Урок русского языка в 1 классе на тему "Перенос слов"

Цель урока: познакомить обучающихся с правилами переноса слов в русском языке, развивать умение определять количество слогов в слове.

Планируемые результаты:

  • использовать различные правила переноса слов;
  • осознавать важность и ценность правильной передачи сообщения;
  • классифицировать факты по признаку "правила переноса".

Ход урока

Организационный момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.

- Ребята, я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и наших гостей.
- Как гостеприимные хозяева вначале окажем нашим гостям внимание.

Дети читают стихи

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем.

Мы должны им показать,
Как умеем мы писать,

Думать, мыслить и читать,
На вопросы отвечать.

- Спасибо, ребята, присаживайтесь.

Актуализация знаний и мотивация

- Итак, начинаем работать. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
- А какое сегодня число ? (6 апреля)

- Какие орфограммы в написании слов вы встретили? (ответы детей)
- А теперь внимание на экран. Посмотрите внимательно на запись и назовите лишнее в каждой строке?

  • л, р, з, м (Лишняя буква "з", она парная)
  • а, у, о, я; (Лишняя буква "я", она обозначает 2 звука)
  • т, л, а, ж. з (Лишняя буква "а", она гласная)
  • М, Л, Б, ц, Д (Лишняя буква "ц", она строчная)

З Я А Ц

- Составьте слово из лишних букв. (заяц)
- Какое задание мы можем выполнить с этим словом? (сосчитать буквы, подчеркнуть гласные, составить схему, звуко-буквенный анализ, разделить на слоги)

- Сколько слогов в этом слове? Как определили?
- Назовите букву, которая обозначает согласный, глухой непарный, всегда твердый звук в этом слове.

Чистописание

- Эта буква сегодня гостья на минутке чистописания. (Ц, ц)
- Сегодня мы будем закреплять умение каллиграфически правильно прописывать букву "Ц" заглавную и букву "ц" строчную.
- Следим за посадкой при письме.

- Подчеркните ту букву, которая на ваш взгляд самая красивая.
- Оцените себя на полях в тетради.

Придумайте с этой буквой

  • трехсложные слова;
  • двухсложные;
  • односложные слова.

- Какие знания понадобились? (умение делить слова на слоги)
- Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? (цирк, цифра, цыган, цыпленок, цех, овца, птица, пятница, девица, единица, певица)
- Давайте запишем трехсложные слова. (1 ученик у доски, слово не вмещается)

Нахождение выхода из затруднения

- Какая проблема перед нами встала? (Слово не помещается на строке)
- Как поступить, если при написании слово не помещается на строке? (Слово надо перенести на другую строку)
- Как вы думаете, переносить слово с одной строки на другую нужно по правилам, или так, как захочет пишущий?

- Подумайте, как можно перенести это слово.
- Задание было одно?

- Почему результаты получились разные? (в слове 3 слога, можно перенести по-разному)
– Итак, какую работу мы сейчас проделали? Зачем надо уметь делить слова на слоги? (Чтобы их переносить с одной строки на другую)

Выявление объекта изучения

- На основе выполненной работы подумайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке? (Будем говорить о переносе слов)
- А как вы думаете, мы изучили все правила переноса?
- А может кто-то уже знает какие-либо правила переноса слов?

Сообщение темы урока

- Итак, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Перенос слов)
- Подумайте и скажите, какую учебную задачу мы поставим перед собой? (познакомиться с правилами переноса слов и научиться применять их на практике)
- В каком числе стоит слово "правила"?

- О чем это нам может говорить?
- Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете раскрыть лишь некоторые из них.
- Для решения этой проблемы выполним задания.

Открытие новых знаний

- Так как правил несколько, то работать мы будем в группах.
- У каждой группы есть лист, на котором "зашифровано" правило. А план работы такой.

  1. Прочитать слова.
  2. Посмотреть, где стоит знак переноса.
  3. Сформулировать правило переноса слов.

- Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? (Правило переноса слов)

Работа в группах

Слушаем результаты работы групп.

1 группа

- Прочитаем слова. (бе-ре-за, тра-ва, цве-ты)
- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Формулирование первого правила: cлово переносится по слогам.

- Итак, первое правило переноса слова:

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги.

- Давайте закрепим это правило.
- Записать слова, разделить на слоги: пчела, собака.
- Оцените себя на полях в тетради.

- Слушаем вторую группу.

- Прочитаем слова: рот, нос, дом, сад, лист.
- Почему не стоит знак переноса?
- Ребята, а как быть, если в слове один слог?

Формулирование второго правила: слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Один слог в слове рот и нос:
Здесь не нужен перенос.

- Придумайте и запишите 2 таких слова. (лист, сад)
- Оцените себя на полях в тетради.

Физминутка

- Слушаем третью группу.

- Правила переноса имеют свои секреты. Об одном из них узнали ребята, прочитав рубрику "Обрати внимание!" в учебнике.
- На что обратили внимание при чтении?
- Какой сделаем вывод ?

- Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку. (Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву)
- Давайте закрепим это правило.
- Выписать 2 слова из упр. 4 на стр. 38, которые нельзя переносить.

Реализация построенного проекта

- Ребята, сколько же правил мы открыли? (3)
- Проговорим их еще раз.
- Составим алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово. (Фиксирую на экране)

Алгоритм переноса слов

  1. Читаем слово.
  2. Делим на слоги
  3. Вспоминаем, какое правило подходит.
  4. Записываем

- Почему выделены слова "вспоминаем правило"? (Без правил можем перенести неправильно)
- Как вы думаете, сть ли еще правила переноса в русском языке? (Есть. С ними мы познакомимся позже)

Рефлексия

- Какое открытие мы сегодня сделали? (открыли правила переноса слов)
- Для чего нам понадобились эти правила? (Нужно было перенести слово. Не смогли перенести слово. Слово не входило на строку)
- Как нам удалось открыть правила. (Мы работали в группе, выполняли задание)

Первичное закрепление нового способа действия

- Поднимите руку те, кто может сказать: "Я хорошо и отлично усвоил правила переноса".
- А кто еще может ошибаться?
- Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться.

- Давайте мы с вами поиграем и проверим, усвоили ли мы правила переноса слов
- Разделите слова горизонтальными черточками для переноса. (Зима, Юля, дождь, Жанна)

Итог урока

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

- А итог урока нам поможет подвести тест. Возьмите фишки красного и зеленого цвета:

  • если вы согласны с ответом, покажите зеленый цвет;
  • если вы не согласны с ответом, покажите фишку красного цвета.

Тест

Как переносятся слова?
- по слогам;
- как поместятся.

Можно ли переносить одну букву?
- да;
- нет.

Оставлять одну букву на строчке?
- да;
- нет.

Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания?
- да;
- нет

- Если вы показали все фишки зеленого цвета, значит, на все вопросы вы ответили правильно.
- Если вы допустили ошибку, не расстраивайтесь, на следующих уроках мы продолжим изучение этой темы.

Домашнее задание

- Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
- Вы сегодня молодцы. Спасибо за урок!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!