Урок математики в 3 классе по теме "Умножение двузначного числа на однозначное в столбик"

Цель: учащиеся научатся выполнять умножение двузначного числа на однозначное в столбик, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

Содержание: умножение натуральных чисел.

Демонстрационный и раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, дифференцированные карточки, эталоны для самопроверки, алгоритм умножения двузначного числа на однозначное в столбик.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, плакат - девиз урока.

Ход урока

Организационный момент

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
Все задания решим.

Самоопределение к учебной деятельности

- Ребята, подумайте, что необходимо вам для успешной работы на уроке? (Быть внимательным, активно работать на уроке)
- Какие арифметические действия вы знаете? Назовите их. (Сложение, вычитание, умножение, деление)
- Как вы полагаете, все ли об этих действиях мы узнали? (Наверное, нет)

- Хотите узнать что-нибудь новое про арифметическое действие? (Да)
- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайну открывать!"
- Вперед! Нас ожидают новые открытия!

Актуализация знаний

- Для того, чтобы открыть новую математическую тайну, нужно провести разминку.

Индивидуальная работа на доске (У доски работают 3 ученика, остальные работают в группах)

  1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 24 см и 3 см.
  2. Вычислите в столбик : 358+576, 815-273, 606-193.
  3. Вычислите, применив свойство умножения суммы на число 78х9 =

Устный счет, работа в группах

- Я предлагаю поработать в группах. Тема урока зашифрована в этой таблице.
- Сейчас каждая группа попробует ее расшифровать. Умножьте числа на 7. Расставьте буквы в таблице в соответствии с ответами и расшифруйте слово.

Расшифруй словоРасшифруй слово

- Какие типы задач мы решаем умножением? (Задачи на нахождение площади прямоугольника, задачи на увеличение числа в несколько раз)

Проверка работ учащихся у доски

- Какое правило применяли при нахождении площади? (Чтобы найти площадь, нужно длину умножить на ширину)
- Какое свойство использовали при умножении 24 на 3? (Умножение суммы на число)

- Проезд в автобусе стоит 4 рубля. Сколько денег надо заплатить за 5 билетов? (4х5=20 руб.)
- В 5 одинаковых коробках 45 карандашей. Сколько карандащей в 1 коробке? А в 4? А в 12? А в 78?
45 : 5 = 9 (к.) - в 1 коробке, 9 х 4 = 36 (к.) - в 4 коробках, 9 х 12 = 108 (к), 9х78=? (При умножении на 78 дети называют разные ответы, многие затрудняются ответить)

Выявление места и причины затруднения

- Почему так резко разделились мнения? Ведь 9 на 4 умножили легко. Каким правилом пользовались при умножении 78 на 9?
- Проверим, как этот пример решили на доске. Удобно было устно 78 умножать на 9? (Нет)
- Почему же возникли трудности? Чем произведение 78 и 9 отличается от произведения 12 и 9? (Число 78 больше, устно считать неудобно)

- Какая цель урока? (Найти удобный письменный способ умножения двузначного числа на однозначное)
- Какова тема сегодняшнего урока? (Умножение двузначного числа на однозначное)

Физкультминутка "Чударики"

Проектирование и фиксация нового знания

- Итак, мы должны научиться умножать большие двузначные числа на однозначные. Как мы это делали до сегодняшнего урока? (Применяли свойство умножения числа на сумму)
- А как вы полагаете, какой существует в математике более короткий и удобный способ? (Прибавлять и вычитать мы умеем в столбик, умножать, наверное, тоже можно)

Реализация построенного проекта

- Давайте воспользуемся геометрической задачей для построения алгоритма. Проверим решение задачи на доске. (24*8=160+32=192, 4*8=32, 20*8=160)
- Как нашли произведение чисел 24*8? Как удобнее складывать две суммы? (Столбиком)
- А нельзя ли сразу записать умножение в столбик:

Умножение столбикомУмножение столбиком

- Попробуйте выразить наш вывод в виде алгоритма.

  1. Записать двузначное число, крестиком вынести вперед знак умножения.
  2. Второй множитель (однозначное число) записать ниже под единицами.
  3. Количество десятков, которое запоминаем, записать маленькой цифрой над количеством десятков.
  4. В произведении единицы писать под единицами, десятки под десятками, сотни вынести вперед.

Первичное закрепление

Учебник стр. 36 № 2.
2 столбика – с комментарием. (дети работают с комментированием у доски и в тетрадях)
2 столбика с проговариванием друг другу в парах. Проверка в парах по образцу.

- Не забывайте о правилах работы в парах и прислушивайтесь к мнению соседа. Поднимите сигнальные карточки "Светофор": зеленые - нет ошибок, красные – допустил ошибку.
- Если кто-то допустил ошибку, то сосед по парте помогает комментировать и исправлять.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Решение примеров в столбик по дифференцированным карточкам А, В, С соответственно для разных по уровню усваивания нового материала групп детей.

Карточки на умножениеКарточки на умножение


Дети самостоятельно выполняют работу. Проверка по эталону.

- Проверьте свои ответы самостоятельно с помощью этого эталона:
504  196  128
159  184  518
360  315  252
488  495  264
- Оцените свою работу при помощи кружочка на полях тетради. (По цвету. Дети оценивают свою работу, рисуют кружочки на полях)
- У кого возникли затруднения? Что не получилось? Нужно еще тренироваться? (Да)

Включение в систему знаний и повторение

- Что у вас еще вызывает затруднения на уроках математики? (Решение задач)
- Вы считаете, что необходимо еще потренироваться в решении задач? Так мы и поступим.

Решение задачи

- Прочитайте задачу вслух: "В 4 подъездах 96 квартир. Сколько квартир в 9 подъездах?" решите задачу в тетради выражением. (96:4*9=216 к. 1 ученик у доски)
- Подготовьте сигнальные карточки с ответами. (Самопроверка)

- Проверьте решение на доске. Проверьте свое решение. Кто ошибся? В чем?
- Найдите и исправьте ошибки.

Работа по учебнику: стр. 37 № 9 самостоятельно с последующей взаимопроверкой в парах.

Рефлексия

- Вернемся к девизу урока. Над какой темой работали? (Умножение двузначного числа на однозначное в столбик)
- Какую учебную задачу ставили? Удалось ли решить? Каким образом?
- Какой алгоритм вывели? (Дети проговаривают алгоритм)

- Оцените свою работу на уроке:

  • Я все понял, но у меня есть еще вопросы.
  • Я все понял, умею работать по алгоритму.
  • Я все понял, умею работать по алгоритму, могу объяснить другим.

- Оцените работу класса на данном уроке при помощи игры "Дистанция". (Чем успешнее прошел урок, чем активнее были дети ( по их мнению), тем ближе каждый ребенок подходит к доске)
- Где могут пригодиться полученные знания?

Домашнее задание

- Придумайте свою задачу на умножение двузначного числа на однозначное, составьте таблицу, запишите равенство, а вычисления проведите с помощью эталона, который мы вывели на уроке. (стр. 39 № 12)
- Спасибо за урок!

Размер:
20.94 Kb
Скачали:
8