Конспект урока русского языка 1 класс "Предлог"

Цели урока:

  • познакомить учащихся 1 класса с понятием "предлог";
  • определять значение и роль предлогов в речи.

Оборудование: презентация "Предлог", проектор, ПК, учебник "Русский язык" для 1 класса.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

- Дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. 

- А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

- Я очень рада тому, что у вас прекрасное настроение и вы готовы активно работать на уроке. Надеюсь, он пройдет на славу и всем вам понравится. 

- Но, прежде чем начать, давайте проверим вашу готовность к занятию.

- Посмотрите, все ли аккуратно лежит у вас на парте?

Приветствуют учителя. 

С замечательным! 

Проверяют готовность к уроку.

-Да.

Актуализация знаний

- Запишите имена существительные, имена прилагательные и глаголы на букву Р. 

На доске слова: Д…рев…я, м…л…дая, поч…ки, цв…тут, тр…ва, п…ют, прил…тели, з…леная, в…сёлая. 

- Обсудите со своим соседом по парте какие буквы пропущены и постарайтесь объяснить орфограммы. 

- Прочитайте ещё раз эти слова и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? 

- Сколько будет групп? Какие? 

- Запишите слова в три группы самостоятельно. 

- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Почему? 

- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите. 

- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Существительные, отвечают на вопрос что и обозначают предмет. 

- Прилагательные, отвечают на вопрос какая и обозначают признак предмета. 

- Глаголы, отвечают на вопросы: что делают...

Создание проблемной ситуации. Постановка темы и задач урока

(За)навеска, (в)поле, (за)бор, (на)дубе, (со)сед, (у)окна, (по)дороге, (за)колка, (у)шёл, (из)бушка, (на)кровати, (под)книгой, (за)лесом, (при)вет.

- Я буду называть слова разных частей речи. Если услышите существительное - хлопните в ладоши; прилагательное – топните ногой; глагол – шепотом покричите.

Паровоз, гулять, красивый, вода, чудеса, бегает, большая, лед, станция, над.

- Ребята, мы справились с заданием?

- Почему? 

- А что это за слово? Как оно называется, кто знает?

- Правильно! Данные слова называются предлоги. Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? 

- Посмотрите на карточки на столах. Исправьте ошибки в словах, обозначьте орфограммы, выделите корень.

Занавезка, зобор, зомок, залесам.

- Какое слово можно назвать «лишним», почему? 

- Почему?

- Какой вопрос тогда возникает? 

- Попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Не можем отнести куда-либо слово над.

- Предлог. 

- О предлогах. 

За лесом, потому что за пишется отдельно.

- Это предлог.

- Как пишутся предлоги с другими словами? 

Тема урока: Понятие о предлоге. Предлог как часть речи, зачем они нужны и как пишутся с другими частями речи.

Открытие нового знания

- Прочитайте стихотворение. Слова каких частей речи в нем встречаются? Стихотворение из упр. 173 (2 класс, 2 часть) 

- Чем являются существительное и глагол? 

- Тогда чем является предлог? 

- Прочитайте данное стихотворение без предлогов.

- Что заметили? 

- Значит, для чего нужны предлоги в нашей речи? 

- Обратите внимание, перед какой частью речи находятся предлоги? 

- Прочитайте последнюю строчку стихотворения и попробуйте переставить предлог так, чтобы он находился перед глаголом.

- Какой вывод можно сделать? 

- Прочитайте стихотворение еще раз. Обратите внимание на то, как предлоги пишутся с существительными. 

- Давайте попробуем дать определение: что такое предлог. 

- Как узнать, правы ли мы были? 

- Верно. Прочитайте правила на стр. 109 и 110. 

- Верные ли выводы мы сделали?

Существительные, глаголы и предлоги. 

- Частями речи. 

- Тоже является частью речи. 

- Потерялся смысл.

- Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Перед существительными.

- Перед глаголами предлог стоять не может. 

Дают определение.

- Открыть учебник и прочитать правила.

Воспроизведение нового знания

- Когда я шла к вам на урок, увидела на улице щенка. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить эту историю?

- У вас на партах лежат карточки с историей о щенке. С соседом по парте помогите восстановить историю.

Гулял __ улице щенок.

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял __ метель и солнцепёк

И __ дождём гулял и мок,

И если даже шёл снежок,

Гулял __ улице щенок. 

- Что вы заметили? 

- Читаем по строчке и вставляем предлоги.

- О чtм мы должны помнить? 

Мы добавили предлоги. 

- Предлоги пишутся отдельно.

Промежуточная рефлексия

- Чем мы только что занимались?

- Что нового вы узнали?

- Мы с вами познакомились с новой частью речи «Предлог», узнали, как правильно предлоги пишутся и с какой частью речи употребляются.

- Сейчас вы поработаете над этой частью речи самостоятельно.

Отвечают.

Закрепление нового знания

- Из данных слов выберите предлоги, докажите:

1 ряд: ясная, день, погода, в, этот

2 ряд: на, дети, урок, спешат

3 ряд: встречает, учитель, их, школа, у 

- Составьте из данных слов предложения, запишите их самостоятельно, обведите предлоги кружочком.

Выполняют задание учителя.

- Погода ясная в этот день.

Дети спешат на урок.

Учитель встречает их у школы.

Рефлексия, подведение итогов урока

- Что нового Вы узнали на занятии?

- Что больше запомнилось и понравилось? 

- Ребята, я предлагаю вам написать на карточке, свое мнение о нашем занятии. 

На занятии мне было ...

Больше всего мне понравилось ...

Трудным для меня было задание...

После занятия у меня ... настроение.

- Ребята, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.

Отвечают.

Записывают.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!