Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Почему звенит звонок?"

Цель: познакомить учащихся с возникновением и распространением звуков.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления о звуке;
  • показать разнообразие звуков окружающего мира;
  • организовать деятельность по ознакомлению с возникновением и распространением звука, обеспечить опыт исследования.

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Планируемые результаты:

  • усвоить, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей;
  • передавать голосом звуки окружающего мира;
  • обсуждать, почему и как следует беречь уши.

Оборудование: компьютер, музыкальные инструменты, сделанные своими руками, стакан с водой, камешки, раздаточные карточки, колокольчик, аудиозапись звуков, видеофрагмент "Как звук попадает в уши", наглядный материал.

Методическая литература: учебник "Окружающий мир" 1 класс, под ред. Плешакова А.А.

Ход урока

Организационный момент

(Двое учеников у доски рассказывают стихотворение)
Здравствуй, Дима!
Здравствуй, Даша!
Прозвенел уже звонок,
Всех мальчишек и девчонок

Пригласил он на урок.
Приготовимся к работе,
Будем слушать, отвечать.
Учиться очень интересно,

Так не будем мы скучать!
Надо нам поторопиться,
Чтобы многое узнать,
Время зря не будем тратить.
Пора места свои занять.

Беседа

- Ребята, я очень рада, что вы уже заняли свои места и приготовились к работе. Хочу пожелать вам хорошего настроения, а для этого повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Актуализация знаний и самоопределение к учебной деятельности

- Давайте отгадаем загадку, прочитаем ее:

Ученикам велит садиться.
Затем вставать и расходиться
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит. (звонок)

- Что это? (На доске изображение школьного звонка)

Школьный звонокШкольный звонок

- А что помогло вам отгадать загадку?
- Где мы можем услышать звонок?

- А зачем звенит звонок?
- А, что бы вы хотели узнать о звонке?
- Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Постановка учебных задач

- Муравьишка предлагает ответить нам на вопрос.
Тема урока: "Почему звенит звонок?" (Вывешивается на доске)
- Прочитайте хором тему урока.

Проблемный вопрос

- Ребята, а вы увидели, как звенит звонок?
- А вы услышали?
- Что нужно сделать, чтобы его услышать? (Позвонить в него)

- А, действительно, почему мы слышим звонок, хотите узнать?
- Что мы слышим, когда звенит звонок? (Звук)
- В ходе урока мы должны будем ответить на вопросы:

  1. Откуда берется звук?
  2. Почему мы слышим звуки?

Открытие нового знания

Игра "Угадай звук"

- Давайте поиграем в игру "Угадай звук". Послушайте и ответьте.
- Но прежде скажите, как нужно отвечать?
- Почему нельзя выкрикивать? (Звучит аудиозапись звуков. Дети отгадывают, кто их издает)

- А теперь наоборот, посмотрите на картинку, озвучьте ее. (Озвучивают картинки хором. На картинках такие изображения: котенок, корова, ворона, машина, паровоз и т.д.)

Работа в парах

- А сейчас поработаем в парах. Повернитесь друг к другу, сначала один из человек из пары демонстрирует какой-нибудь звук, а другой угадывает, а другой угадывает, а потом наоборот.
- Ребята, какие мы услышали звуки?
- Все это звуки окружающего мира.

- Ребята, представьте, что у нас маленькая лаборатория и вы исследователи. Попробуйте сформулировать наше первое открытие. (Дети с помощью учителя формулируют первое открытие. Вывешивается на доске учителем карточка)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР НАПОЛНЕН РАЗНООБРАЗНЫМИ ЗВУКАМИ (Дети хором читают открытие)

Работа в группе. Физкультминутка

(Проведение опыта с музыкальными инструментами)
- У нас на столе лежат предметы. Что это? (музыкальные инструменты)
- Вы с родителями проделали большую работу и изготовили некоторые из них своими руками. Могут ли эти предметы издавать звуки? (Могут)

- Если вы считаете, что могут, то скажите, почему сейчас не издают? (Их никто не трогает)
- Что нужно сделать, чтобы услышать звук? (Поиграть на них)

- А сейчас представим, что у нас ансамбль народных инструментов. Все вместе поиграем на них, но будем не только играть, но и еще и потанцуем весело и задорно. (Дети выходят, берут инструменты, пританцовывают под музыку "Во саду ли, в огороде")
- Вам понравилось играть?

