Конспект урока окружающего мира 1 класс "Хлеб и каша – пища наша"

Цель урока: усвоить из чего делают белый и черный хлеб, каши.

Задачи

  • сформировать знания из каких растений производят белый и черный хлеб;
  • познакомить учащихся с различными видами круп и с пользой каши;
  • воспитывать уважительное отношение к труду людей, к труженикам сельского хозяйства, бережное отношение к хлеб.

Оборудование: 2 мухобойки, русские народные костюмы девочки и богатыря, презентация, аудиозапись песен "Хлеб всему голова", "Варись, варись кашка", видеобращение суворовца, на каждой парте колос пшеницы и ржи и др.

Ход урока

У доски организована выставка: на столе ржаной и пшеничный сноп, между ними пьедестал (1, 2, 3 место), накрытый полотенцем с вышивкой, каравай.

Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжаем говорить о еде. Давайте вспомним, чем полезны овощи, фрукты и поиграем в игру "Витаминоловка". (выходят два ученика и мухобойками ударяют ту картинку, на которой изображен правильный ответ)

- Если хочешь, чтобы зрение было хорошее ешь этот овощ. (морковка)
- Этот витамин улучшает аппетит и настроение. (В)
- Этот овощ больше всего содержит витамина С и про него говорят, что он от семи недуг. (лук)

- В морковке, капусте, чернике больше всего находится витамина … (А)
- Овощи и фрукты - … (самые витаминные продукты – отвечают все дети хором, это была предыдущая тема урока)

Самоопределение к деятельности

- А тема сегодняшнего урока (слайд): ... и ... - пища наша.
- Как вы думаете, какие слова "потерялись"? (ответы учащихся)

- Еще с давних времен ежедневно употребляли люди ЭТО в пищу, и были при этом сильными, здоровыми, как настоящие богатыри.
- Послушайте стихотворение, и оно вам поможет вставить нужные слова в тему нашего урока выходят девочка в русском костюме с чугунком и черным хлебом и мальчик в костюме богатыря:

Инсценированное стихотворение.

Богатырь на свете жил,
Кашу кушать он любил.
Целый чугунок съедал,
Хлебом черным заедал.

- Каша мне, как мать родная,
Без нее ослабеваю.
Ароматный хлеб ржаной
Мне, как батюшка родной!

- Чем же раньше в основном питались люди? (Кашей и хлебом)
- Итак, тема нашего урока? (Хлеб и каша - пища наша)

- Какую поставим цель нашего урока? (Узнать о продуктах питания (про хлеб и кашу), которые нас кормят)
- Что именно вы хотели бы узнать?

  • Из чего получают хлеб и кашу.
  • Чем полезны хлеб и каша.
  • Узнавать крупу.
  • Когда полезно есть кашу.

Работа по теме урока

- Что вы знаете о хлебе? (Хлеб бывает белый и черный)
- Попрыгайте те, кто любит белый хлеб, а кто черный, тот приседает, кто не ест хлеб, тот стоит смирно.
- Ребята, хлеб обязательно нужно есть, так как в нем находится витамин В.

- Чтобы на столе у нас появился белый хлеб - люди на полях выращивают? (пшеницу, показ колоска)
- Чтобы на столе появился черный хлеб - выращивают? (рожь, показ колоска)
- Чем различаются колоски ржи и пшеницы? (на каждой парте по одному колоску пшеницы и ржи)

- Рожь и пшеница проходят длинный путь, прежде чем мы увидим хлеб на столе.
- А какие профессии, участвуют в этом процессе? (тракторист, комбайнер, шофер, агроном, работники тока, элеватора и мукомольных заводов, пекарь, продавец и др.)
- Ученые подсчитали, что в хлеб вложен труд людей 120 специальностей. (карточка на доске)

- Перед вами фотография знаменитого комбайнера … (Костя сообщает, что это его прадедушка)
- Мой прадедушка Сергей Константинович Бажутин 35 лет проработал комбайнером. Кроме уборки урожая, он пахал и сеял. За 45 лет работы прадедушка награжден 2 орденами, множеством медалей, и у него более ста грамот! Особенно я горжусь, что у него есть медаль "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войн".

- Как вы думаете, сколько стоит хлеб?
- Во все времена люди относились к хлебу с почтением и уважением. И все русские люди верили, что, если преломить хлеб, тот навсегда останется друзьями.

