Конспект интегрированного урока: Влияет ли музыка на состояние человека? 2 класс

Интегрированный урок (познание мира + музыка) с презентацией: Влияет ли музыка на состояние человека? (урок-исследование)

Цель: данного исследования выяснить, влияет ли музыка на состояние человека

Задачи:

Образовательные:

- повторить понятие "внешнее" и "внутреннее" строение тела человека;

- повторить части тела;

- повторить представление о работе внутренних органов;

- повторить средства музыкальной выразительности;

- повторить музыкальную терминологию: лад, темп, ритм, трещетки, маракас.

Развивающие: 

- способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза;

- развивать чувство лада, интонацию, чувств ритма путём импровизации на детских шумовых инструментах;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих;

- воспитание умения работать в коллективе;

- привитие чувства прекрасного, посредством классической музыки;

Оборудование:

- презентация к уроку;

- цветные карандаши;

- скелет и силуэт человека (листы);

- фото-рисунки (листы);

- магнитофон;

- фонограммы;

- ватман для коллажа 

Ход урока:

Организационный момент:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок! (Слайд №1) 

I. Повторение:

Учитель: Урок сегодня необычный, у нас на уроке присутствуют гости, сегодня мы совмещаем два урока в одном, и еще потому, что урок - исследование. Что это значит? (Заслушать  ответы учащихся)  

Сейчас мы повторим строение человека, так как на уроке нам понадобятся эти знания. Как устроен человек? (внешнее строение и внутреннее строение)

Учитель:  Игра: "Продолжи"  (назвать орган внешнего, внутреннего  строения, для чего нужен, где расположен)

Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств:

Каких? Какую функцию они выполняют? Где расположены?  (Слайд № 2) (Заслушать  ответы учащихся) 

Внешние органы

Глаза (зрение), зрительный орган человека, на голове, в верхней части (Слайд № 3)

Уши (слух), слышим мы ушами, по бокам головы (Слайд № 4)

Язык (вкус),  орган вкуса,  внутри рта (Слайд № 5)

Нос (обоняние), ощущает запахи, часть головы (Слайд № 6)

Кожа (осязание), ощущает все прикосновения, все тело человека. (Слайд № 7) 

Внутренние органы

Головной мозг - управляет работой всего организма, в голове. (Слайд № 8)

Сердце - гонит кровь по кровеносным сосудам, в груди, в левой стороне  (Слайд № 9)

Легкие - чтобы дышать, в грудной полости по обе стороны сердца. (Слайд №10)

Желудок - перерабатывает пищу, в  верхней части живота, с левой стороны. (Слайд №11)

Печень - она помогает переваривать пищу в кишечнике, с правой стороны, в верхней части живота. (Слайд №12) 

Учитель: Физминутка (под музыку "Кара жорга") (проводят дети с ОВЗ) (Слайд №13)

Учитель: Ребята у вас на партах лежат фото,  разделите на группы, что вы о них можете сказать? (Заслушать ответы учащихся) (Слайд №14-18)

Учитель: Почему вы их так разделили? (Заслушать ответы учащихся)

Учитель: Что может повлиять на такие состояния человека? (Заслушать ответы учащихся)

Учитель: Сегодня мы узнаем, влияет ли музыка на состояние человека. Чтобы расширить свой кругозор по этому вопросу, мы обратимся за помощью к учителю музыки  Ирине Яковлевне, с вопросом влияет ли музыка на состояние человека?

Очень много нового и интересного Ирина Яковлевна подготовила для вас, как этого и следовало ожидать, и сегодня поможет нам понять суть  вопроса,  влияет ли и если да, то как, музыка на организм человека. (Слайд №19) 

II. Объяснение нового материала:

Учитель: - Ребята, как вы думаете, как давно появилась музыка на Земле? (ответы детей).

- Действительно, тысячи лет существует музыка на земле, ведь она появилась, когда древний человек ещё не умел говорить! Тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на вопросы: Почему музыка волнует и трогает? Почему, когда мы говорим о прекрасном, мы говорим: "музыка природы", "музыка души", или "душа поёт"? (Слайд №20)

- Оказывается, и высота и громкость и продолжительность звука влияют на наше самочувствие, наше настроение, наше психическое состояние. От того, какой у тебя характер, настроение, зависит, какую музыку мы слушаем и любим. А какую музыку любите слушать вы? Почему? Какое настроение у вас при этом? (Слайд № 21) 

III. Практическая часть: (звучит весёлая музыка 3-4 минуты)

- Ребята, на маленьких листочках, цветными карандашами нарисуйте под музыку, которая звучит то, что вы чувствуете в данный момент. (дети рисуют)

- Какие забавные и интересные картинки у вас получились! (прикрепляем рисунки на ватман, создавая коллаж)

