Цель урока: дать представление об одежде, которую носили на Руси.
Задачи:
Планируемые результаты:
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Определить тему урока нам поможет сказка.
Сарафан в гостях у Рубахи
Жил на краю деревни Сарафан-господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждет, когда его хозяйка достанет, да оденет. Скука его одолела и порешил он в гости к Рубахе- простухе пойти. Зашел он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. "Попьешь чайку - забудешь тоску".
Сели они рядком, да разговор завели:
- Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
- Меня хозяин на тело надевает, свей душой согревает. А я ему тепло даю, да ворогов и нечисть не пускаю.
- Как же ты нечисть то всякую не пускаешь?
- У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живется Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. (Л. Сергеева)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Об одежде)
- Прочитайте тему урока. (Во что одевались в старину)
- Какие предметы одежды были героями сказки? (Сарафан и рубаха)
- А вот они и сами к нам в гости пожаловали. (Выходят мальчик в русской рубахе и девочка в сарафане, выступают с сообщениями)
Мальчик
Рубаха - самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаху носили и мужчины, и женщины. Различалась она только длиной: у мужчин была короче. Детская одежда также была одинаковой и для девочек, и для мальчиков и состояла из одной длинной рубахи.
Самой первой пеленкой для младенцев была рубаха матери или отца. Так пытались уберечь ребенка от порчи и сглаза. Матери старались украсить детскую одежду вышивкой, которая служила оберегом. А когда появился сарафан, рубаху стали одевать под него.
Девочка
А я вам сейчас страшную тайну открою: давным - давно "сарафан" носили мужчины. Так называлась длинная одежда, которая поверх рубахи надевалась. Завезли сарафан в Россию в 14 веке купцы из Азии. Первыми их стали носить богатые и знатные мужчины: воеводы, князья, торговцы.
Женщины же смогли носить сарафан лишь спустя 300 лет в XVII веке. Эта одежда стала сразу любимой у бедных крестьянок и богатых барынь. Богатые шили сарафаны из дорогих тканей и украшали вышивкой и камнями, у бедных сарафаны были из домотканой шерстяной ткани.
- А мы вспомним сейчас наших пра, пра прадедушек и повеселимся.
Игра "Кто из мальчиков быстрее сарафан наденет"
Учитель: А теперь давайте сравним современную и старинную одежду. (Учитель вызывает двух учеников: мальчика и девочку)
- Посмотрите на мальчиков. Чем отличается старинная рубаха от современной рубашки? (Современная короче, пуговицы по всей длине, носят без пояса)
- Посмотрите на девочек. Чем похожи сарафан старинный и современный? (Это платье без рукавов)
- Чем отличается? (Носят без рубахи, без пояса, разный фасон)
- Откройте учебник на стр. 90 упр. 1. Отгадайте загадки.
- Какие непонятные слова встретились? (Кафтан, армяк, лапти)
- Это устаревшие слова, сейчас мы их не используем, но можем встретить в сказках и загадках.
- Рассмотрите рисунки на стр. 91. Прочитайте значение слов. Что вы узнали? (Кафтан и армяк - это верхняя мужская одежда)
- Чем кафтан отличается от армяка? (Кафтан на пуговицах, армяк подвязывается поясом)
- Почему эти слова перестали использовать? Какая современная одежда заменила кафтан и армяк? (Пальто)
- Что такое лапти? (Обувь, сплетенная из коры деревьев)
Мужчин с детства учили плести лапти. Изготавливали их по одной колодке, поэтому правый лапоть не отличался от левого. Были они очень грубыми и мозолили ноги, поэтому ноги обматывали тканью- портянками. Также лапти были недолговечными. Мужчине пары лаптей хватало на неделю. Поэтому, отправляясь в дорогу, брали несколько пар лаптей. Стоили они дешево, потому что их делали из лыка, которого было очень много.
- Запишите в тетрадь слова: рубаха, сарафан, кафтан, армяк, лапти. Поставьте ударение, разделите на слоги.
- На какие группы можно разделить эти слова? (Одежда, которую уже не носят, и одежда, которую носят и сейчас. Одежда и обувь. Женская, мужская и одежда, которую носили все. Слова из 2 и 3 слогов)
Учитель: Отгадайте загадки.
В праздники и будни
Пети да Ивашки
Одевали "в люди"
Чистые …! (рубашки)
Чтоб в рубашке красоваться,
Надо было подвязаться
Не снопом, не колосом,
А обычным …! (поясом)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (лапти)
Легкий, пестрый, кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну, поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду. (сарафан)
Работа в парах
- Рассмотрите картинки. Расскажите, во что одеты сказочные герои.
Проверка:
Самостоятельная работа
Учитель: Соедините стрелкой слово и предмет, который оно обозначает.
Игра "Одень куклу в старинный русский наряд"
Дети выбирают трафареты кукол (девочка или мальчик) и рисуют старинную одежду. Звучит романс А. Варламова "Красный сарафан".
- Что нового из истории одежды вы узнали на уроке? (ответы учащихся)
- Почему одежда со временем меняется?
- Где сейчас можно увидеть старинную одежду? (В музеях, на картинах, в кинофильмах)