Интегрированный урок (познание мира + музыка) с презентацией: Влияет ли музыка на состояние человека? (урок-исследование)
Цель: данного исследования выяснить, влияет ли музыка на состояние человека
Задачи:
Образовательные:
- повторить понятие "внешнее" и "внутреннее" строение тела человека;
- повторить части тела;
- повторить представление о работе внутренних органов;
- повторить средства музыкальной выразительности;
- повторить музыкальную терминологию: лад, темп, ритм, трещетки, маракас.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза;
- развивать чувство лада, интонацию, чувств ритма путём импровизации на детских шумовых инструментах;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих;
- воспитание умения работать в коллективе;
- привитие чувства прекрасного, посредством классической музыки;
Оборудование:
- презентация к уроку;
- цветные карандаши;
- скелет и силуэт человека (листы);
- фото-рисунки (листы);
- магнитофон;
- фонограммы;
- ватман для коллажа
Ход урока:
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок! (Слайд №1)
I. Повторение:
Учитель: Урок сегодня необычный, у нас на уроке присутствуют гости, сегодня мы совмещаем два урока в одном, и еще потому, что урок - исследование. Что это значит? (Заслушать ответы учащихся)
Сейчас мы повторим строение человека, так как на уроке нам понадобятся эти знания. Как устроен человек? (внешнее строение и внутреннее строение)
Учитель: Игра: "Продолжи" (назвать орган внешнего, внутреннего строения, для чего нужен, где расположен)
Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств:
Каких? Какую функцию они выполняют? Где расположены? (Слайд № 2) (Заслушать ответы учащихся)
Внешние органы
Глаза (зрение), зрительный орган человека, на голове, в верхней части (Слайд № 3)
Уши (слух), слышим мы ушами, по бокам головы (Слайд № 4)
Язык (вкус), орган вкуса, внутри рта (Слайд № 5)
Нос (обоняние), ощущает запахи, часть головы (Слайд № 6)
Кожа (осязание), ощущает все прикосновения, все тело человека. (Слайд № 7)
Внутренние органы
Головной мозг - управляет работой всего организма, в голове. (Слайд № 8)
Сердце - гонит кровь по кровеносным сосудам, в груди, в левой стороне (Слайд № 9)
Легкие - чтобы дышать, в грудной полости по обе стороны сердца. (Слайд №10)
Желудок - перерабатывает пищу, в верхней части живота, с левой стороны. (Слайд №11)
Печень - она помогает переваривать пищу в кишечнике, с правой стороны, в верхней части живота. (Слайд №12)
Учитель: Физминутка (под музыку "Кара жорга") (проводят дети с ОВЗ) (Слайд №13)
Учитель: Ребята у вас на партах лежат фото, разделите на группы, что вы о них можете сказать? (Заслушать ответы учащихся) (Слайд №14-18)
Учитель: Почему вы их так разделили? (Заслушать ответы учащихся)
Учитель: Что может повлиять на такие состояния человека? (Заслушать ответы учащихся)
Учитель: Сегодня мы узнаем, влияет ли музыка на состояние человека. Чтобы расширить свой кругозор по этому вопросу, мы обратимся за помощью к учителю музыки Ирине Яковлевне, с вопросом влияет ли музыка на состояние человека?
Очень много нового и интересного Ирина Яковлевна подготовила для вас, как этого и следовало ожидать, и сегодня поможет нам понять суть вопроса, влияет ли и если да, то как, музыка на организм человека. (Слайд №19)
II. Объяснение нового материала:
Учитель: - Ребята, как вы думаете, как давно появилась музыка на Земле? (ответы детей).
- Действительно, тысячи лет существует музыка на земле, ведь она появилась, когда древний человек ещё не умел говорить! Тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на вопросы: Почему музыка волнует и трогает? Почему, когда мы говорим о прекрасном, мы говорим: "музыка природы", "музыка души", или "душа поёт"? (Слайд №20)
- Оказывается, и высота и громкость и продолжительность звука влияют на наше самочувствие, наше настроение, наше психическое состояние. От того, какой у тебя характер, настроение, зависит, какую музыку мы слушаем и любим. А какую музыку любите слушать вы? Почему? Какое настроение у вас при этом? (Слайд № 21)
III. Практическая часть: (звучит весёлая музыка 3-4 минуты)
- Ребята, на маленьких листочках, цветными карандашами нарисуйте под музыку, которая звучит то, что вы чувствуете в данный момент. (дети рисуют)
- Какие забавные и интересные картинки у вас получились! (прикрепляем рисунки на ватман, создавая коллаж)
- Обратите внимание на то, какие цвета вы чаще всего использовали? Почему вы использовали именно такие яркие, сочные цвета? Почему вы решили, что нужно нарисовать весёлую и смешную рожицу? Что повлияло на ваше решение? (музыка весёлая, слова смешные). (Слайд № 22)
- А что делает музыку весёлой или грустной? (лад, темп, динамика - средства музыкальной выразительности). (Слайд № 23)
- Таким образом, музыка влияет на наше здоровье. У каждого внутреннего органа есть определённый ритм: ритм дыхания, сердцебиения, артериального давления, пульса и пр. Звук вибрирует и входит в диссонанс или в резонанс с вашим внутренним миром. Соответственно, одна мелодия лечит, а другая - калечит, вредит здоровью.
- Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, нерегулярностью и "бешенностью" своих ритмов. Это вредно отражается на психике, особенно детской. Взять тот же рок, который воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые "слышат" все наши органы. (Слайд №24)
- Почему же так происходит? Учёные научно доказали воздействие музыки на организм человека, как разная музыка по-разному влияет на человеческий организм. Давайте посмотрим видеоролик о воздействии музыки на человеческий организм и на воду, а человек, как известно, состоит на 90% из воды. (Слайд №25) (просмотр видеоролика 5 мин)
- Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
IV. Работа над новым материалом:
- Проведём небольшой эксперимент: у вас на партах лежат листочки с изображением силуэта человечка и два карандаша - синий и красный. Прослушав 2 отрывка, вы должны будете красным цветом закрасить то место на человечке, в котором вам, во время прослушивания стало тепло, хорошо и приятно, а синим - где стало неприятно и холодно.
(звучат две композиции: 1 кюй; 2 классич. мелодия; ребята работают самостоятельно).
- Давайте посмотрим, ребята, что же у нас получилось? На большинство из вас прослушанные мелодии повлияли благотворно, как вы считаете, почему?
- Оказывается детские песни, также оказывают благотворное воздействие на наш организм, а так как мы поём с вами на каждом уроке музыки, поэтому можно сказать, что на уроках музыки вы получаете сеанс музыкотерапии. В роли своеобразных "докторов" на нашем уроке выступят девочки с песней "Улетали лебеди". А мы с вами будем подпевать им куплет и аккомпанировать на шумовых инструментах. (Слайд № 26.27)
(Шабарова Эльнура, Приболовец Альбина + треугольник, маракас, трещётки).
- Перед тем, как начать петь, нам нужно разогреть горлышки.
V. Голосовые упражнения:
1. Дыхательные: "Шарик" - присев на корточки, руками изображаем надувающийся шарик, медленно поднимаемся, глубоко вдыхая. Так же медленно выдыхаем, показывая, что шарик лопнул.
"Свечи" - руки согнуть в локтях на уровне груди, представив, что на каждой руке по 3 свечи. Задуваем выдувая воздух резко и коротко.
2. Артикуляционные: "У меня ротик маленький" - произносим эту фразу, широко открывая ротики на букве "А", в слове "маленький".
"Поцелуйчики" - "чмокаем" губами, собранными "в трубочку", посылая воздушные поцелуйчики.
Рисуем кончиком язычка на внутренней стороне щеки кружочки.
3. Звукообразовательные: "Страшная сказка" - Делаем глиссандо вверх и внез от самого низкого, до самого верхнего звука.
"Мама меду дай" - представляем, что мы маленькие медвежата. Нужно найти самый низкий звук "штрофбас" и произнести вашеприведенную фразу.
"Веселый счет" - посчитать от 1 до 10 на крещендо (постепенно громко), и обратно, от 10 до 1 на диминуэндо (постепенно тихо).
4. Упражнения на эмоциональное раскрепощение: "Кинопробы" - нужно одинаковую фразу, к примеру "У лукоморья дуб зеленый", сказать в разном характере (грустно, весело, влюблено, страшно и т.д.)
Исполнение песни "Дружба это не работа" всем классом.
VI. Рефлексия (Слайд №28)
(используем метод синквейн, работа в группах)
- Подберите одно существительное, отражающее суть урока. (вода, организм, человек и т.д.)
- Теперь двумя прилагательными опишем наше настроение на уроке, наши ощущения от прослушанных мелодий. (красивая, холодно, приятно, классическая, народная и т.д)
- И тремя глаголами наши действия, что мы делали на уроке.
(пели, звучала, влияла, играли, узнавали)
- Теперь рассмотрим все работы. Оказывается слова, которые выбирали вы, встречаются в нашей теме урока, значит, мы с вами полностью исследовали тему "Влияние музыки на человека" и ответили на самый главный вопрос: Влияет ли музыка на организм человека? (ответы детей)