Цель урока: создать условия для обучения аккуратности в написания строчной буквы Ч в соединении.
Задачи:
Оборудование: прописи 1 класс 3 ч. (Горецкий В.Г. "Школа Россия"), раздаточный материал (лучики для солнышка), обучающие видеоматериалы по теме урока, презентация.
- Приветствую вас дети! За окном прекрасная погода. Давайте представим, что над нами солнышко и потянемся к нему!
- А теперь давайте поделимся своим светом друг с другом и улыбнемся друг другу.
- Хорошо. Пусть такое хорошее настроение останется с вами до конца нашего урока и поможет получить много новых знаний!
- А мы начинаем!
- Дети, с какой буквой мы познакомились на уроке литературного чтения? (буквой ч)
- Что вы знаете об этой букве? (ответы учащихся)
- Предлагаю вам отгадать загадки.
Он из сказки к нам пришел.
Здесь друзей себе нашел.
Он - забавная игрушка.
У него большие ушки. (Чебурашка)
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (Часы)
Мы пришли с прогулки в парке,
А деньки сейчас не жарки!
Быстро чайник ты включай,
Есть в коробке черный… (чай)
- Теперь мы должны научиться писать строчную букву ч.
- Сформулируйте тему урока. (Написание буквы "ч")
- Какие задачи поставим перед собой? Чему мы будем учиться?
- Ребята, перед началом нашей письменной работы, давайте выполним ряд интересных упражнений, чтобы размять наши пальчики.
Упражнение "Пальчики здороваются"
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается пальчиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.
Упражнение "На зарядку становись!"
Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
- Какие же вы молодцы! Наши ручки хорошо размялись? Тогда приступаем к работе!
- Дети, откройте наши прописи на стр. 27. Выполняем эти узоры по точкам в рабочей тетради.
- Делайте это аккуратно. Помните, что спинку держим ровно; от стержня ручки нужно держать расстояние с палец, а конец ручки должен быть направлен на плечо; тетрадь располагаем так, чтобы она лежала с наклоном (левым кончиком в сторону живота); расстояние до глаз должно быть с локоть.
- Теперь приступаем к работе.
– Дети посмотрите на первую строчку прописи на стр. 27. Это строчная буква ч.
– Посмотрите на печатную и письменную буквы. Скажите, чем они отличаются друг от друга?
– Какие элементы в письменной букве вам знакомы? (Отвечают на вопросы. Анализируют букву букву Ч)
– Посмотрите на экран. (видео-показ правильного писания строчной буквы ч)
– Начинаю писать чуть ниже верхней границы рабочей строки: пишу короткую наклонную линию до верхней границы, пишу небольшую провисающую линию до верхней границы строки, пишу короткую наклонную прямую линию с "качалочкой" внизу вправо. (Внимательно смотрят видеоматериал, и запоминают, как правильно пишется строчная буква ч)
- Дети, а теперь обратите внимание на меня!
а) Воображаемая. (пишем вообр. букву ч)
- Вообразим, что мы пишем строчную букву ч в рабочей тетради. Правую руку поднимаем вверх представляем, что мы держим ручку и начинаем писать строчную букву ч. Начинаю писать чуть ниже верхней границы рабочей строки: пишу короткую наклонную линию до верхней границы, пишу небольшую провисающую линию до верхней границы строки, пишу короткую наклонную прямую линию с "качалочкой" внизу вправо.
б) По образцу.
– Теперь в рабочей тетради у вас есть образец. По образцу запишите самостоятельно по точкам строчную букву ч. Будьте внимательны! Если возникнут трудности, поднимите руку. (Смотрят на учителя, пишут воображаемую букву ч. Пишут по образцу букву ч)
– Ребята! Теперь мы знаем, как пишется строчная буква ч. Но как же она пишется в соединении с другими буквами? А это мы сейчас выясним!
– Соединение бывает: верхнее и нижнее. Посмотрим на примеры соединений, которые нам предлагают.
- Например, соединение ча, оно какое? (нижнее)
– Мы пишем строчную букву ч, а затем от прямой линии с закруглением вправо ведем нижнее соединение и начинаем писать полуовал, от него пишем прямую линию с закруглением вправо.
– Соединение чу, какое? (верхнее)
– Пишем строчную ч, а затем от прямой линии с закруглением вправо ведем верхнее соединение и начинаем писать прямую с закруглением вправо, затем ведем линию с петлей.
– Соединение че, какое? (нижнее)
– Пишем строчную ч, а затем от прямой линии с закруглением вправо ведем нижнее соединение и начинаем писать петельку вверх, ведем прямую линию с закруглением вправо.
– Дети напишите все соединения по образцу в рабочую тетрадь.
– Дети чуть ниже мы видим слова, начинающиеся на нашу строчную букву ч.
– Чем отличается слово час от слова часы? (Час – это единица времени, часы – мы смотрим время)
– А теперь напишите по образцу эти слова. Будьте внимательны.
– Посмотрите на строчку ниже. Ребята, скажите, а что такое предложение? Прочитайте слова внизу и скажите, можно ли назвать их одним предложением? Почему?
– А теперь запишите это предложение на строчке ниже по образцу.
– Прочитаем еще раз, что же у нас получилось. Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя.
– Предлагаю размять пальцы. Выполним физкультминутку "Большая стирка".
Буду маме помогать,
Буду сам белье стирать: (трет кулачками друг о друга)
Мылом мылю я носки, (провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки, (трем кулачками друг о друга)
Сполосну носки я ловко, (двигает кистями рук вправо-влево)
И повешу на веревку. (поднять руки вверх, кисти согнуть)
– Ребята, сегодня вы научились писать новую букву строчную букву ч.
– Как вы думаете, чем она похожа, а чем отличается от предыдущей изученной нами буквы? (говорят отличие и сходства букв г и ч)
– У вас на столах лежат карточки. Возьмите ручку. Ребята обведите букву Ч, везде, где она встречается.
– Ребята, так чему же сегодня вы научились?
– Вспомним, какие мы ставили цели?
– Какие возникли трудности?
– Помните, в начале урока мы с вами тянулись к солнышку.
– Теперь лучики, до которых мы дотянулись, давайте прикрепим нашему солнышку, пусть оно и другим подарит свои лучи света, добра и знания.
– Пусть все будут знающими и умными детками. (Прикрепляют лучи солнцу)