Цель урока: познакомить детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной системами человека.
Задачи урока:
Планируемый результат:
Оборудование: таблицы дыхательной и кровеносной систем человека, учебник для общеобразовательных учреждений А.А. Плешакова "Окружающий мир 3 класс".
Этапы урока |
Содержание урока |
Мотивация к учебной деятельности |
На столе рабочие листы, учебник, рабочая тетрадь, пенал. кружочки. |
Проверка домашнего задания |
- О чём говорили на прошлом уроке? (о правильном питании человека) - Какая система в организме человека обеспечивает переваривание и измельчение пищи? (пищеварительная система) - Мы пришли с вами к выводу, что для жизни человека каждый день необходимо … (правильно питаться) - Какой орган отвечает за измельчение пищи? Ротовая полость В каком органе вырабатывается желудочный сок? (желудок) - Как называется трубка, по которой движется пища после ротовой полости? (пищевод) |
Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели |
- Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ) - Какой газ необходим при дыхании? (Кислород) - А какой газ выделяется при дыхании? (Углекислый) - Вставьте пропущенные слова в рабочем листе. - Кто знает, что помогает разносить кислород по органам? (кровь). - А как мы назовем систему, в которой участвует кровь? кровеносная - Определите тему урока. (Ответы детей) - Сегодня мы будем говорить о дыхании и кровообращении. - Запишите в рабочий лист тему урока - Какая цель будет у нашего урока ? (ответы) - Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут. - Давайте проведем эксперимент. Задержите дыхание и продолжайте не дышать столько времени, сколько получится. Кто сделает вдох поднимает руку. (Проводится эксперимент. Учитель озвучивает время.) Обычные люди могут не дышать 1-2 мин, ловцы за жемчугом могут не дышать - 5 минут, а спортсмены до 10 минут. - Перед вами таблица. Посмотрите на рисунок, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм? (отметить) - Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. - Поверхность каналов усеяна множеством мелких ресничек. К ресничкам при дыхании из воздуха прилипают пылинки. - Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло, которое по-другому называется гортань. (отметить) - Найдите в учебнике тексте что следует после носовой полости? с. 144-145. (Трахея) - Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха. - На что она похожа трахея и бронхи? - Внутри они тоже покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В лёгкие должен поступать только чистый воздух, вот бронхи и выполняют роль фильтра. - Куда ведут бронхи? (Бронхи ведут в лёгкие) - Найдите в учебнике из чего состоят легкие - Легкие представляют собой две большие губки. Они состоят из множества крохотных лёгочных пузырьков – альвеол. В них движется кровь. Она берет из вдыхаемого воздуха кислород, и отдает углекислый газ. Он образовался из-за работы всех органов. - Отметьте на рисунке строение дыхательной системы. Можно подсматривать в учебник. (остальные в рабочей тетради) Физминутка
|
Первичное усвоение новых знаний |
- С дыханием разобрались. Напомните еще раз с помощью чего переносится кислород по организму? кровь - Частью какой системы является кровь? Кровеносная Работа в учебнике - Назовите органы кровеносной системы. (записать в рабочий лист) - Какую работу выполняет кровеносная система? (Найти в учебнике) - Сердце человека невелико. Это плотный мускульный мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак - вот такое сердце бьётся у вас в груди. Ежедневно сердце прокачивает примерно 10 т крови, то есть целую цистерну, равную массе двух огромных слонов. - Связана ли дыхательная система и кровеносная? Как? |
Продолжение первичного усвоения новых знаний |
- Как вы думает, какую роль, играет кровь при дыхании? (ответы учащихся) - Сопоставим свои предположения с учебником. (ученик читает) (Кровь, богатая кислородом, красная, а кровь, богатая углекислым газом - синяя.) - Что движет кровь по организму? (сердце). - У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту. Наглядно работу сердца можно пронаблюдать сжимая и разжимая кулак. - В рабочем листе, в задании зачеркните ошибки. |
Практическое применение знаний |
- А вы знаете число ударов в минуту вашего сердца? А как можно узнать? - Сегодня мы с вами выполним практическую работу "Учимся измерять пульс". - Определите цель практической работы: научиться измерять пульс. - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 146. Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту. - Запишите данные в рабочий лист. - А может ли меняться частота пульса? От чего это зависит? (Предположения детей) - Мы с вами узнали количество ударов сердечных сокращений в состоянии покоя, давайте посмотрим, что же изменилось после физической нагрузки. |
Выполнение практической работы |
- Теперь возьмите руку своего соседа и сосчитаете количество сердечных сокращений и занесите данные в таблицу. - Обратите внимание на данные, которые у вас получились, что мы наблюдаем? - Какой вывод можем сделать? Вывод: при увеличении физической нагрузки пульс человека учащается. - В наше время люди придумали много различных приборов и способов для измерения числа ударов сердечных сокращений. (современные тонометры, компьютерная диагностика) - Сейчас мы еще раз предоставим слова представителям медиков и они нам дадут рекомендации по укреплению сердца. 1. Больше бывать на свежем воздухе, больше двигаться, заниматься физкультурой и спортом, давать себе умеренные физические нагрузки. 2. Больше есть фруктов и овощей, так как в них содержится много полезных веществ, укрепляющих мышцу сердца. 3. Не курить. - А теперь вспомните, какую мы цель поставили перед выполнением практической работы, достигли мы ее или нет? - Какие возникли затруднения? |
Рефлексия учебной деятельности |
- Назовите тему сегодняшнего урока? Какую цель мы перед собой поставили? - Оцените пожалуйста как достиг эту цель каждый из вас. Мишень
- Достигли мы цели урока? Домашнее задание
а) Потренироваться измерять пульс у своих родителей в состоянии покоя. б) Найти и подготовить комплекс дыхательной гимнастики, которые мы могли бы проводить во время уроков. |