- Давайте себе похлопаем.
- Молодцы, положите инструменты на место.

Метод "Эксперимент"

(Проведение эксперимента со стаканом воды)
- Перед вами стакан с водой. Скажите, поверхность воды спокойная или нет?
- Возьмите с парты камешек. Представьте, что вода – это воздух, а камешек это звук. Киньте камешек в стакан. Как изменилась поверхность воды? (от центра края пошли круги)

- Аналогично от звука идут волны, дрожание, но только по воздуху, эти волны доходят до наших ушей и мы их слышим.

Устройство человеческого ухаУстройство человеческого уха

- Так получается звук?
- Попробуйте сами сформулировать второе открытие. (Звук передается волнообразно по воздуху)

Вывешивается на доску, дети читают хором: ЗВУКИ РОЖДАЮТСЯ ИЗ-ЗА КОЛЕБАНИЯ ПРЕДМЕТОВ, КОЛЕБАНИЕ ПЕРЕДАЕТСЯ ПО ВОЗДУХУ

Первичная проверка понимания

Практическая работа с колокольчиками

(работа в группах, парах, индивидуально)
- У вас на партах колокольчики. Я попрошу Ваню позвенеть, а теперь второй ряд позвонит, а теперь все вместе. Как менялся звук? (Становился сильнее)

- Переверните колокольчики, посмотрите, что есть в колокольчике? Из-за чего рождается звук? (Осматривают колокольчик, объяснение лексических значений многозначного слова язык)
- Какой бывает язык?
- Мы с вами живем в православной России. В наших рамах тоже звонят колокола. А кто знает, почему они звонят? (Дети высказывают свои предположения)

- Раньше колокола предупреждали людей об опасности, пожаре или приближении врага. Послушайте звон колоколов нашего Баскаковского Храма Преображения Господня. (Фотография Храма Преображения Господня и звучание колоколов)
- Как вы думаете, если бы мы находились рядом с колоколами на колокольне, нам было бы приятно, комфортно слушать колокола? Почему? (Нет, очень громко)

- Ребята, а какой орган человеческого тела помогает нам слышать звуки?
- Покажите, где находятся у вас уши?
- Дети, то, что вы показываете – это только часть уха, ушная раковина, а само ухо имеет сложное строение. А кто знает, почему ухо слышит звуки?

- Правильно, звук волной бежит к ушам, достигая барабанной перепонки в ушах, вызывая ее дрожание. Вот поэтому мы слышим звуки.
- Давайте посмотрим фрагмент видео о том, как звук попадает в уши.

(Просмотр видеофрагмента)
- А, что нужно делать, чтобы уши не болели?

Работа в парах с дидактическими карточками. Изготовление памятки по профилактике слуха

(На карточках надписи: НУЖНО, НЕЛЬЗЯ. Карточки развешиваются в два столбика)

Мыть уши с мылом; чесать карандашом; слушать громкую музыку; кричать на ухо; при ветре носить шапку; если уши болят, обратиться к врачу.
(Дети устанавливают соответствие и получают памятку "Как беречь уши")

Первичное закрепление

Работа с учебником

- Откройте учебник на с. 39 и сравните памятку и материал учебника. Прочитайте. Что нового узнали?
- Ребята, мы с вами сделали третье открытие. Сформулируйте его самостоятельно.
Вывешивается на доску: УШИ - ОРГАН СЛУХА, ИХ НУЖНО БЕРЕЧЬ

Сообщения учеников

Дети дома готовили сообщения о кузнечике, сове, бабочке. На презентации изображения этих насекомых. Задание было определить, каким образом данные насекомые издают звуки. Обучающиеся зачитывают свои сообщения.

Итог урока. Рефлексия

- Посмотрите на наш главный вопрос: "Почему звенит звонок?"
- Ответили ли мы на него?
- Сформулируйте с помощью табличек-открытий ответы на него. (Зачитывают с доски)

- Вам понравился урок? Чем?
- Кто доволен своей работой, хлопаем в ладошки!
- Кто доволен своей работой, топаем ногами!
- Я вами горжусь! Вы смогли сами сделать целых три открытия. До новых открытий!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!