Конспект урока по математике 3 класс "Решение задач на деление с остатком"

Педагогические задачи: закреплять умение выполнять при решении задач примеры на деление с остатком и проверку, вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты:

  • научатся решать задачи на деление с остатком;
  • осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, с таблицами-ответами, составлять математические объяснения и доказательства в устной и письменной форме, самостоятельностроить выводы на основе сравнения;
  • овладеют умениями понимать учебную задачу урока, планировать свои действия в соответствии сучебными задачами, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления.

 

Дидактические средства: тетрадь, учебник, М.И. Моро "Математика" 3 класс ч.2

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! У всех все готово на партах? Ручка, тетрадь, учебник. Хорошо, садитесь.
- Меня зовут Виолетта Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.
- Откройте тетради, отступите 4 клетки вниз от предыдущей записи, на 5 строке запишите классная работа и дату. Пишем 9 (числом) марта.

Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

- Ребята, давайте устно вычислим и разгадаем ребус. (На доске будут примеры)

43 : 7 = 6 (ост. 1)
35 : 4 = 8 (ост. 3)
80 : 9 = 8 (ост. 8)
45 : 8 = 5 (ост. 5)
38 : 4 = 9 (ост. 5)

6 (ост. 1)

9 (ост. 5)

8 (ост. 3)

8 (ост. 8)

5 (ост. 5)

У

И

Д

А

Ч

- Молодцы! Получилось слово "Удачи".
- Так, мы потренировались вычислять деление с остатком и пожелали себе удачи на данный урок!

Локализации индивидуальных затруднений

- Ребята, а что нужно помнить, чтобы вы правильно выполнили деление с остатком?

Повторение правила "Как разделить число с остатком"

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
  4. Остаток должен быть меньше делителя/

- Назовите компоненты действия деление с остатком есть?

13 : 4 = 3 (ост. 1)

13 – делимое;
4 – делитель;
3 – неполное частное;
1 – остаток.

Работа в парах

- Ребята, прочитайте задачу и выполните решение на карточках.

КарточкаКарточка

- Объясните свое решение.
1) 16 : 4 = 4 (р.) – из 16 планок. Так как рамку можно сделать из четырех планок, то из 16 планок мы получим 4 такие рамки.
2) 10 : 4 = 2 (ост.2) (р.) – из 10 планок.

- Так как рамку можно сделать из четырех планок, то из 10 планок мы можем сделать только две рамки и останется две планки.
- Ребята,а как вы записали решение к третьему вопросу? (возникло затруднение)
- Почему у вас возникло затруднение? (мы не умеем решать такие задачи)

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

- Ребята, кто догадался, какая тема урока? (Решение задач на деление с остатком)
- Какие цели вы поставите на урок?
- Вы можете воспользоваться следующими опорными словами:

  • Найти способ… (решения задач на деление с остатком)
  • Научиться … (записывать решение задач на деление с остатком)
  • Закрепить … (правила деления с остатком)

Реализации построенного проекта

- Давайте вернемся к нашей задаче, где возникло затруднение.
- А что интересного заметили в третьем вопросе? (планок меньше, чем это необходимо)
- А как вы думаете, можем ли мы из трех планок сделать рамку? (нет)

- Ребята, что вы делали в первом и втором действии? Как вы находили ответ? (мы делили большее число на меньшее)
- Итак, вы делили количество всех планок, на количество планок в одной планке.
- Сколько в третьем вопросе дано планок? (три)

- А сколько планок должно быть в одной рамке? (четыре)
- Попробуйте выполнить то же действие, которое вы производили в первом и втором действиях.

Деление 3 на 4Деление 3 на 4

- Три мы не можем разделить на четыре, поэтому записываем в частное 0.
- 0 умножить на 4, получится 0. Из трех вычитаем ноль, получаем три. Ответ: 0 (ост.3)

- Мы узнали, что из трех планок мы не можем сделать одну рамку.
- Давайте обратимся к учебнику и решим на стр. 31 задачу № 2. Прочитаем задачу: ручка стоит 3р. Сколько таких ручек можно купить на 10р ? на 5р? На 1р?

- Как узнать, сколько ручек мы можем купить по 3 рубля? (Для того, чтобы вычислить сколько ручек стоимостью в 3 рубля можно купить на 10 руб., 5 руб., 1 руб., необходимо количество рублей разделить на стоимость одной ручки)

1) 10 : 3 = 3 (ост.1) (р.) – на 10 рублей.
2) 5 : 3 = 1 (ост.2) (р.) – на 5 рублей.
3) 1 : 3 = 0 (ост.1) (р.) – на 1 рубль.
Ответ: 3 ручки можно купить на 10 рублей, 1 ручку на 5 рублей, 0 ручек на 1 рубль.

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,

Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)

Обобщение затруднений во внешней речи

- Ребята обратите внимание на доску. (на слайде)
Выполни деление с остатком:

44 : 5 = 8 (ост. 4)
60 : 8 = 7 (ост. 4)
80 : 12 = 6 (ост. 8)
44 : 18 = 2 (ост. 8)

- Оставшиеся пример 4 и 5. Решаем самостоятельно.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1 вариант

Пакет сока стоит 7 рублей. Сколько пакетов сока можно купить на 70 рублей? 45 рублей? 4 рубля?
1)__________________________
2)__________________________
3)__________________________

Ответ: ________________

2 вариант

Линейка стоит 8 рублей. Сколько линеек можно купить на 80 рублей? 25 рублей? 7 рублей?
1)____________________________
2)____________________________
3)____________________________

Ответ: ________________

Включение в систему знаний

- Теперь устно проверим ваши знания:
1. Частное чисел 8:3 равно:
а) 2 (ост.2)
б) 2 (ост.0)
в) 2 (ост.3)

2. Какой из этих примеров решен верно?
а) 15:7=2 (ост.2)
б) 15:7=2 (ост.1)
в) 15:7=3 (ост.1)

3. При делении на 2 могут получаться остатки:
а) 1, 3, 5.
б) 2, 3 ,4.
в) 0, 1, 2.

4. Выбери из данных чисел те, которые делятся на 3 без остатка:
12, 30, 10, 3, 38, 6, 19

Если останется время - решить ребусы.

Ребусы

Рефлексия

- Что мы сегодня делали на уроке? (решали задачи на деление с остатком)
- Какие знание мы сегодня закрепили. (делание с остатком и решение задач)
- Поднимите зеленый карандаш, кто считает, что хорошо усвоил данную тему.

- Поднимите желтый карандаш, кто понял тему, но нужно еще потренироваться.
- Поднимите красный карандаш те, кто пока не уверен в своих силах при решении таких заданий.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!