Цель урока: усвоить из чего делают белый и черный хлеб, каши.
Задачи
Оборудование: 2 мухобойки, русские народные костюмы девочки и богатыря, презентация, аудиозапись песен "Хлеб всему голова", "Варись, варись кашка", видеобращение суворовца, на каждой парте колос пшеницы и ржи и др.
У доски организована выставка: на столе ржаной и пшеничный сноп, между ними пьедестал (1, 2, 3 место), накрытый полотенцем с вышивкой, каравай.
- Сегодня мы продолжаем говорить о еде. Давайте вспомним, чем полезны овощи, фрукты и поиграем в игру "Витаминоловка". (выходят два ученика и мухобойками ударяют ту картинку, на которой изображен правильный ответ)
- Если хочешь, чтобы зрение было хорошее ешь этот овощ. (морковка)
- Этот витамин улучшает аппетит и настроение. (В)
- Этот овощ больше всего содержит витамина С и про него говорят, что он от семи недуг. (лук)
- В морковке, капусте, чернике больше всего находится витамина … (А)
- Овощи и фрукты - … (самые витаминные продукты – отвечают все дети хором, это была предыдущая тема урока)
- А тема сегодняшнего урока (слайд): ... и ... - пища наша.
- Как вы думаете, какие слова "потерялись"? (ответы учащихся)
- Еще с давних времен ежедневно употребляли люди ЭТО в пищу, и были при этом сильными, здоровыми, как настоящие богатыри.
- Послушайте стихотворение, и оно вам поможет вставить нужные слова в тему нашего урока выходят девочка в русском костюме с чугунком и черным хлебом и мальчик в костюме богатыря:
Инсценированное стихотворение.
Богатырь на свете жил,
Кашу кушать он любил.
Целый чугунок съедал,
Хлебом черным заедал.
- Каша мне, как мать родная,
Без нее ослабеваю.
Ароматный хлеб ржаной
Мне, как батюшка родной!
- Чем же раньше в основном питались люди? (Кашей и хлебом)
- Итак, тема нашего урока? (Хлеб и каша - пища наша)
- Какую поставим цель нашего урока? (Узнать о продуктах питания (про хлеб и кашу), которые нас кормят)
- Что именно вы хотели бы узнать?
- Что вы знаете о хлебе? (Хлеб бывает белый и черный)
- Попрыгайте те, кто любит белый хлеб, а кто черный, тот приседает, кто не ест хлеб, тот стоит смирно.
- Ребята, хлеб обязательно нужно есть, так как в нем находится витамин В.
- Чтобы на столе у нас появился белый хлеб - люди на полях выращивают? (пшеницу, показ колоска)
- Чтобы на столе появился черный хлеб - выращивают? (рожь, показ колоска)
- Чем различаются колоски ржи и пшеницы? (на каждой парте по одному колоску пшеницы и ржи)
- Рожь и пшеница проходят длинный путь, прежде чем мы увидим хлеб на столе.
- А какие профессии, участвуют в этом процессе? (тракторист, комбайнер, шофер, агроном, работники тока, элеватора и мукомольных заводов, пекарь, продавец и др.)
- Ученые подсчитали, что в хлеб вложен труд людей 120 специальностей. (карточка на доске)
- Перед вами фотография знаменитого комбайнера … (Костя сообщает, что это его прадедушка)
- Мой прадедушка Сергей Константинович Бажутин 35 лет проработал комбайнером. Кроме уборки урожая, он пахал и сеял. За 45 лет работы прадедушка награжден 2 орденами, множеством медалей, и у него более ста грамот! Особенно я горжусь, что у него есть медаль "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войн".
- Как вы думаете, сколько стоит хлеб?
- Во все времена люди относились к хлебу с почтением и уважением. И все русские люди верили, что, если преломить хлеб, тот навсегда останется друзьями.
- Каждый желающий ученик преломляет хлеб, обтерев руки влажной салфеткой. (звучит песня "Хлеб всему голова")
- Кроме ржи и пшеницы, на полях выращивают и другие растения, из которых получают крупы. А для чего крупы? (варят каши)
- Ребята, кто из вас регулярно ест кашу по утрам, покажите "рюкзак". Кто редко – "компьютер". А кто совсем не ест кашу – "мусорку".
- С кашей дружить – до ста лет прожить.
- Как вы понимаете смысл этой фразы: "Будешь есть кашу, долго проживешь"?
- А почему так говорят? (Значит, в каше содержатся полезные для человека вещества)
- Какие каши вы знаете? (ответы учащихся)
Игра "Найди пару"
Соединить картинку крупы с названием каши.
- Каши содержат питательные вещества и легче усваиваются утром, когда человек просыпается. Значит, их полезно есть именно на завтрак.
- А еще вы должны знать, что тот, кто ест кашу, легче переносит учебные нагрузки.
- Я очень надеюсь, что после нашего урока, ваше отношение к каше изменится в лучшую сторону. И вы будете есть кашу по утрам.
- Кто в столовой для нас готовит каши? (повара)
- Сейчас вы все будете поварами, выбираем главного повара и всей командой варите ту кашу, крупы которой у вас больше всего на столе.
Работа в группах по алгоритму
Дети надевают колпачки для повара. План работы в группе (5 групп):
Пока дети готовят кашу, звучит песня "Варись, варись кашка"
Выступление представителей группы (или всей группой). Каши ставим на пьедестал (1, 2, 3 места) и делают рекламу своей каши: например, если хотите быть умным или спортсменом, ешьте овсяную кашу.
Видеообращение от суворовца Максима Коротаева (бывший ученик, первоклассники уже с ним знакомы):
- Здравствуйте, дорогие первоклассники! Вы знаете, что я суворовец, и учусь в Пермском Суворовском военном училище. Училище названо в честь великого полководца, Александра Васильевича Суворова.
Суворов с детства мечтал быть военным, хотел защищать Родину, но здоровье у него было очень слабое, часто болел. И, чтобы сбылась его мечта, он стал очень много читать, изучать военное дело и следить за своим здоровьем: занимался физкультурой и ел кашу.
Особенно он любил гречневую кашу, и мог ее съесть очень много. Мечта его сбылась: при его командовании было одержано более 60 побед, и не было ни одного поражения. А кашу он ел, и когда был полководцем. Один раз при переходе через Альпы сложилась сложная ситуация с едой: продукты почти закончились, и солдаты умирали от холода и голода.
Перед Суворовым встал вопрос, как накормить армию. Полководец велел отобрать у солдат оставшиеся запасы и сварить в общем котле кашу. На эту знаменитую кашу пошло все что было: лук, морковь, пшено, перловка и горох. В итоге появилось новое блюдо, которое вошло в историю под названием каша по-суворовски. Сегодня я предлагаю вам попробовать эту кашу! Приятного аппетита!
Дети пробуют кашу из котелка.
- Хлопните в ладоши те, кто будет кушать кашу по утрам.
- Помашите мне рукой те, кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу.
- погладьте себя по голове те, кто уважительно будет относиться к хлебу.
- Почему нужно есть кашу?
- Назови крупу и кашу. Предположи, что было бы, если бы не было каш?
- Придумай, чтобы каша была не только полезной, но и вкусной. Объясни из чего получают хлеб и др.
Домашнее задание
Под руководством взрослых сварить свою любимую кашу. (на следующем уроке проводится дегустация)