Программа: "Начальная школа 21 века" 1 класс.
Цель урока: формирование знаний об органах чувств.
Задачи:
- Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
- Воспитывать культуру здоровья.
- Формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся, расширять кругозор у детей.
Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
- Подайте друг другу руки, образуем "цепочку успеха". Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. А теперь сядут, те, чьи ушки и глазки готовы к работе, а ротик готов отвечать на уроке. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
– Люди часто в разговоре используют слово "здоровье". Что же такое здоровье? (Ответы детей)
Беседа по учебнику
– Откройте учебники на с. 56. Как вы думаете, кто из ребят реже болеет: Антон или Нина? Объясните почему.
- Посмотрите, какой образ жизни ведет Антон? Поясните. А какой образ жизни ведет Нина?
Вывод: Антон болеет реже, так как ведет здоровый образ жизни. Нина болеет чаще, так как не ведет здоровый образ жизни.
Игра "Светофор здоровья"
- Сейчас я хочу проверить, знаете ли вы что полезно и что вредно для вашего здоровья. У вас на партах лежат карточки-сигналы: красная, зеленая, желтая. "Зажги" "светофор здоровья". Я показываю картинки с изображением (яблоки, мяч, телевизор, компьютер, сигареты, мыло, газированные соки).
Если это помогает человеку вести здоровый образ жизни - покажите зеленую карточку. Если это вредит здоровью - покажите красную карточку. Если к этому нужно относиться осторожно - покажите желтую карточку.
- Молодцы, я думаю, что вы всегда будете помнить о том, что полезно для здоровья, будем вести здоровый образ жизни. Ведь когда мы здоровы, и настроение у нас отличное.
– Как хорошо, когда человек здоров, у него ничего не болит! Про такого человека говорят: "У него организм работает, как часы", т.е. все органы, как детали часов, работают слаженно, без сбоев.
– А кто-нибудь знает, что такое органы? (Ответы детей) Послушайте, что об этом говорится в толковом словаре Ожегова: "Орган - часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение".
Подводящий диалог
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Что же мы будем исследовать. Об этом вы узнаете, разгадав кроссворд.
1. У одной головы два братца по разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят.
2. Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит.
3. Тело сверху прикрываю,
защищаю и дышу.
4. Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
5. Всегда во рту, а не проглотишь.
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши)
- Зачем эти органы человеку?
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее "Наши помощники – органы чувств"
- Мы предполагаем, что органы чувств – наши помощники. (напечатать гипотезу)
Сформулируем цели нашего урока: познакомимся с органами чувств; узнать, для чего они нужны.
- Я предлагаю сегодня работать в группах.
- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
- Давайте мы эти правила вспомним.
(Работаем тихо, дружно. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)
Учебные действия "Открытие новых знаний"
- У каждой группы будет свое задание.
Задание для 1 группы: найдите на картинке число-цифрообраз и определить состав этого числа.
Задание для 2 группы: с помощью телефона определить, какие звуки записаны на диктофоне.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: в закрытых капсулах по запаху определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.
- Выполнив задание, вы должны презентовать свою работу по плану:
1. Нашей группе нужно было …
2. Задание нам помогли выполнить …
3. Глаза – это орган …
4. Правила "Береги зрение" (поможет учебник стр. 58)
Первые три пункта плана – одинаковые, а 4-й отличается.
4. Правила "Береги уши" (поможет учебник стр. 57)
4. Правила "Береги нос"
4. Правила гигиены.
4. Правила для органа вкуса.
Презентация каждой группы
При презентации группы, представляющих орган зрения – гимнастика для глаз.
- "Бабочка": сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать.
- "Сова": сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их.
- "Муха": представьте себе, что на доске муха. Я буду вам показывать направление, а вы будете двигать глазами за указкой.
Спасибо всем. Берегите зрение!
При презентации группы, представляющей орган осязания – Пальчиковая гимнастика или Гимнастика для ума.
При презентации группы, представляющей орган слуха – Гимнастика для ушей.
Плотно закрыв ладонями рук уши и зафиксировав их в таком положении примерно на 1 секунду, резко отдернуть руки от головы, освободив ушные раковины. Выполняйте упражнение 5 раз.
Помассируйте ушные раковины. Достаточно. В завершение комплекса упражнений 5 раз потяните вниз мочки ушей, взявшись за них указательными и большими пальцами рук.
Спасибо всем. Берегите слух!
Упражнения для язычка
Наш язычок – не только орган выкуса. Он помогает правильно выговаривать звуки. Поэтому есть гимнастика и для язычка.
Упражнение "Лошадка" - поцокайте, как будто скачет лошадка. Цокают.
А теперь остановим лошадку – тпру – тпру-тпруууу.
Упражнение "Дудочка" - ду-ду-ду, ду-ду-ду, я играю во дуду.
Упражнение "Качели" - улыбнитесь, широко откройте рот, а кончик языка прячьте то за верхние, то за нижние зубы. Вот так (показываю)
Спасибо всем. Будьте здоровы!
- Как живешь?
- Вот так! (Большой палец вверх)
- Как идешь?
- Вот так! (Имитация шага)
- Как бежишь?
- Вот так! (Имитация бега)
- А как спишь?
- Вот так! (Руку под голову)
- Как играешь?
- Вот так! (друг дружке по ладошкам)
- Как дружишь?
- Вот так! (Взялись за руки)
Самостоятельная работа.
Задание в печатной тетради. Откройте тетради на с. 25. Выполните задания.
Задание в тетради для проверочных работ.
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.
- Итак, мы закончили исследования.
- Сколько органов чувств у человека? Перечислите их.
- Какой вывод вы можете сделать? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя. Поэтому к ним нужно бережно относиться)
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик - запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- Все ли органы чувств были задействованы у вас на уроке?
- А у наших гостей какие органы были задействованы?
- А вот, чтобы у наших гостей были задействованы и органы вкуса и осязания мы
дарим вам эти фрукты, которые по запаху напоминают нам, что приближается Новый год
– Сегодня мы поднялись еще на одну ступеньку по лестнице Самопознания. Надеюсь, что знания и умения, приобретенные на уроке, помогут вам оставаться здоровыми и бодрыми.
- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него все получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что у него еще не все получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
- Приглашаю смельчака. Завяжу ему глаза.
Вот в коробочке сюрприз.
Ты достань его, потрогай, поверти, погладь.
А теперь откройте
ротик и попробуйте на вкус.
Что же это? (мандарин)
- Угощайтесь.