Технологическая карта урока математики в 4 классе "Решение задач"

Педагогическая цель: закрепление умения решать задачи.

Задачи урока:

  • научиться составлять задачи обратные данной;
  • соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях;
  • совершенствовать навыки решения текстовых задач;
  • продолжить отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.

УМК: Школа России.

Оборудование: учебник "Математики" 4 класс, 2 часть, М.И. Моро; презентация; проектор; раздаточный материал; модели рефлексии.

Основные понятия: задача, условие, решение, ответ, схематический рисунок, чертеж.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пожалуйста, встаньте. Здравствуйте, ребята.

- Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь,

А теперь садитесь.

Напоминаю, что меня зовут Полина Денисовна.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, а именно: учебник математики, тетрадь, ручка, карандаш и хорошее настроение.

Вспомним правила посадки на уроке: спина ровная, руки сложены перед собой, ноги поставить на пол.

Обучающиеся классного коллектива слушают стихотворение, приветствуют учителя.

Производят оценку своего эмоционально состояния.

Настраиваются на продуктивную деятельность.

 

Проверяют свою готовность к уроку.

Вспоминают правила посадки на уроке.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

- Начнём мы наш урок, как всегда, с небольшой математической разминки. Я уверена, что сегодня на уроке вы отлично потренируете свои внимание, мышление, память, смекалку и другие качества.

У вас на партах лежат карточки, выполните вычисления:
1. Цепочка
70*5 -200 :3 -50 ?
420:6 +70 :10 *100 ?
2. Выполнение вычислений удобным способом:
45 + 36 + 25 + 64 (170)
48 + 530 + 70 + 52 (700)
130 + 366 + 234 + 270 (900)
3. Задачи:

а) Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько тонн весит кит?  (150 тонн)

б) Прыжок дельфина составляет 680 см. Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах (6 м 80 см)

в) Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дециметров и сантиметров?

(2 м 7 дм 5 см)

- Давайте проверим ваши ответы.

Обучающиеся классного коллектива слушают учителя, получают задания для математической разминки на парах.

Приступаю к выполнению заданий. 

 

 

 

 

Представляю результат своей работы.

Формулирование темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы немного размялись и теперь готовы к изучению нового.

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

- Послушайте стихотворение:

Вот пешеход
Бредёт едва
До пункта «Б»

Из пункта «А»...
Сорок восемь километров!
Против бурь и против ветров!
Ноги его заплетаются,
И с пути он всё время
 

Сбивается,
И тяжко бедняге приходится,
И с ответом
Никак он не сходится!

- О чём это стихотворение?

- Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Сформулируйте правильно тему урока.

- Какова буде цель урока?

- Продолжите фразы на экране для определения задач урока:

1. Закрепить умение

2. Научиться составлять … обратные данной;

3. Применить полученные знания…

Обучающиеся классного коллектива открывают тетради, записывают число, классная работа.

 

Слушают стихотворение. 

 

Предполагают о чём данное стихотворение.

 

Формулируют тему урока, цель и задачи с помощью учителя.

Открытие новых знаний

 

- Перед тем, как приступить к решению задач давайте же вспомним, что мы называем задачей?

- Из чего состоит задача?

- Как правильно оформлять задачу?

- Из представленных задач на экране, назовите те, которые действительно являются задачей:

1. В корзину помещается 13 яблок, Катя положила 5 яблок и одно отдала брату.

2. Каждый час токарь изготавливал по 10 деталей и всего изготовил 70 деталей. Сколько часов он работал?  

3. Строительная бригада работает по 10 часов в день. Сколько материала понадобится бригаде на 3 дня?

- Верно. Тогда давайте решим вторую задачу. Ваня запишет условие на доске, остальные в тетради.

Что нам известно в задаче?

- Что необходимо найти?

- Что для этого нужно сделать?

- Что мы получим?

- Выполните решение в тетради.

- Теперь давайте составим задачу обратную данной. Что значит задача обратная данной?

