- Поднимите руку те, кто желает прочитать данное стихотворение выразительно. (Спрашиваю несколько человек)
- Как вы понимаете значение слова "славно"? (значит, хорошо, здорово)
- Молодцы! Скажите, а в данный момент нам лучше сказать "С добрым утром" или "С ясным днем"? (с ясным днем)
- Почему?
- Запишите в тетрадь предложение: С ясным днем!
- Кто закончил, сядет красиво. Молодцы! Благодаря вам, жонглер вернул еще один мяч.
- Предлагаю немного передохнуть. Поднимайтесь с мест.
- Ребята, скажите, как мы определяем количество слогов в слове? (по количеству гласных)
- Верно! Сейчас я буду вам называть слова, а вам нужно присесть столько раз, сколько в этом слове слогов. Поднимите руку те, кому непонятно, что нужно сделать.
Слова: дом, соловей, весна, урок, язык, мяч, школа, прохлада.
Аналогично спрашиваю другие слова.
- Молодцы. Присаживайтесь.
Упражнение 8
- Откройте учебник на стр. 50. Запишите в тетради.
- Поднимите руку, кто желает прочитать задание?
- Давайте прочитаем первое слово, кто желает?
- Так, кто заметил, какое же слово спряталось? (точка)
- Кто желает прочитать второе слово? Какое слово "спряталось" (Ус - усы. Аналогично с оставшимися словами)
- Запишите любые пять слов в тетради через запятую и подчеркните карандашом в них "спрятавшееся" слово. С какой буквы будем писать первое слово? (с заглавной)
- Давайте с вами проверим. Поднимите руку, кто желает прочитать слова, которые он выписал в тетрадь. (Например, ласточка, бусы, задача, вдруг)
- Скажи, какое спрятавшееся слово ты нашел в слове "ласточка"? (точка)
- Поднимите руку, кто выписал другие слова? Какие спрятавшиеся слова ты подчеркнул?
- Молодцы! Мы с вами вернули жонглеру последний мяч, и теперь он может спокойно выступить на арене.
- Наш с вами урок подходит к концу. Скажите, какая была тема урока? (Звуки и буквы)
- Закончите предложение:
- Скажите, за что вы можете похвалить себя на уроке сегодня? А кого из одноклассников вы бы похвалили?
- Положите перед собой карточку, где нарисован мяч.
- Раскрасьте мяч зеленым цветом, если вам было все понятно на уроке.
- Раскрасьте мяч желтым цветом, если возникли трудности при выполнении упражнения.
- Раскрасьте мяч красным цветом, если вы не справились ни с одним упражнением.
- Поднимите руки те, кто раскрасил зеленым цветом.
- Поднимите руки те, кто раскрасим желтым цветом. Какие трудности у вас возникли?
- Поднимите руки те, кто раскрасил красным цветом. Как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить то или иное упражнение?
- Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!