УМК: "Начальная школа XXI века".
Тема урока: Деление на однозначное число.
Цель: содействовать формированию у младших школьников умения выполнять письменный прием деления на однозначное числ; познакомить детей с алгоритмом его выполнения.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Ребята для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.
Актуализация знаний
- Посмотрите на доску. Как вы думаете, что нам необходимо выполнить? (заполнить пустые окошки)
- Работаем устно. Каждый результат цепочки будете показывать с помощью абака на 2 разряда.
На доске:
- 40 уменьшили в 5 раз, полученный результат увеличили в 6 раз, 48 уменьшили в 3 раза, полученный результат увеличили на 36.
- Найдите частное чисел 28 и 7, полученный результат увеличьте в 8 раз, найите сумму чисел 32 и 8, полученный результат уемньшите в 10 раз
- 72 уменьшили в 8 раз, полученный результат увеличили на 11, 20 уменьшили в 5 раз, полученный результат увеличили в 9 раз.
- Открываем тетради, подписываем число, "классная работа"
- Следующее задание. Посмотрите на доску.
На доске:
100 : 25
84 : 3
84 : 12
91 : 7
48 : 16
95 : 5
- Попробуйте все математические записи разделить на 2 столбика.
Сравнивают и распределяют:
1 столбик
100 : 25
84 : 12
48 : 16
2 столбик
84 : 3
91 : 7
95 : 5
- Какие выражения получились у нас в первом столбике? (выражения на деление на двузначное число)
- Во втором столбике? (деление на однозначное число)
- Сможем ли мы с вами решить 1 столбик? (да)
- Каким способом? (Способом подбора)
- Решаем устно. Ответ показываем с помощью абака на 2 разряда.
- Частное чисел 100 и 25 равно ... (4)
- Частное чисел 84 и 12 равно ... (4)
- Частное чисел 48 и 16 равно ... (3)
- Молодцы! Теперь посмотрите на второй столбик.
- Давайте попробуем его решить способом подбора.
- Подходит нам данный способ? (ответы учащихся)
- Еще каким способом мы можем решить?
- Пробуем решить с помощью разложения на разрядные слагаемые.
- Подходит нам этот способ? (Возможно кто-нибудь и предложит решить уголком)
- Как вы думаете какая тема нашего урока? (Деление на однозначное число)
- Подпишите тему урока в тетради. Чему на уроке мы будем с вами учиться?
- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с алгоритмом письменного деления на однозначное число.
- Рассмотрим первое выражение из второго столбика: 84 разделить на 3. Данный пример решается столбиком.
- Записывается такое деление "уголком". Обратите внимание, что каждая цифра пишется в своей клетке.
- Недаром в первом классе нами было изучено правило "Для каждой цифры – отдельная клетка, для каждого арифметического знака – отдельная клетка".
Оформляю на доске:
- Находим 1-ое неполное делимое. Это 8 десятков, значит в частном будут десятки и единицы.
- Находим первую цифру частного 8:3. Нацело не делится. 6 – ближайшее число к 8, которое нацело делится на 3 получается 2.
- Проверяем. 2 * 3= 6, 8 - 6 = 2 остаток меньше делителя. Значит первая цифра частного найдена, верно.
- Сносим 4. Получилось второе неполное делимое 24.
- Находим вторую цифру частного. 24:3 = 8.
- Проверяем 3 * 8 = 24. 24 - 24 = 0. Цифра частного найдена верно
- Получилось 28. Записываем второе выражение.
- Находим 1-ое неполное делимое. Это 9 десятков, значит в частном будут десятки и единицы.
- Находим первую цифру частного 9:7. Нацело не делится. 7 – ближайшее число к 9, которое нацело делится на 7 получается 1.
- Проверяем. 1 * 7 = 7, 9 - 7 = 2 остаток меньше делителя. Значит первая цифра частного найдена, верно.
- Сносим 1. Получилось второе неполное делимое 21.
- Находим вторую цифру частного. 21 : 7 = 3.
- Проверяем 3 * 7 = 21. 21 - 21 = 0 . Цифра частного найдена верно. Получилось 23.
- Теперь давайте составим алгоритм письменного деления на однозначное число.
- Что первое мы делаем? (Записываем деление столбиком с помощью «уголка»)
На доске по этапам собираем алгоритм письменного деления на однозначное число
Оформляю на доске:
- Следующий шаг?
- Находим 1-ое неполное делимое. Это 9 десятков.
- Затем?
- В частном будут десятки и единицы.
- Следующий шаг.
- Находим первую цифру частного 9:5. Нацело не делится. 5 – ближайшее число к 9, которое нацело делится на 5 получается 1.
- Теперь какой шаг?
- Проверяем. 1 * 5 = 7,
- Какой следующий шаг?
- 9 - 5 = 4. Остаток меньше делителя. Значит первая цифра частного найдена, верно.
- Затем? Сносим 5. Получилось второе неполное делимое 45.
- Находим вторую цифру частного. 45 : 5 = 9
- Проверяем 9 * 5 = 45. 45 - 45 = 0. Цифра частного найдена верно
- Получилось 19. (Выдаю памятки детям с данным алгоритмом)
- Но оказывается, что в частном могут быть не только двузначные числа..
Рассматриваю по аналогии с ними выражения:
474 : 2
714 : 3
653 : 5
6 524 : 4
Прошу с помощью памятки воспроизводить решение примеров.
Физминутка
- Следующее задание на доске. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что нам необходимо выполнить?
На доске:
72 : 6
90 : 5
486 : 3
- Работаем самостоятельно в тетрадях, пользуясь памяткой.
- Откройте учебник на стр. 108, в № 3 найдите выражения, которые вы решали. Проверьте свои решения.
- Кто справился без ошибок?
- Молодцы. Следующее задание. Подписываем № 4. Читаем задание.
- Что необходимо сделать? (ответы учащихся)
- Кто готов?
- Решите задачу самостоятельно в тетради.
- Что ты нашел 1-м действием?
- Как ты это нашел?
- Что ты нашел вторым действием?
- Как ты это нашел?
- Ребята, проверьте решение У6.
- Молодец присаживайся
- Следующее задание. Найти значение выражений.
На слайде:
45 : 3
96 : 6
68 : 4
60 : 4
30 : 2
Решают самостоятельно в тетрадях, один ученик у доски.
- Последнее задание на сегодня. Восстановите порядок в алгоритме письменного деления на однозначное число.
- На доске все действий вразнобой.
Подведение итогов урока
- Какую тему мы изучали сегодня на уроке? (Деление на однозначное число)
- Чему учились?
Домашнее задание
стр. 108 № 5, стр. 109 № 9