Цель: учащиеся научатся выполнять умножение двузначного числа на однозначное в столбик, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
Содержание: умножение натуральных чисел.
Демонстрационный и раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, дифференцированные карточки, эталоны для самопроверки, алгоритм умножения двузначного числа на однозначное в столбик.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, плакат - девиз урока.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
Все задания решим.
- Ребята, подумайте, что необходимо вам для успешной работы на уроке? (Быть внимательным, активно работать на уроке)
- Какие арифметические действия вы знаете? Назовите их. (Сложение, вычитание, умножение, деление)
- Как вы полагаете, все ли об этих действиях мы узнали? (Наверное, нет)
- Хотите узнать что-нибудь новое про арифметическое действие? (Да)
- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайну открывать!"
- Вперед! Нас ожидают новые открытия!
- Для того, чтобы открыть новую математическую тайну, нужно провести разминку.
Индивидуальная работа на доске (У доски работают 3 ученика, остальные работают в группах)
Устный счет, работа в группах
- Я предлагаю поработать в группах. Тема урока зашифрована в этой таблице.
- Сейчас каждая группа попробует ее расшифровать. Умножьте числа на 7. Расставьте буквы в таблице в соответствии с ответами и расшифруйте слово.
- Какие типы задач мы решаем умножением? (Задачи на нахождение площади прямоугольника, задачи на увеличение числа в несколько раз)
Проверка работ учащихся у доски
- Какое правило применяли при нахождении площади? (Чтобы найти площадь, нужно длину умножить на ширину)
- Какое свойство использовали при умножении 24 на 3? (Умножение суммы на число)
- Проезд в автобусе стоит 4 рубля. Сколько денег надо заплатить за 5 билетов? (4х5=20 руб.)
- В 5 одинаковых коробках 45 карандашей. Сколько карандащей в 1 коробке? А в 4? А в 12? А в 78?
45 : 5 = 9 (к.) - в 1 коробке, 9 х 4 = 36 (к.) - в 4 коробках, 9 х 12 = 108 (к), 9х78=? (При умножении на 78 дети называют разные ответы, многие затрудняются ответить)
- Почему так резко разделились мнения? Ведь 9 на 4 умножили легко. Каким правилом пользовались при умножении 78 на 9?
- Проверим, как этот пример решили на доске. Удобно было устно 78 умножать на 9? (Нет)
- Почему же возникли трудности? Чем произведение 78 и 9 отличается от произведения 12 и 9? (Число 78 больше, устно считать неудобно)
- Какая цель урока? (Найти удобный письменный способ умножения двузначного числа на однозначное)
- Какова тема сегодняшнего урока? (Умножение двузначного числа на однозначное)
Физкультминутка "Чударики"
- Итак, мы должны научиться умножать большие двузначные числа на однозначные. Как мы это делали до сегодняшнего урока? (Применяли свойство умножения числа на сумму)
- А как вы полагаете, какой существует в математике более короткий и удобный способ? (Прибавлять и вычитать мы умеем в столбик, умножать, наверное, тоже можно)
- Давайте воспользуемся геометрической задачей для построения алгоритма. Проверим решение задачи на доске. (24*8=160+32=192, 4*8=32, 20*8=160)
- Как нашли произведение чисел 24*8? Как удобнее складывать две суммы? (Столбиком)
- А нельзя ли сразу записать умножение в столбик:
- Попробуйте выразить наш вывод в виде алгоритма.
Учебник стр. 36 № 2.
2 столбика – с комментарием. (дети работают с комментированием у доски и в тетрадях)
2 столбика с проговариванием друг другу в парах. Проверка в парах по образцу.
- Не забывайте о правилах работы в парах и прислушивайтесь к мнению соседа. Поднимите сигнальные карточки "Светофор": зеленые - нет ошибок, красные – допустил ошибку.
- Если кто-то допустил ошибку, то сосед по парте помогает комментировать и исправлять.
Решение примеров в столбик по дифференцированным карточкам А, В, С соответственно для разных по уровню усваивания нового материала групп детей.
Дети самостоятельно выполняют работу. Проверка по эталону.
- Проверьте свои ответы самостоятельно с помощью этого эталона:
504 196 128
159 184 518
360 315 252
488 495 264
- Оцените свою работу при помощи кружочка на полях тетради. (По цвету. Дети оценивают свою работу, рисуют кружочки на полях)
- У кого возникли затруднения? Что не получилось? Нужно еще тренироваться? (Да)
- Что у вас еще вызывает затруднения на уроках математики? (Решение задач)
- Вы считаете, что необходимо еще потренироваться в решении задач? Так мы и поступим.
Решение задачи
- Прочитайте задачу вслух: "В 4 подъездах 96 квартир. Сколько квартир в 9 подъездах?" решите задачу в тетради выражением. (96:4*9=216 к. 1 ученик у доски)
- Подготовьте сигнальные карточки с ответами. (Самопроверка)
- Проверьте решение на доске. Проверьте свое решение. Кто ошибся? В чем?
- Найдите и исправьте ошибки.
Работа по учебнику: стр. 37 № 9 самостоятельно с последующей взаимопроверкой в парах.
- Вернемся к девизу урока. Над какой темой работали? (Умножение двузначного числа на однозначное в столбик)
- Какую учебную задачу ставили? Удалось ли решить? Каким образом?
- Какой алгоритм вывели? (Дети проговаривают алгоритм)
- Оцените свою работу на уроке:
- Оцените работу класса на данном уроке при помощи игры "Дистанция". (Чем успешнее прошел урок, чем активнее были дети ( по их мнению), тем ближе каждый ребенок подходит к доске)
- Где могут пригодиться полученные знания?
Домашнее задание
- Придумайте свою задачу на умножение двузначного числа на однозначное, составьте таблицу, запишите равенство, а вычисления проведите с помощью эталона, который мы вывели на уроке. (стр. 39 № 12)
- Спасибо за урок!