Цель урока: рассмотреть виды предложений по цели высказывания в непосредственном соседстве.
Задачи:
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Конструирование предложений
На доске запись: Наступила весна. На птица сидела ветка. Верхушка ель на дятел.
- Прочитайте. Все ли группы слов можно назвать предложением?
- Почему нет?
- Что же такое предложение?
- Из чего состоит предложение?
- Составьте из данных слов, изменяя их, предложения. (На ветке сидела птица. На верхушке ели дятел)
Запись предложения
- Как мы оформляем предложение? Запишите любое предложение.
- Составьте схему предложени
- А как вы думаете, в конце предложения ставят только точку?
- А какие знаки вы еще знаете?
- Отгадайте, о каких знаках идет речь в загадках.
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (?)
Загораживая путь,
Предлагает отдохнуть. (.)
Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца! (!)
- Кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке? Назовите тему урока.
Коллективная работа. Открытие нового
На доске запись: В идти школа Инна.
- Можно сказать, что на доске записано предложение?
- Почему нельзя?
- Составьте из данных слов предложение. (Инна идет в школу)
- Что сообщается в этом предложении? (Информация о том, что девочка идет в школу)
- Поменяется ли смысл предложения, если я произнесу так: "Инна идет в школу?" (В предложении спрашивается об Инне)
- А если так: "Инна, иди в школу!" (В этом предложении звучит указание, что следует сделать Инне)
- А теперь давайте подумаем: зачем, с какой целью произносим первое предложение? (Сообщить о событии)
- Может, кто-то вспомнить, как называются такие предложения?
- Предложения, в которых о чем-либо сообщается, повествуется называются повествовательными.
- С какой целью произносится второе предложение? (Выяснить, узнать идет ли Инна в школу. В предложении содержится вопрос)
- Такие предложения называются вопросительными.
- В конце таких предложений ставится знак вопроса.
- С какой целью произносится третье предложение: " Инна, иди в школу!" (Побудить к действию)
- Такие предложения называются побудительными.
Работа по учебнику. Работа в парах упр. 4 с. 12.
- Почему трудно было читать? Что нужно сделать, чтобы все стало понятно? (Разделить на отдельные слова)
- Запишите скороговорку так, как сказано в учебнике. Поработайте в парах.
- Как вы обозначили начало и конец предложения?
Физкультминутка
Работа над деформированными предложениями
Задание дается по рядам. Помощь оказывает ученик-консультант.
1 ряд: воробей, где, обедал
2 ряд: щебечут, в, птицы, саду
3 ряд: не, гнезда, птичьи, разоряйте
- Из слов составьте и запишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
Проверка
– Прочитайте повествовательное предложение.
- Прочитайте побудительное предложение.
- Прочитайте вопросительное предложение.
Игра "Знаки препинания"
- Поставьте знаки препинания в конце предложений. (На доске текст без знаков препинания)
У меня зазвонил телефон
Кто говорит
Слон
Откуда
От верблюда
Что вам надо
Шоколада
Для кого
Для сына моего (Дети выходят к доске и ставят знаки препинания)
- Найдите вопросительные предложения и прочитайте их.
- А теперь выразительно прочитайте, голосом выделяя вопрос.
Самостоятельная работа упр. 6, с.13.
- Сколько предложений в этом тексте? (5)
- Как при чтении мы выделяем границы предложений?
- Как на письме мы обозначаем начало и конец предложений?
- Запишите первые три предложения, правильно оформив их начало и конец.
Взаимопроверка
- Как вы поняли материал сегодняшнего урока?
- Как в устной речи отделяют одно предложение от другого?
- А в письменной?
- Какие знаки можно поставить в конце предложения?
- Оцените свою работу на уроке.