Конспект урока по окружающему миру для учащихся 1 класса "Река - путешественница"

Цели урока:

  • уточнить и расширить знания детей о реке Днестр, о работе, которую он выполняет;
  • познакомить с понятием "исток реки", местом впадения Днестра в лиман;
  • приобщать к работе с картой, таблицей;
  • развивать навыки исследовательской деятельности с помощью карты, учебника;
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе и родному краю.

Ход урока

Организационный момент

Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!

Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

Учитель: Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

Актуализация знаний

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А вот куда, вы узнаете, выполнив следующие задания.
- Данные задания вы будете выполнять, работая в группах, поэтому сейчас мы повторим правила работы в группе.

Как работать на уроке в группе

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Не стесняйся обратиться к товарищу за помощью, попросить что-то объяснить. Не обижайся на товарища, если он исправит твою ошибку.
  4. Помоги своему товарищу, если он нуждается в помощи. Тактично и доброжелательно исправь его ошибки.
  5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Работа в группах по 4 человека

1 группа

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

2 группа
Разгадайте ребус.

Ребус "Берега"Ребус "Берега"

(берега)

3 группа
Разгадайте ребус.

Ребус "Рыба"Ребус "Рыба"

(рыба)

4 группа

Разгадайте ребус
ло|ча (начало)

5 группа
Разгадайте ребус. Подумайте, что может вам помочь? (Алфавит)

Придумайте ребусПридумайте ребус

(течение)
6 группа
Разгадайте математический ребус.

Математический ребусМатематический ребус

(конец)
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. У нас получились слова: вода, берега, рыба, начало, течение, конец.
- Назовите слово, которое их все объединяет. (река)
- Итак, мы сегодня совершим путешествие по реке. А как она называется, вы узнаете, ответив на следующий вопрос.

- Название этой реки прячется в названии нашего государства. Как называется наша страна? (Приднестровская Молдавская Республика, Приднестровье)
– А как же называется река? (Днестр)
- Ребята, сформулируйте тему урока, о чем сегодня будем говорить? (Тема: "Река – путешественница")

- Связь с русским языком. Почему слово Днестр мы будем писать с заглавной буквы?
- Сегодня в нашу школу почтальон принес письмо для уч-ся 1 класса. Его отправили ученые, изучающие реку Днестр.

- Но почтальон попал под сильный дождь, и письмо намокло, поэтому некоторые записи исчезли, карта тоже размыта дождем.
- Ребята, давайте поможем восстановить карту и утерянные данные и занесем их в таблицу "Характер реки". (на доске)

Создание проблемной ситуации

- Ребята, рассмотрите таблицу, сможем ли мы заполнить ее сейчас?
- А восстановить карту? (нет)

Целеполагание

Учитель: Почему не сможем выполнить задание? (Учащиеся приходят к выводу, что не хватает знаний для выполнения задания)
- Найдя ответы на эти вопросы, мы сможем помочь ученым восстановить исчезнувшие данные.
- Что такое исток реки?

- Где берет начало река Днестр?
- Куда впадает Днестр?

- Каков его характер?
- Какую работу выполняет Днестр?

Физминутка

У реки росла рябина (из положения присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх)
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук)
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые)

Там гуляла ры-би-на (приседания)
Эта рыба – рыбий царь (рука поднять над головой)
Называется – пескарь (ходьба на месте)

Открытие нового знания

Просмотр презентации о Днестре с параллельной работой в тетрадях и на доске.
- Итак, ребята, приступаем к работе. Во время нашего путешествия по реке Днестр будьте внимательны, наблюдайте, рассуждайте и запоминайте - это поможет нам успешно справиться с заданиями.

- Наш первый вопрос - это что такое исток реки? (ответы учащихся)
- Где мы можем узнать значение слова? (в словаре, Интернете)

В толковом словаре Ожегова: Исток – место, где начинается водный источник (река, ручей)

- У каждой реки есть свое начало, свой исток. Некоторые реки начинаются в болотах, другие – из ледника, есть реки, которые вытекают из озера, а есть реки, берущие начало в горах.
- Днестр – это река, исток которой находится в горах.
- А как называется эта гора, и на территории какой страны она находится, мы узнаем, выполнив задание №1 в тетради на стр. 22. (Работа в паре. Ключевое слово: Розлуч)

По ходу рассказа на доске отображаются слова, характеризующие реку. (задание предполагает различные варианты выбора: быстрая, извилистая, глубокая, судоходная, коварная, мелкая) Также составляется кластер "Как работает Днестр".

Далеко, во Львовской области Украины у горы Розлуч берет начало река Днестр. Сначала это ручей – неглубокий, но бурный и шумный. Его воды несутся вниз, снося камни, песок, глину.

В Днестр впадают другие ручьи и речушки. И постепенно характер реки меняется. Воды становится больше, а течение тише. Но все-таки Днестр остается рекой коварной – встречаются водовороты, глубокие омуты, пороги.