- Как будет выглядеть задача обратная данной?

- Запишите условие и решение себе в тетрадь.

- Откройте учебник на 66 странице. Мы сейчас решили первую задачу 270 упражнения. Теперь давайте решим вторую. Прочитайте самостоятельно задачу. Обсудите в парах её решение.

- Кто готов объяснить решение задачи?

- Абсолютно верно. Запишите решение в тетрадь.

Как можно составить задачу обратную данной?

Обучающиеся классного коллектива называют определение задачи, из чего состоит задача.

 

 

Озвучивают алгоритм решения задачи.

 

 

 

Из предложенных задач выбираю те, которые действительно являются задачей, аргументируя свой выбор.

 

Приступают к решению задачи.

Называю условие задачи.

 

Называют вопрос задачи.

 

Формулируют решение задачи.

Называют получившийся ответ.

Записывают решение в тетрадь.

Называют определение задачи обратной данной.

Составляют задачу обратную данной.

Записывают задачу в тетрадь.

Приступают к решению второй задачи.

 

Читают задачу.

Обсуждаю с учителем что известно в задаче, а что необходимо найти.

Записываю решение в тетрадь.

Обсуждают как можно составить задачу обратную данной.

Физкультминутка

 

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты - молодец!

Обучающиеся классного коллектива выполняют физкультминутку соблюдая технику безопасности.

Закрепление новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Решим задачу № 273. Настя прочти, пожалуйста, задачу.

- Что известно в задаче?

- Что необходимо найти? 

- Найдите решение этой задачи самостоятельно, запишите решение и ответ в тетрадь. В конце урока сдайте тетради на проверку.

- Для того, чтобы составить задачу обратную данной я предлагаю разделиться вам на группы.

Первая группа составит задачу обратную данной, в которой будет неизвестно на сколько тонн молока стали привозить больше на семи машинах?

Вторая группа составит задачу обратную данной, в которой будет неизвестно сколько машин использовалось для перевозки молока в прошлом году?

Запишите условия, решения и ответ для ваших задач.

Как вы будете работать в группах?

- На выполнение задания у вас есть три пять минут. По окончанию времени группы представят результат своей работы.

Обучающиеся классного коллектива переходят к решению следующей задачи.

Называют её условие.

 

Называют, что необходимо найти в задаче.

 

 

Самостоятельно находят решение задачи. Записывают решение и ответ задачи в тетрадь.

 

 

Делятся на группы. Получают задание от учителя.

 

 

Называют правила работы в группе.

Приступают к групповой работе.

По истечению времени представляют результат своей работы.

Итог урока

 

- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, как звучала тема сегодняшнего урока?

- Что мы выполняли на уроке?

- Мы достигли цели урока?

- Выполнили ли мы с вами все задачи урока?

- Где вам понадобятся в жизни, полученные на сегодняшнем уроке знания?

Вашим домашним заданием будет номер 274 на странице 66.

Обучающиеся классного коллектива подводят итоги урока с помощью вопросов учителя.

 

Получают домашнее задание, задают вопросы по необходимости. Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия

 

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек:

Красный цвет – у меня всё получилось, я доволен своей работой на уроке;

Синий цвет – у меня были трудности или остались вопросы.

Сегодня за урок отметку "отлично" получает "...", ты активно работал на уроке и отвечал на все вопросы без ошибок, "..." получает отметку "хорошо", ты активно работала на уроке, но допускала ошибки. Остальные продолжат свою работу на следующих уроках и тоже получат только хорошие оценки.

Наведите порядок на парте.

Встаньте, пожалуйста, мне было приятно проводить у вас урок, спасибо всем за активную работу, урок окончен, до свидания!

Обучающиеся классного коллектива производят рефлексию своего эмоционального состояния и деятельности на уроке.

Получают оценки за урок с аргументированием их выставления.

 

 

Наводят порядок на рабочих местах.

 

 

Прощаются с учителем.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!