Цели урока:
Оборудование: презентация "Предлог", проектор, ПК, учебник "Русский язык" для 1 класса.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный |
- Дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. - А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? - Я очень рада тому, что у вас прекрасное настроение и вы готовы активно работать на уроке. Надеюсь, он пройдет на славу и всем вам понравится. - Но, прежде чем начать, давайте проверим вашу готовность к занятию. - Посмотрите, все ли аккуратно лежит у вас на парте? |
Приветствуют учителя. С замечательным! Проверяют готовность к уроку. -Да. |
Актуализация знаний |
- Запишите имена существительные, имена прилагательные и глаголы на букву Р. На доске слова: Д…рев…я, м…л…дая, поч…ки, цв…тут, тр…ва, п…ют, прил…тели, з…леная, в…сёлая. - Обсудите со своим соседом по парте какие буквы пропущены и постарайтесь объяснить орфограммы. - Прочитайте ещё раз эти слова и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? - Сколько будет групп? Какие? - Запишите слова в три группы самостоятельно. - Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Почему? - Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите. - Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите. |
Существительные, отвечают на вопрос что и обозначают предмет. - Прилагательные, отвечают на вопрос какая и обозначают признак предмета. - Глаголы, отвечают на вопросы: что делают... |
Создание проблемной ситуации. Постановка темы и задач урока |
(За)навеска, (в)поле, (за)бор, (на)дубе, (со)сед, (у)окна, (по)дороге, (за)колка, (у)шёл, (из)бушка, (на)кровати, (под)книгой, (за)лесом, (при)вет. - Я буду называть слова разных частей речи. Если услышите существительное - хлопните в ладоши; прилагательное – топните ногой; глагол – шепотом покричите. Паровоз, гулять, красивый, вода, чудеса, бегает, большая, лед, станция, над. - Ребята, мы справились с заданием? - Почему? - А что это за слово? Как оно называется, кто знает? - Правильно! Данные слова называются предлоги. Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? - Посмотрите на карточки на столах. Исправьте ошибки в словах, обозначьте орфограммы, выделите корень. Занавезка, зобор, зомок, залесам. - Какое слово можно назвать «лишним», почему? - Почему? - Какой вопрос тогда возникает? - Попробуем сформулировать тему нашего урока. |
- Не можем отнести куда-либо слово над. - Предлог. - О предлогах. За лесом, потому что за пишется отдельно. - Это предлог. - Как пишутся предлоги с другими словами? Тема урока: Понятие о предлоге. Предлог как часть речи, зачем они нужны и как пишутся с другими частями речи. |
Открытие нового знания |
- Прочитайте стихотворение. Слова каких частей речи в нем встречаются? Стихотворение из упр. 173 (2 класс, 2 часть) - Чем являются существительное и глагол? - Тогда чем является предлог? - Прочитайте данное стихотворение без предлогов. - Что заметили? - Значит, для чего нужны предлоги в нашей речи? - Обратите внимание, перед какой частью речи находятся предлоги? - Прочитайте последнюю строчку стихотворения и попробуйте переставить предлог так, чтобы он находился перед глаголом. - Какой вывод можно сделать? - Прочитайте стихотворение еще раз. Обратите внимание на то, как предлоги пишутся с существительными. - Давайте попробуем дать определение: что такое предлог. - Как узнать, правы ли мы были? - Верно. Прочитайте правила на стр. 109 и 110. - Верные ли выводы мы сделали? |
Существительные, глаголы и предлоги. - Частями речи. - Тоже является частью речи. - Потерялся смысл. - Предлоги служат для связи слов в предложении. - Перед существительными. - Перед глаголами предлог стоять не может. Дают определение. - Открыть учебник и прочитать правила. |
Воспроизведение нового знания |
- Когда я шла к вам на урок, увидела на улице щенка. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить эту историю? - У вас на партах лежат карточки с историей о щенке. С соседом по парте помогите восстановить историю. Гулял __ улице щенок. Не то Пушок, не то Дружок. Гулял __ метель и солнцепёк И __ дождём гулял и мок, И если даже шёл снежок, Гулял __ улице щенок. - Что вы заметили? - Читаем по строчке и вставляем предлоги. - О чtм мы должны помнить? |
Мы добавили предлоги. - Предлоги пишутся отдельно. |
Промежуточная рефлексия |
- Чем мы только что занимались? - Что нового вы узнали? - Мы с вами познакомились с новой частью речи «Предлог», узнали, как правильно предлоги пишутся и с какой частью речи употребляются. - Сейчас вы поработаете над этой частью речи самостоятельно. |
Отвечают. |
Закрепление нового знания |
- Из данных слов выберите предлоги, докажите: 1 ряд: ясная, день, погода, в, этот 2 ряд: на, дети, урок, спешат 3 ряд: встречает, учитель, их, школа, у - Составьте из данных слов предложения, запишите их самостоятельно, обведите предлоги кружочком. |
Выполняют задание учителя. - Погода ясная в этот день. Дети спешат на урок. Учитель встречает их у школы. |
Рефлексия, подведение итогов урока |
- Что нового Вы узнали на занятии? - Что больше запомнилось и понравилось? - Ребята, я предлагаю вам написать на карточке, свое мнение о нашем занятии. На занятии мне было ... Больше всего мне понравилось ... Трудным для меня было задание... После занятия у меня ... настроение. - Ребята, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу. |
Отвечают. Записывают. |