Конспект урока математики 3 класс "Периметр прямоугольника"

Цель урока: научить, находить периметр прямоугольника разными способами

Задачи:

  • формировать умение решать задачи, связанные с нахождением периметра фигур;
  • вырабатывать умения чертить геометрические фигуры;
  • развивать навык устного счета, логическое мышление.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

 

Ученики настраиваются на продуктивную работу.

Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.

Актуализация знаний

- Ребята, прочтите высказывание знаменитого физика Исаака Ньютона: "В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми мелкими ошибками".
- Как вы понимаете это высказывание? (математика точная наука и в ней важна каждая мелочь)
- Только ли в математических вопросах важна точность и расчетливость? (нет, в жизни много вещей, которые требуют точности и расчетливости)

- Например, без точного расчета петель при прядении пухового платка не получится ни один узор.
- Ребята, давайте попробуем изобразить один из известнейших узоров оренбургских пуховниц на бумаге
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Диктант по клеточкам "Платок"

- Платок может иметь разную форму. Посмотрите на слайд какие фигуры мы видим?

Геометрические фигурыГеометрические фигуры

- Назовите каждый многоугольник и покажите его границы.
Учащиеся выходят к доске и указкой показывают границы каждого многоугольника. Ведут по сторонам многоугольника так, чтобы линия, которую опишет конец указки, представляла бы замкнутую ломаную.

- Что представляет собой граница многоугольника? (Замкнутую ломаную)
- Решите задачу: найдите длину маршрута "Школа – дом - стадион".

Маршрут "Школа – дом - стадион"Маршрут "Школа – дом - стадион"

- Укажите возможные направления от дома.

Возможные направления от домаВозможные направления от дома

- Какую фигуру представляет маршрут движения? (Замкнутую ломаную, треугольник)
- Как найти длину маршрута? (Сложить по порядку длины всех отрезков пути)

Создание проблемной ситуации

- Сейчас вы поработаете в паре. Каждой паре я раздам геометрическую фигуру. Нужно найти длину сторон платка.
- Поработайте в паре, на листах запишите математическое выражение. Подготовьте выступающего. (К доске вызываются поочередно представители от каждой пары, которые представляют выполненную работу)

- Прочитайте выражения, которые получились. (На доску выносятся все варианты)

4см+3см+5см=
3см+2см+3см=
5см+5см+3см=
5см+5см+1см=

4см+5см+5см=
8см+5см+5см=
3см+2см+4см=
2см+0см+6см=

- Какое действие использовали для решения? (сложение)
- Как называется результат сложения? (сумма)
- Что мы складывали? (длины сторон)

- Расположите числа в порядке возрастания. (дети располагают числа в порядке возрастания, переворачивают карточки, на оборотной стороне, которых написана буква)
- Значит, если сложить длины всех сторон многоугольника, можно найти (карточки переворачиваем и читаем) - ПЕРИМЕТР.

- Ребята, мы с вами совершили математическое открытие. Математики народ точный, решили слово периметр обозначать одной буквой - Р.
- Кто из вас может определить тему сегодняшнего урока? (Периметр прямоугольника)
- Кто может объяснить, что такое периметр? (Сумма длин всех сторон прямоугольника)

- В каких единицах измерениях находится периметр? (мм, см, дм, м, км)
- Где мы можем проверить наш вывод? (в учебнике)
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Прочитайте правило про себя. Сделайте вывод.

Периметр - это сумма длин всех сторон

- Отлично, самое время отдохнуть.
- Ребята, знали ли вы, что во время прядения и вязания шалей и паутинок оренбургские пуховницы нередко исполняли душевные песни. Это предлагаю сделать и вам.

Физминутка

Дети поют в формате караоке отрывок песни "Оренбургский пуховый платок" с исполнением танцевальных движений.

Первичное закрепление

Задача
Одна сторона платка прямоугольной формы 3 дм, а другая на 2 дм больше. Найди периметр платка. (Решает самостоятельно один ученик у доски, остальные в тетради)

- Могу сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (потому что не знаю длину другой стороны)
- Могу найти длину другой стороны? (да)

- Каким действием? (сложением)
- Почему? (потому что длина другой стороны больше)
- Как запишу?

1) 3+2=5 (дм) - длина другой стороны.
- Теперь могу ответить на вопрос задачи? (да)

- Что такое периметр? (Дают определение)
- У прямоугольника четыре стороны. Записываю второе действие

2) 3+3+5+5=16 (дм) – периметр.
Ответ: 16 дециметров.

- Отлично, сейчас вы решили задачу подобную задаче ВПР за 4 класс.

Физминутка для глаз

- Сегодня мы постараемся глазками изобразить наиболее популярный узор оренбургских пуховниц – "Глухотинки".
- Ребята, обратите внимание, что будет если пуховый платок прямоугольной формы свернуть пополам. (Учитель демонстрирует это на примере оренбургского пухового платка)

- Получается платок треугольной формы. Платок такой формы удобнее всего надевать на голову в холодное время года.
- На уроках математики мы будем находить периметр многоугольников разных форм.

Задача
Стороны треугольника равны 5 см, 6 см и 7 см соответственно. Найдите периметр. (Один ученик решает задачу у доски остальные в тетради)

- Могу сразу ответить на вопрос задачи? (да)
- Что такое периметр? (Периметр - это сумма длин всех сторон многоугольника. У треугольника три стороны)

- Записываю решение: Р = 5+6+7=18 (см)
- Ответ: 18 сантиметров.

Подведение итогов

- С каким термином мы сегодня познакомились? (периметр)
- Что такое периметр? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, зачем нам надо уметь находить периметр?

- Когда это может пригодиться в жизни? (Определить размеры скатерти для стола, размеры ковра для пола. Гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить и т.д.)
- Верно. Чтобы сэкономить время и средства для закупки необходимых материалов, нужно заранее высчитать периметр.

- Ведь время - это очень дорогой ресурс. Так, например, сто двенадцать часов занимаются изготовлением пухового платка средних размеров оренбургские пуховницы с использованием спиц.
- Сложив величины подготовительной работы (подготовка и прядение пуха) и основной работы, получаем 184 часа. Это же целый рабочий месяц!

- Поэтому я призываю вас ценить время, направлять его в нужное русло. Ведь вы будущее нашей страны!
- Как говорил один философ "Никогда не пускай время по течению: управляй им".

Рефлексия

- Ответьте на вопросы:

  • Что я сегодня узнал?
  • Над чем мне нужно поработать завтра?
  • Что у меня получилось хорошо?
  • Что я мог сделать иначе?

- В заключении урока хочу раскрыть вам секрет уникальности оренбургского пухового платка: настоящий оренбургский пуховый платок проходит через обручальное кольцо. (учитель демонстрирует проведение платка-паутинки через обручальное кольцо)

- Ребята, а вот какую форму имеет кольцо мы узнаем уже через один урок, когда будем знакомиться с новой темой "Окружность".
- Спасибо вам за урок!
Видео урока математики на тему "Периметр прямоугольника"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!