- Каждый желающий ученик преломляет хлеб, обтерев руки влажной салфеткой. (звучит песня "Хлеб всему голова")
- Кроме ржи и пшеницы, на полях выращивают и другие растения, из которых получают крупы. А для чего крупы? (варят каши)
- Ребята, кто из вас регулярно ест кашу по утрам, покажите "рюкзак". Кто редко – "компьютер". А кто совсем не ест кашу – "мусорку".

- С кашей дружить – до ста лет прожить.
- Как вы понимаете смысл этой фразы: "Будешь есть кашу, долго проживешь"?

- А почему так говорят? (Значит, в каше содержатся полезные для человека вещества)
- Какие каши вы знаете? (ответы учащихся)

Игра "Найди пару"

Соединить картинку крупы с названием каши.

- Каши содержат питательные вещества и легче усваиваются утром, когда человек просыпается. Значит, их полезно есть именно на завтрак.
- А еще вы должны знать, что тот, кто ест кашу, легче переносит учебные нагрузки.
- Я очень надеюсь, что после нашего урока, ваше отношение к каше изменится в лучшую сторону. И вы будете есть кашу по утрам.

Применение знаний и умений

- Кто в столовой для нас готовит каши? (повара)
- Сейчас вы все будете поварами, выбираем главного повара и всей командой варите ту кашу, крупы которой у вас больше всего на столе.

Работа в группах по алгоритму

Дети надевают колпачки для повара. План работы в группе (5 групп):

  1. Выбрать крупу, которая изображена на картинке. (на блюдце перемешано два вида крупы)
  2. Положить ее в кастрюлю.
  3. На кастрюли приклеить название каши.(выбрать из пяти названий)
  4. Добавить в кастрюлю нужные продукты для каши.
  5. Сказать, чем полезна эта каша:
  • Рис – самая очищающая помогает работе кишечника и
  • Гречка - самая витаминная каша.
  • Пшено (просо) - сердечная каша витамин B. Выводит остатки антибиотиков.
  • Овес - самая умная больше всего витамина B, очень полезна для спортсменов.
  • Перловка (из ячменя) – каша красоты, повышает иммунитет.

Пока дети готовят кашу, звучит песня "Варись, варись кашка"

Выступление представителей группы (или всей группой). Каши ставим на пьедестал (1, 2, 3 места) и делают рекламу своей каши: например, если хотите быть умным или спортсменом, ешьте овсяную кашу.

Видеообращение от суворовца Максима Коротаева (бывший ученик, первоклассники уже с ним знакомы):

- Здравствуйте, дорогие первоклассники! Вы знаете, что я суворовец, и учусь в Пермском Суворовском военном училище. Училище названо в честь великого полководца, Александра Васильевича Суворова.

Суворов с детства мечтал быть военным, хотел защищать Родину, но здоровье у него было очень слабое, часто болел. И, чтобы сбылась его мечта, он стал очень много читать, изучать военное дело и следить за своим здоровьем: занимался физкультурой и ел кашу.

Особенно он любил гречневую кашу, и мог ее съесть очень много. Мечта его сбылась: при его командовании было одержано более 60 побед, и не было ни одного поражения. А кашу он ел, и когда был полководцем. Один раз при переходе через Альпы сложилась сложная ситуация с едой: продукты почти закончились, и солдаты умирали от холода и голода.

Перед Суворовым встал вопрос, как накормить армию. Полководец велел отобрать у солдат оставшиеся запасы и сварить в общем котле кашу. На эту знаменитую кашу пошло все что было: лук, морковь, пшено, перловка и горох. В итоге появилось новое блюдо, которое вошло в историю под названием каша по-суворовски. Сегодня я предлагаю вам попробовать эту кашу! Приятного аппетита!

Дети пробуют кашу из котелка.

- Хлопните в ладоши те, кто будет кушать кашу по утрам.
- Помашите мне рукой те, кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу.
- погладьте себя по голове те, кто уважительно будет относиться к хлебу.

Рефлексия

Метод "Кубик-Блума"

- Почему нужно есть кашу?
- Назови крупу и кашу. Предположи, что было бы, если бы не было каш?
- Придумай, чтобы каша была не только полезной, но и вкусной. Объясни из чего получают хлеб и др.

Домашнее задание

Под руководством взрослых сварить свою любимую кашу. (на следующем уроке проводится дегустация)

Размер:
22.41 Kb
Скачали:
7