Цели урока:
Основные понятия: слог, ударение, однокоренные слова, перенос слова.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все… (видят)
- Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат)
- Ваши головы хорошо… (думают)
- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, урок пройдет интересно и увлекательно.
- К нам сегодня на урок пришел Мудрый Червячок. И другие гости.
- Задает он нам загадку, отгадаем без труда. Загадку передал Катюше, навострили быстро уши.
Ученик читает загадку:
Яростно река ревет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел? (апрель)
- Что такое апрель? (весенний месяц)
- Верно, и урок у нас будет сегодня весенний. Весна приходит и приносит что-то новое.
- Вот и сегодня она познакомит нас с правилом, которое поможет без ошибок переносить слова с одной строчки на другую.
- Что такое слог? (часть слова)
- Собираем из этих слогов слова, составляем предложения, записываем.
Пришла весна. Бегут звонкие ручейки. Появились первые цветы.
Прикрепляю цветы к доске.
- Как мы показываем на письме, что написано предложение, а не отдельные слова? (Начинаем с большой буквы, в конце ставим точку)
Наши нежные цветки распускают лепестки, ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши нежные цветки закрывают лепестки, тихо засыпают, головой качают.
- Отгадаем загадки, которые прочитал в своих умных книжках Мудрый Червячок. Отгадки записываем в столбик.
Физминутка
Наступила … (Показываю ребус "Весна") Снег быстро растаял, стало много … (Показ ребуса "Вода") Реки, ручьи разлились и затопили берега. А нам надо переправить наши отгадки на другой берег. В этом нам поможет волшебный камень, на котором записаны условия, которые мы должны запомнить и выполнить.
- Одну букву нельзя оставлять и перевозить на другой берег.
- Сейчас вы будете работать в группах. Переправляем слова на другой берег.
- Слушаем группы.
Построение проекта выхода из затруднения
- Открываем учебник на стр. 93, читаем правило, отвечаем на вопросы.
- На сколько частей делятся слова? (ответы учащихся)
- Как переносятся слова?
- Как поступаем с одной буквой?
- Это правило вам надо запомнить.
- Нужно исправить ошибки у наших друзей.
Перенес слова Иа: у-ши, ше-я, ло-б, гла-за.
А слоненок перенес: ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес.
Пятачок же перенес: лож-ки, вил-ки, сто-л, под-нос.
- Где ошибки? Вот вопрос?
- Кто исправит перенос?
- Почему так нельзя переносить?
- Запишем слова, которые не переносятся.
Игра со словами, слогами, буквами "Живые слова"
Составьте слова из слогов и букв.
Ле й ка
За й ка
Ма й ка
Ча й ка
- Как будем переносить эти слова?
- Какое открытие мы сегодня сделали? (Выучили правило переноса слов)
- Для чего нам понадобятся эти правила?
- Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего эмоционального состояния, впечатления от урока.