Конспект урока по математике в 4 классе "Простейшие арифметические действия. Умножение на 1000, 10000, 100000, 1000000"

УМК: "Начальная школа 21 века".

Цель: создать условия для ознакомления с простейшими арифметическими действиями умножения на 1000, 10000, 100000, 1000000.

Планируемые результаты:

  • применять правила устных вычислений при умножении на 1000, 10 000, 100 000, 1 000 000, использования изученных свойств умножения;
  • развивать навыки устных вычислений с применением изученного правила и переместительного свойства умножения.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь "Математика № 1, карточки, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока

Организационный момент

Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
Нужен!

Кто с учебой дружен,
Нам сегодня нужен?
Нужен!

С математикой кто дружен?
Нам сегодня нужен?
Нужен!

Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?
Есть!

- Девиз нашего урока: "Учитесь … открывать!"
- А что вы будете открывать узнаете, если расположите данные числа на карточках в порядке возрастания.

КарточкиКарточки

- Итак, девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!"

Актуализация опорных знаний и мотивация

- Вам хочется узнать тайны математики? Тогда проведем математическую разминку. Выполните следующие действия.
135*10 36*100 28*1000
770*10 100*80 50*10000
80*10 9*100 12*100000

- Сформулируйте правило умножения чисел на 10 и 100. (Дети формулируют правило)
- Какое свойство умножения вы применяли при вычислениях?
- А кто сможет найти произведение в 3 столбике?
- Попробуйте сформулировать правила умножения чисел на 1000, 10000, 100000, 1000000.

Сообщение темы и целей урока учащимися

- Какая тема нашего урока? (Умножение на 1000, 10000, 100 000, 1000000)
- Какие цели вы перед собой поставите?

  1. Научиться устно выполнять умножение на 1000, 10000, 100000, 1000000.
  2. Применять полученные знания при решении задач, преобразовании величин.
  3. Учиться работать самостоятельно и оценивать свои знания.

Работа по изучению нового материала

- Рассуждая так же, как при умножении на слайде найдите произведение чисел, записывая ответы на индивидуальных досках.
- Какую цель вы ставите перед выполнением этого задания?

1000*5    10000*9   100000*6     68*1000000
8*1000    3*10000   7*100000     2*1000000
20*1000   40*10000  21*100000   5*1000000

- Сформулируйте правила, которые вы применяли.

Первичное закрепление. Работа в парах

- Найдите в учебнике № 405 стр. 94 и определите цель своей работы.
- Если возникнут затруднения, обратитесь к соседу по парте. (Самопроверка)
- Какое свойство умножения применяли?
- Сформулируйте правила, которые применяли.

Физкультминутка

Самостоятельная работа в печатных тетрадях со взаимопроверкой

Печатная тетрадь "Математика" № 188 стр. 59.
- Что мы должны вспомнить, чтобы выполнить самостоятельно это задание?
- Какие цели вы ставите перед собой?

Практическое применение знаний

- Дети, как вы думаете, сегодня полученные знания, пригодятся ли в дальнейшей вашей жизни?
- Тогда проверим, насколько полученные знания вы примените при решении задачи.
Решение задачи № 407 по учебнику на стр. 94. Прочитайте задачу и спланируйте ее решение. (1 ученик работает у доски и комментирует решение задачи, остальные решают самостоятельно. Самопроверка по решению на доске)

Открытие исторической тайны в математике

- Вычислите значение выражений:
72 : 8 * 1000 – 0
22 : 11 *5 * 100 (Учитель прикрепляет карточки с ответами, на обратной стороне которых записаны фамилии Магницкий и Ломоносов)

- Если у вас получится число 9 000, то вы узнаете имя математика, создавшего первый в России печатный учебник "Арифметика", по которому обучались в России при царе Петре I.
- Если получится число 1000. То вы узнаете имя ученого, который обучался по этому учебнику. (После проверки подготовленные ученики рассказывают о Л. Магницком и М. Ломоносове)

Леонтий Магницкий (1669-1739) русский математикЛеонтий Магницкий (1669-1739) русский математик

Леонтий Магницкий – выходец их крестьянской семьи Телятиных. Однажды, беседуя с ним, Петр I сказал: "Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания, как магнит, быть тебе посему Магницким". Так Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им "Арифметика" была лучшим учебником математики в петровской России.

Михаил Ломоносов (1711-1765) русский ученыйМихаил Ломоносов (1711-1765) русский ученый

Михаил Ломоносов, отправляясь пешком в Москву за "наукой", нес в котомке не краюху хлеба, а учебник "Арифметика" Л. Магницкого, которую заработал у дьячка. Из истории известно, что он знал "Арифметику" наизусть и называл ее "вратами учености". Занимаясь по учебнику Магницкого, дети решали не только примеры, но и задачи.

- Ребята, а я хочу предложить вам решить устно задачи из этого учебника.

Задача 1.
Некий человек продал две вещи. За одну взял1000 рублей. А за другую в 2 раза больше. Сколько стало у него рублей?

Задача 2.
Другой человек собрал 3 мешка денег из купечества своего. В первом мешке – 2 000 рублей, во втором – 12 000 рублей, а в третьем – 800 рублей. Сколько у него получилось денег?
- А теперь решим современную задачу.

Задача 3.
Для укрепления своего здоровья Алеша пробегает ежедневно 1000 м. Сколько километров мальчик пробежит за неделю?
- О ком говорится в задаче? Что означает число 1000 м в задаче?
- Что следует найти и как вы планируете это сделать?

Дифференцированная работа на карточках

Самопроверка. Самооценка.

Итог урока

- Давайте вернемся к девизу урока. Какие тайны математики вы сегодня для себя открыли?
- Добились ли целей, которые перед собой ставили?
- На каком этапе было легко? Какие испытывали трудности?

Домашнее задание: № 406, № 413 стр. 94-95.

Рефлексия

– Если вы довольны своей работой на уроке, то поднимите зеленую карточку, а если вам еще нужно отрабатывать данный материал - то красную.
Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы "Да" или "Нет".

Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?

Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!