Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Буквы Е, Ё, Ю, Я как способ обозначения звука [Й’]"

Педагогические задачи:

  • создать условия для актуализации способа обозначения звука [й’];
  • содействовать формированию осознанных графических умений на основе знаний о двух способах обозначения звука [й’];
  • развития фонетических умений, мышления и познавательного интереса, обогащения лексического запаса речи.

Планируемые образовательные результаты: отвечают на вопросы по теме "Буква Йй, звук [й’]", выполняют упражнения в обозначении звука [й’] разными способами, осуществляют "перевод" слогов из звуковой записи в буквенную, списывают предложение, структурируют знания о букве Йй и звуке [й’].

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок.
Я знаю, в классе все ребята
Трудиться на уроках рады.

Должна вам по секрету сообщить,
Как у людей, у букв работа может быть.
Открытие это пока для вас сомнительно?
Свою работу буквы вам докажут (покажут) убедительно!

Повторение пройденного

Сказка "Не буква гласных и не буква согласных"

Учитель:
- Заскучали буквы в алфавите.
- Споем? – сказала одна своей соседке.
- Я не умею, – грустно сказала та.
- А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и!

- Й… й… й…
- И правда не умеешь. Странно: все гласные звуки поют, а ты нет.
- Я не буква гласных.
- Буква согласных, что ли?

- И не буква согласных.
- Кто же ты?!
- Я… я – буква полугласных.
- А такие разве бывают?

- Одна я такая…
- Ну и кому ж ты, буква полугласных, нужна?
- Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.

- Стои – жалко, что ли.
- Не "стои", а "стой". Вот я и пригодилась!
- Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
- Сама догадайся… (А. Шибаев)
- Ребята, а вы догадались?

Учащиеся рассказывают все, что знают о букве й, о звуке [й’].

Введение в тему урока

- Не правда ли, ребята, что в звуке [й’] есть что-то таинственное? Внешне она какая-то странная. В русском алфавите даже нет буквы, которая была бы похожа на нее.
- Прочитайте слова, записанные на доске: стой, спой, рой.

- Какую букву мы видим на конце этих слов? (Букву й, й краткое.
- Значит, этой буквой обозначен звук [й’]. Это звонкая "одиночка", которая не всегда обозначена буквой й. В некоторых словах она пытается "спрятаться". И делает это очень хорошо.

- Возьмем слово не спой, а споемте. (записано на доске)
- Произнесите это слово! Здесь хорошо слышен звук [й’]? (Да)

- А почему же буквы й в слове нет? (Звук "спрятался" в букву ё)
- В какие буквы "спрятался" звук в этих словах?
Запись на доске: яма, яблоко, Юра, юла, прилежанье.

Выполнение задания 127 (устно) на с. 80.

1. Наблюдение за "работой" букв гласных е, ё, ю, я.
- Назовите все слова того столбика, в котором полужирные буквы обозначают гласные звуки и указывают на мягкость согласного.
2. Чтение обобщения в рамке "Сообщаем важные сведения", с. 81.

Работа над новым материалом

Целеполагание
- Сегодня будем упражняться в обозначении звука [й’] разными способами.
- Выполнение задания 128, на с. 81.

Игра "Помоги иностранцу Майклу"

1. Исправление ошибок в записи слогов.
2. Рассказ о "работе" букв е, ё, ю, я в русском языке.
Сведения в голубой рамке "Наша помощь" на с. 82.

3. Работа в парах над заданием 131 на с. 83: "перевод" слогов из звуковой записи в буквенную с рассуждением и подчеркиванием тех букв, за которыми "спрятался" звук [й’].

4. Самостоятельная работа в задании 129 с коллективной проверкой.
- Что можете рассказать об этом способе обозначения звука [й’]?

5. Выполнение задания 130. (устно)
- Рассмотрите схему. Что в ней обозначено? Почему важно знать обо всех способах обозначения звука [й’] на письме?
- Объясните по схеме другой способ обозначения звука [й’] – с помощью буквы й на конце слова или перед согласным звуком.

а) Исправление ошибок Майкла.
б) Запись слов правильно.
в) Совет другу – чтение и запоминание сведений в голубой рамке "Наша помощь" на с. 82–83.

Физкультминутка

г) Работа по схеме в рамке "Наша помощь". Примеры слов, подтверждающие тот или иной способ обозначения звука [й’].
д) Сопоставление обоих способов обозначения звука [й’] для уточнения действий, которые следует выполнять при письме.

Первичное закрепление изученного.

Выполнение упражнения 133 на с. 84.

- Послушайте предложение и постарайтесь обнаружить в словах звук [й’].
- Какие слова со звуком [й’] услышали?
- Определите место звука [й’] в этих словах. (В начале слова – "я", "Юльку", в конце слова – "свою")

- Какой способ обозначения звука [й’] выберете в этих словах? (с помощью букв гласных)
- Проверьте свои ответы по учебнику в задании 133 на с. 84.
- Все ли мы оказались правы и выбрали способ обозначения [й’] с помощью гласных я и ю?

- Кто затруднялся? Попробуйте сами сделать обобщение, чтобы преодолеть эту трудность.
- Спишите предложение, сопровождая запись полным рассуждением.
- Подчеркните нужные буквы.

Итог урока. Рефлексия

– Сколько способов обозначения звука [й’] мы знаем?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!