Весной Днестр может выйти из берегов из-за избытка воды и затопить поселения, расположенные по берегам реки. Если взлететь и посмотреть на Днестр с высоты, то можно увидеть, что это очень извилистая река, она часто петляет. Многие века искал Днестр удобный путь для своих быстрых вод, но и сейчас нет для него прямой дороги к морю.

Вдоль его берегов всегда селились люди. Они пользовались дарами, которые давал Днестр, строили города. В Приднестровье на Днестре стоят такие города: Рыбница, Дубоссары, Григориополь, Бендеры, Тирасполь, Днестровск, Каменка и Слободзея.

Быстрые воды реки крутят турбины Дубоссарской гидроэлектростанции, вырабатывая электричество для жителей Приднестровья. К сожалению, в последнее время Днестр обмелел, и судоходство на территории ПМР не развито. Только прогулочные катера и байдарки рассекают его воды.

Но совсем другая картина представится нам в нижнем течении Днестра. Здесь река полноводная, широкая, спокойная. Впадает Днестр в Днестровский лиман, а затем – в Черное море. Лиман очень похож на море, но все же - не море, вода в нем пресная.

Вот такой непростой и долгий путь проделывает река Днестр от горы Розлуч до Днестровского лимана.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу.
- Молодцы, ребята. Вы были внимательны и наблюдательны во время нашего путешествия.

- Что мы можем сказать о характере нашей реки?
- Как Днестр работает для человека?

Самостоятельная работа

- А сейчас давайте обратимся к карте, которую прислали для нас ученые. (Карты лежат на партах – каждому ребенку индивидуально)
- К сожалению, на ней были размыты дождем такие обозначения, как исток Днестра, место его впадения в лиман.

- На карте обозначьте красной точкой исток Днестра, голубым карандашом раскрасьте то место, куда он впадает. Напишите их названия.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Работа в тетради

- С незапамятных времен течет Днестр по нашему краю. Но не всегда он носил такое имя. Древние римляне называли его Дженестром, древние германцы - Агалингусом, турки - Турлой.
- Хотите узнать как называли Днестр древние греки?
- Вам поможет рабочая тетрадь. Выполните задание № 3. (самостоятельно, в последствии с коллективным обсуждением - Тирас)

Зрительная гимнастика "Рыбка"

- А сейчас внимательно прослушайте стихотворение, которое прочтут ученики нашего класса.
- Возможно, в нем есть подсказка, которая поможет нам продолжить работу. (кластер)

Речка, реченька, река,
Ты пришла издалека.
Что ты делала в пути,
Прежде, чем сюда прийти?

В роднике с одной синицей
Поделилась я водицей.
А потом - с цветущим садом,
О потом – с огромным стадом.

Целый город вечерком
Напоила я чайком,
А потом у берегов
Убаюкала мальков.

Повстречала я плотину,
Покрутила я турбину.
Это мой речной поток
Вам дает электроток.

Работа по учебнику

- Прочтите текст на стр. 80. Что вы можете добавить о том, какую работу выполняет Днестр? (кластер закончен)

Беседа о прочитанном
- Почему глаза у Днестра грустные?
- Какие чувства вы испытываете после прочтения этих строк?

- За какие поступки людей на берегах водоемов вам будет стыдно? (мытье машин)
- Что нужно сделать, чтобы глаза Днестра снова стали веселыми?
- Давайте сформулируем правила, которые говорили бы нам о том, что нельзя делать на берегу водоема.

  • Нельзя мыть машины.
  • Нельзя вылавливать много рыбы или ловить ее во время запрета.
  • Нельзя сбрасывать грязную воду в реку.
  • Нельзя загрязнять берега и дно реки бытовыми отходами.

Рефлексия

- Ребята, давайте вернемся к началу нашего путешествия и вспомним какую цель мы поставили.
- Достигли мы цели? На все вопросы ответили?
- В чем испытывали трудности? Как новые знания о реке Днестр помогут вам в жизни?

- Предлагаю вам оценить этапы нашей работы на уроке. Какой этап был для вас самым интересным, познавательным, увлекательным? (На плакате – река, разделенная на части мостами. Каждая часть подписана как этап урока)

- Прикрепите свой кораблик на ту часть реки, какой этап урока показался самым интересным.
- Сегодня мы сделали доброе дело – восстановили испорченное письмо, и сами при этом узнали много нового и интересного.
- Я надеюсь, что эти знания пригодятся вам в дальнейшем и в учебе, и в жизни.

- Закончить наш урок хочется словами:

Будто в поле вольный ветер,
Который в жизни не видал оков,
Течет река - великий Днестр,
Между бескрайних берегов.

Течет река - глубоки воды.
Из горизонта в горизонт.
Краса таинственной природы,
Изюминка шальных широт.

Течет река - чиста водица.
Виден изящный рельеф дна.
В тебе днем солнышко искрится,
А ночью плещется луна.

Течет река - нежны объятия.
Хранит сердца от суеты.
Место извечной благодати
И первозданной красоты!

Размер:
76.66 Kb
Скачали:
9