- Обратите внимание на то, какие цвета вы чаще всего использовали? Почему вы использовали именно такие яркие, сочные цвета? Почему вы решили, что нужно нарисовать весёлую и смешную рожицу? Что повлияло на ваше решение? (музыка весёлая, слова смешные). (Слайд № 22)

- А что делает музыку весёлой или грустной? (лад, темп, динамика - средства музыкальной выразительности). (Слайд № 23)

- Таким образом, музыка влияет на наше здоровье. У каждого внутреннего органа есть определённый ритм: ритм дыхания, сердцебиения, артериального давления, пульса и пр. Звук вибрирует и входит в диссонанс или в резонанс с вашим внутренним миром. Соответственно, одна мелодия лечит, а другая - калечит, вредит здоровью.

- Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, нерегулярностью и "бешенностью" своих ритмов. Это вредно отражается на психике, особенно детской. Взять тот же рок, который воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые "слышат" все наши органы. (Слайд №24)

- Почему же так происходит? Учёные научно доказали воздействие музыки на организм человека, как разная музыка по-разному влияет на человеческий организм. Давайте посмотрим видеоролик о воздействии музыки на человеческий организм и на воду, а человек, как известно, состоит на 90% из воды. (Слайд №25) (просмотр видеоролика 5 мин)

- Какой можно сделать вывод? (ответы детей) 

IV. Работа над новым материалом:

- Проведём небольшой эксперимент: у вас на партах лежат листочки с изображением силуэта человечка и два карандаша - синий и красный. Прослушав 2 отрывка, вы должны будете красным цветом закрасить то место на человечке, в котором вам, во время прослушивания стало тепло, хорошо и приятно, а синим - где стало неприятно и холодно.

(звучат две композиции: 1 кюй; 2 классич.  мелодия; ребята работают самостоятельно).

- Давайте посмотрим, ребята, что же у нас получилось? На большинство из вас прослушанные мелодии повлияли благотворно, как вы считаете, почему?

- Оказывается детские песни, также оказывают благотворное  воздействие на наш организм, а так как мы поём с вами на каждом уроке музыки, поэтому можно сказать, что на уроках музыки вы получаете сеанс музыкотерапии. В роли своеобразных "докторов" на нашем уроке выступят девочки с песней "Улетали лебеди". А мы с вами будем подпевать им куплет и аккомпанировать на шумовых инструментах. (Слайд № 26.27)

(Шабарова Эльнура, Приболовец Альбина + треугольник, маракас, трещётки).

- Перед тем, как начать петь, нам нужно разогреть горлышки. 

V. Голосовые упражнения:

1. Дыхательные: "Шарик" - присев на корточки, руками изображаем надувающийся шарик, медленно поднимаемся, глубоко вдыхая. Так же медленно выдыхаем, показывая, что шарик лопнул.

"Свечи" - руки согнуть в локтях на уровне груди, представив, что на каждой руке по 3 свечи. Задуваем выдувая воздух резко и коротко.

2. Артикуляционные: "У меня ротик маленький" - произносим эту фразу, широко открывая ротики на букве "А", в слове "маленький".

"Поцелуйчики" - "чмокаем" губами, собранными "в трубочку", посылая воздушные поцелуйчики.

Рисуем кончиком язычка на внутренней стороне щеки кружочки.

3. Звукообразовательные: "Страшная сказка" - Делаем глиссандо вверх и внез от самого низкого, до самого верхнего звука.

"Мама меду дай" - представляем, что мы маленькие медвежата. Нужно найти самый низкий звук "штрофбас" и произнести вашеприведенную фразу.

"Веселый счет" - посчитать от 1 до 10 на крещендо (постепенно громко), и обратно, от 10 до 1 на диминуэндо (постепенно тихо).

4. Упражнения на эмоциональное раскрепощение: "Кинопробы" - нужно одинаковую фразу, к примеру "У лукоморья дуб зеленый", сказать в разном характере (грустно, весело, влюблено, страшно и т.д.)

Исполнение песни "Дружба это не работа" всем классом. 

VI. Рефлексия (Слайд №28)

(используем метод синквейн, работа в группах)

- Подберите одно существительное, отражающее суть урока. (вода, организм, человек и т.д.)

- Теперь двумя прилагательными опишем наше настроение на уроке, наши ощущения от прослушанных мелодий. (красивая, холодно, приятно, классическая, народная и т.д)

- И тремя глаголами наши действия, что мы делали на уроке.

(пели, звучала, влияла, играли, узнавали)

- Теперь рассмотрим все работы. Оказывается слова, которые выбирали вы, встречаются в нашей теме урока, значит, мы с вами полностью исследовали тему "Влияние музыки на человека" и ответили на самый главный вопрос: Влияет ли музыка на организм человека? (ответы детей)

Размер:
5.49 Mb
Скачали:
60