Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Дыхание и кровообращение"

Цель урока: познакомить детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной системами человека.

Задачи урока:

  • сформировать представление об устройстве и функционировании дыхательной и кровеносной систем их значении для организма человека;
  • учить вести наблюдения, делать выводы, анализировать и обобщать;
  • развивать познавательный интерес изучению дыхательной и кровеносной систем организма человека;
  • воспитывать бережное отношения к своему здоровью.

Планируемый результат:

  1. Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем человека .
  2. Знать о роли крови в организме человека, научиться измерять пульс.

Оборудование: таблицы дыхательной и кровеносной систем человека, учебник для общеобразовательных учреждений А.А. Плешакова "Окружающий мир 3 класс".

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока 

Мотивация к учебной деятельности

На столе рабочие листы, учебник,  рабочая тетрадь, пенал. кружочки.

Проверка домашнего задания

- О чём говорили на прошлом уроке? (о правильном питании человека)

- Какая система в организме человека обеспечивает переваривание и измельчение пищи? (пищеварительная система)

- Мы пришли с вами к выводу, что для жизни человека каждый день необходимо … (правильно  питаться)

- Какой орган отвечает за измельчение пищи? Ротовая полость

В каком органе вырабатывается желудочный сок? (желудок)

- Как называется трубка, по которой движется пища после ротовой полости? (пищевод)

Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели

- Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ)

- Какой газ необходим при дыхании? (Кислород)

- А какой газ выделяется при дыхании? (Углекислый)

- Вставьте пропущенные слова в рабочем листе.

- Кто знает, что помогает разносить кислород по органам? (кровь).

- А как мы назовем систему, в которой участвует кровь? кровеносная

- Определите тему урока. (Ответы детей)

- Сегодня мы будем говорить о дыхании и кровообращении.

- Запишите в рабочий лист тему урока

- Какая цель будет у нашего урока ? (ответы)

- Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут.

- Давайте проведем эксперимент. Задержите дыхание и продолжайте не дышать столько времени, сколько получится. Кто сделает вдох поднимает руку. (Проводится эксперимент. Учитель озвучивает время.)

Обычные люди могут не дышать 1-2 мин, ловцы за жемчугом могут не дышать - 5 минут, а спортсмены до 10 минут.

- Перед вами таблица. Посмотрите на рисунок, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм? (отметить)

- Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов.

- Поверхность каналов усеяна множеством мелких ресничек. К ресничкам при дыхании из воздуха прилипают пылинки.

- Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло, которое по-другому называется гортань. (отметить)

- Найдите в   учебнике тексте что следует после носовой полости?

с. 144-145. (Трахея)

- Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха.

- На что она похожа трахея и бронхи?

- Внутри они тоже покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В лёгкие должен поступать только чистый воздух, вот бронхи и выполняют роль фильтра.

- Куда ведут бронхи? (Бронхи ведут в лёгкие)

- Найдите в учебнике из чего состоят легкие

- Легкие представляют собой две большие губки. Они состоят из множества крохотных лёгочных пузырьков – альвеол.  В них движется кровь.

Она берет из вдыхаемого воздуха кислород, и отдает углекислый газ.

Он образовался из-за работы всех органов.

- Отметьте на рисунке строение дыхательной системы. Можно подсматривать в учебник. (остальные в рабочей тетради)

Физминутка

  1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.
  2. Покажите, где находится ваша шея.
  3. Положите руки на свою грудную клетку.
  4. Дотроньтесь до спины впереди стоящего товарища
  5. Погладьте себя по животу.
  6. Поднимите правую руку вверх.
  7. Спрячьте левую руку за спину.
  8. Согните правую ногу в колене.
  9. Топните левой ногой.

Первичное усвоение новых знаний

- С дыханием разобрались. Напомните еще раз с помощью чего переносится кислород по организму? кровь

- Частью  какой  системы  является  кровь? Кровеносная

Работа в учебнике

- Назовите  органы  кровеносной  системы. (записать в рабочий лист)

- Какую работу выполняет кровеносная система? (Найти в учебнике)

- Сердце человека невелико. Это плотный мускульный мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак - вот такое сердце бьётся у вас в груди. Ежедневно сердце прокачивает примерно 10 т крови, то есть целую цистерну, равную массе двух огромных слонов.

- Связана  ли  дыхательная  система  и  кровеносная? Как?

Продолжение первичного усвоения новых знаний

- Как вы думает, какую роль, играет кровь при дыхании? (ответы учащихся)

- Сопоставим свои предположения с учебником. (ученик читает)

(Кровь, богатая кислородом, красная, а кровь, богатая углекислым газом - синяя.)

- Что движет кровь по организму?  (сердце).

- У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту. Наглядно  работу сердца можно пронаблюдать сжимая и разжимая кулак.

- В рабочем листе, в задании зачеркните ошибки. 

Практическое  применение знаний

- А вы знаете число ударов в минуту вашего сердца? А как можно узнать?

- Сегодня мы с вами выполним практическую работу "Учимся измерять пульс".

- Определите цель практической работы: научиться измерять пульс.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 146.

Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту.

- Запишите данные в рабочий лист.

- А  может  ли  меняться  частота  пульса? От чего это зависит?  (Предположения детей) 

- Мы с вами узнали количество ударов сердечных сокращений в состоянии покоя, давайте посмотрим, что же изменилось после физической нагрузки.

Выполнение практической работы

- Теперь  возьмите руку своего соседа и сосчитаете количество сердечных сокращений и занесите данные в таблицу.

- Обратите внимание на данные, которые у вас получились, что мы наблюдаем?

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: при увеличении физической нагрузки пульс человека учащается.

- В наше время люди придумали много различных приборов   и  способов  для измерения числа ударов сердечных сокращений. (современные  тонометры,  компьютерная  диагностика)

- Сейчас мы еще раз предоставим слова представителям медиков и они нам дадут рекомендации по укреплению сердца.

1. Больше бывать на свежем  воздухе, больше двигаться,  заниматься физкультурой и спортом, давать себе умеренные  физические нагрузки.

2. Больше есть фруктов и овощей, так как в них содержится  много полезных веществ, укрепляющих мышцу сердца.

3. Не курить.

- А теперь вспомните, какую мы цель поставили перед выполнением практической работы, достигли мы ее или нет?

- Какие возникли затруднения?

Рефлексия учебной деятельности

- Назовите тему сегодняшнего урока? Какую цель мы перед собой поставили?

- Оцените пожалуйста как достиг эту цель каждый из вас.

Мишень

  • Если все изучил и все понятно, то ставим наше попадание в центр.
  • Если остались вопросы, то ставим попадание на вторую линию.
  • Если совсем ничего не понял, то на самую последнюю.

- Достигли мы цели урока?

Домашнее задание

  1. Повторить параграф.
  2. Задание на выбор.

а) Потренироваться измерять пульс у своих родителей в состоянии покоя.

б) Найти и подготовить комплекс дыхательной гимнастики, которые мы могли бы проводить во время уроков.

Размер:
37.47 Kb
Скачали:
9