В ФГОС НОО по окружающему миру определенные требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Учащиеся должны на уровне узнавания знать:
Урок "Лесные опасности" является пропедевтическим в плане усвоения требований стандарта. Место урока в системе уроков по теме: 1 урок в разделе "Здоровье и безопасность".
Форма проведения: урок - путешествие.
УМК: Плешаков А.А. "Мир вокруг нас" Учебник для 2 класса. М.: Просвещение, 2009 г.
Цели урока:
Шагай! - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алешка!
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зеленая
Мягче подушки!
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира.
- Мы с вами отправимся в путешествие в лес.
- Нравиться ли вам ходить в лес?
- Какой лес вы любите больше всего? (сосновый, еловый, смешанный)
- Чтобы нам отправиться в лес нужно подготовиться. Как вы будете готовиться к путешествию? (одежда, питание)
- У каждого из вас есть карта нашего путешествия. Для чего в лесу нужна карта?
- Боитесь ли вы прогулок по лесу?
- Кого или чего вы боитесь?
- Тогда приглашаю вас встретить лесные опасности. Сегодня мы будем говорить о менее заметных вещах, но не менее опасных как медведь, волк.
- А отправимся в наше путешествие необычным способом.
- Для этого давайте найдем вход в лес. Художники для этого что - либо делали. Изображали тропинку, дорогу, веточку и т.д.
- Посмотрите внимательно на картину и найдите вход в лес. (Картина леса)
- Входим в лес. Постараемся в лицо лесным опасностя.
- Кто сформулирует тему нашего урока-путешествия? (Тема: лесные опасности)
- Прочитайте тему урока – путешествия. Какая главная задача нашего путешествия?
1. Узнать, какие лесные опасности можно встретить в лесу.
- Раз главная задача – узнать, какие опасности можно встретить в лесу, то обязательно нужно разработать правила.
- Кто попробует сформулирует вторую задачу.
2. Разработать правила безопасного поведения в лесу.
- Цель нашего путешествия в лес мы определили. Отправляемся. (слайд шаги)
- Первая остановка "Грибная полянка" слайд
- Давайте с вами поговорим о грибах Назовите съедобные грибы.
- Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Отгадайте загадки
А этот красавец
На беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (мухомор)
- Кто из вас знает, почему его так назвали? Вслушайтесь в название этого слова. Мухо мор.
- Происхождение названия "мухомор" имеет такое объяснение. Этот гриб использовали для отпугивания мух.
- Мухоморы растирали, добавляли в подслащенную воду и мазали ею то место, где было больше всего мух.
- Мухи летели на сладкое и, отведав отравленной воды, погибали.
Этот гриб совсем не красен,
Но, поверьте, он опасен -
Не похож на мухомор,
Но на всех наводит мор.
Мор наводит на зверей,
Ядовит и для людей.
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка)
- Можете сказать, почему этот гриб имеет такое название?
- Что означает слово поганка? (несъедобный)
- А бледная, т.к. имеет светлую, почти белую окраску.
- В карте путешественника соотнеситете картинку гриба с его названием и обведите ядовитые грибы в круг.
- Ребята, некоторые ядовитые грибы похожи на съедобные.
- кто знает грибы-двойники? Назовите.
- Верно. Эти грибы очень похожи на съедобные и нужно быть очень внимательными при сборе грибов.
- Посмотрите на слайд, назовите что это за грибы?
- Да это опята, кто покажет ложные опята?
- У съедобных опят есть на ножке юбочка. (слайд опята)
- Когда вы сомневаетесь съедобный или нет гриб, что нужно сделать?
- Какие правила вы должны соблюдать при сборе грибов?
Физкультминутка
- Продолжаем наше путешествие, а чтобы нам было веселее идти – выполняйте движения под музыку.
- Следующая наша остановка "Неопознанные растения".
- Назовите лесные ягоды.
- А теперь посмотрите на слайд. Что здесь лишнее? Почему? (крыжовник, брусника, черника, голубика)
- Назовите остальные ягоды.
- Посмотрите на следующие картинки. Знаете ли вы эти растения? (волчье лыко, вороний глаз)
- А хотите узнать о них болььше?
- С этими растениями мы сейчас познакомимся.
- Почему это растение назвали волчее лыко?
- Волк – хищное животное, представляющее опасность - поэтому волчье.
- Лыко - волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола.
- А у волчьего лыка под корой находится такая волокнистая ткань.
- Посмотрите на слайд. Что это за ягода? Вороний глаз.
- Как вы думаете почему дали такое название? (Слайд вороний глаз)
- На что похожи ягоды этого растения?
- Узнаете это растение? (слайд ландыш цветущий и семена)
- Что вы знаете о ландыше? (занесен в Красную книгу, редкое лекарственное растение)
- Семена ландыша можно принять за ягоды, а они очень ядовиты.
- В карте путешественника подпишите названия ядовитых растений и запомните их.
- Какое правило вы должны соблюдать при сборе ягод и растений леса?
! Не собирай незнакомые ягоды и растения.
- Продолжаем путешествие. (Слайд мультфильм)
- Вы знакомы с этим героем? Кто это?
- Что обозначает этожужжание?
- О ком мы будем говорить?
- Да, мы будем говорить не только о пчелах, а вообще о жалящих насекомых.
- Каких еще жалящих насекомых вы знаете. (слайд шмель, пчела, оса, шершень)
- Что вы о них знаете?
- С осой, пчелой, шмелем вы встречались, а шершня видели не все.
- Это самые крупные осы на земле. Длина тела шершня достигает 3-7 см. Они хищники и питаются другими насекомыми. Особенно много неприятностей они доставляют пасечникам, т.к. 1 шершень съедает за день до 30 пчел!
- В карте путешественника отгадайте кроссворд.
- Почему пчелы напали на Вини-Пуха?
- Какое правило поведения при встрече с жалящими насекомыми вы можете назвать.
! Не тревожь гнезда жалящих насекомых!
- Опасны ли укусы жалящих насекомых, а в чем опасность?
- Кто знает какую помощь нужно оказать при укусе жалящих насекомых?
- Давайте прочитаем как правильно оказать первую медицинскую помощь.
! При укусе вытащи жало и обработай рану содовым раствором.
- Сейчас вы будете работать в парах. Прочитайте задания на карточках и выполните
- Чтобы подвести итог нашего путешествия, мы должны выйти из леса. Как мы выйдем? (также как зашли)
- Возвращаемся обратно.
Домашнее задание
Тетрадь с. 15-16, задания 1-2.
- Что нового вы узнали?
- Что вам показалось особенно интересным?
- Что будем соблюдать при походе в лес?
- Ваша карта путешественника будет вам помощником при походе в лес.