УМК: "Школа России", учебник "Математика3 класс", М.И. Моро "Просвещение" 2020 г.
Цели урока:
Основные термины и понятия: делимое, делитель, частное, деление с остатком, остаток при делении.
Демонстрационный материал: индивидуальные карточки с алгоритмом, фишки для дифференцированной работы, демонстрационные таблицы.
- Здравствуйте, ребята!
- Эпиграфом к уроку я выбрала слова французского философа Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.) Прочитайте, пожалуйста.
"Вы талантливые дети! Когда- нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению..."
- Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в истинности этих слов.
- Вы готовы к работе? Тогда вперед к новым открытиям!
Беседа с опорой на имеющийся опыт детей
- Назовите действие, противоположное умножению.
- Предлагаю поработать в парах. Подумайте, посоветуйтесь, составьте список вопросов по теме "Деление", на которые вы можете дать ответ. (На доске 󠆯󠆯_:5)
- Исследуйте ряд чисел от 5 до 15, выберете, какие из них можно поставить в пустое окошко? (ответы учащихся)
- Составьте и запишите в столбик полученные выражения, вычислите их значение. (5-15)
- Проверьте свою работу.
Создание проблемной ситуации
- Я тоже составила выражение 13:5
- Запишите его во второй столбик, вычислите значение.
- Кто нашел значение данного выражения?
- Предлагаю поработать со всеми этими выражениями.
- Что их объединяет? (5:5=1 10:5=2 15:5=3)
- Чем отличается последний пример от предыдущих? (13:5)
- Какой вопрос у вас возникает?
- Хотите справиться с этим непростым заданием и попробовать себя в роли первооткрывателей?
- Какую цель мы поставим перед собой?
Дифференциация по характеру учебных действий
Учащиеся низкого и среднего уровня развития выполняют предметные действия (для решения примера используется счетный материал): ***** / *****/ ***
Учащиеся высокого уровня развития - перцептивные действия (с опорой на схематический рисунок): /___________/___________/___________/_____
Практический этап
- Предлагаю объединиться в группы, подумать, посоветоваться и, четко следуя алгоритму, выполнить задание.
- Один человек от группы будет представлять работу классу. (У каждой группы свое выражение)
Проверка групповой работы
- Группы готовы. Проверяем работу.
- Сравните делитель и остаток. Сделайте вывод.
- Сравните открытые нами знания с выводом в учебнике на странице 26.
- Теперь вы сможете 13:5?
- Посмотрите иллюстрацию к решению данного примера Найдите значение выражения, рассуждая по алгоритму.
- Чем же отличается данный пример от предыдущих?
Задание на формулировку темы
- Так какова же была тема нашего урока. Сформулируйте ее.
- Все согласны?
Актуальность изучения данной темы
- Продолжите исследовать ряд чисел от 5 до 15. Подчеркните те числа, которые делятся на 5 с остатком.
5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
6:5 7:5 8:5 9:5 11:5 12:5 13:5 14:5
- Поменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.
- Сделайте вывод: чисел, которые при делении дают остаток больше или меньше? О чем нам это говорит?
- В каких жизненных ситуациях мы встречаемся с делением с остатком?
Работа по учебнику № 3, с. 26.
Проверка производится фронтально.
- В связи с открытием нового знания, какие еще вопросы вам хотелось бы добавить в список по теме "Деление"?
- Вспомните слова Жан-Жака Руссо. (эпиграф урока)
- Кто из вас смог на уроке проявить талант, совершить открытие, подняться на новую ступень лестницы знаний, благодаря поставленной цели?
- Какова была цель нашего урока?
- Удалось ли нам достичь поставленной цели?
- Какова же цель дальнейшей работы?
- Мы обязательно будем закреплять полученные знания
- Вспомните, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока?
- Кому было трудно? Получили ли вы поддержку в своей группе?
- Что было самым интересным на уроке?
- Можно ли считать его успешным?
- Предлагаю выразить ваше впечатление от урока с помощью значков, изобразив их на полях в тетради.
Домашнее задание
Р.т. №2 с. 42.
- Придумать несколько примеров на деление с остатком для товарищей или задачу на деление с остатком.
- Спасибо за работу на уроке!