Цель урока: знакомство с устными и письменными приемами сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток вида 23 + 15 и 69 - 24.
Задачи:
- Добрый день, ребята и уважаемые взрослые!
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Ведь с маленькой удачи начинается большой успех!
- Постарайтесь работать быстро и, самое главное, дружно! Присаживайтесь.
- Откройте тетради, запишем сегодняшнее число 17 марта, классная работа.
- Что мы видим на экране? (лестницы)
- Они все разные, что их объединяет? (по каждой поднимаемся вверх)
- Можно ли оказаться на верхней ступеньке, не пройдя нижнюю? (ответ детей)
- Совершенно верно! Мы с вами сегодня будем тоже подниматься вверх по лестнице. Только лестница будет необычная, лестница, которая поведет нас к знаниям.
- Мы постараемся открыть для себя новые знания. А какие, вы мне сами скажете чуть позже.
- А оценить нашу работу на каждой этапе, нам поможет лист самооценки. Положите его перед собой.
- В графе "мое имя" – напишите свое имя, а в графе "моя эмблема" в круге запишите первую букву своего имени.
- И так, начнем. Мы, с самой первой ступеньки. В математике любая работа, не обходится без устного счета.
- Я буду называть вам утверждения, ваша задача согласиться или не согласиться со мной. Если согласны, поддержите меня лайком, если нет – хлопните в ладоши.
- Число, в котором 5 дес. и 2 ед. это...? (52)
- Наибольшее натуральное двузначное число это 10? (хлопок)
- Хорошо. А какое это число? (99)
- Число, которое следует за числом 39 это 41? (хлопок)
- А какое это число? (40)
- Молодцы, продолжаем поднимаемся на ступеньку выше. На которой нас ожидаем палитра, ведь чем больше красок в нашей жизни, тем жизнь становится ярче.
- Откроем для себя палитру красок?
- Ах, да, чуть не забыл, палитра у нас не обычная, а математическая.
- Найдите самый верхний воздушный шар с выражением 30+20. И так, 30+20 это? (50)
- Правильно, нашли ответ 50 на палитре, и залили его желтой краской. Только будьте, внимательны, ваша краска должна быть в середине пустой, как указано на шаре.
- Попробуем еще одно выражение. Опускаемся ниже. 35+20, это? (55)
- Нашли на палитре. Какой краской заливаем? (оранжевой)
- Это задание мы будем выполнять в парах. Покажите, мне каждый свою пару. (показывают домик)
- И так, приступили к работе. У вас есть 2 минуты, чтобы решить оставшиеся выражения и заполнить палитру.
- А сейчас выполним самопроверку. Перевернули карточку.
- Если у вас совпал цвет. Вы молодцы. Ну а если есть не совпадения, не страшно. В другой раз у нас обязательно все получится.
- Мы отлично справились с заданиями, самое время оценить свою работу. Ну для начала скажите, как вы думаете, для чего мы выполняли эту работу? (на устные приемы вычисления)
- Возьмите лист самооценки, найдите верхнюю строчку под цифрой 1.
- Оцените свою работу с помощью вашей эмблемы. Если все получилось отлично – нарисуйте ее на верхней ступеньке.
- Если были небольшие затруднения, то на средней ступени, ну а если совсем ничего не получилось на самой нижней.
- Внимание на экран. Продолжаем, вспоминать устные приемы вычисления.
23 + 20 =
- Давайте попробуем решить этот пример. (43)
- Как вы выполняли решение? (Единицы будем складывать с единицами, десятки – с десятками)
23 + 24 =
- Понаблюдайте над следующим примером. На сколько увеличилось второе слагаемое? Как изменится сумма? (Сумма увеличится на 4)
- Как еще можно выполнить сложение? (Единицы будем складывать с единицами, десятки – с десятками)
- Назовите ответ. (47)
- Обратите внимание на следующий пример: 46 - 5 =
- Как будем выполнять вычисление? (От единиц вычитаем единицы)
- Назовите ответ. (41)
46 - 25 =
- Понаблюдайте над примером второй строки. Как изменилось вычитаемое? Как изменится разность? (Уменьшится на 20)
- Назовите ответ в этом примере. (21) Как еще можно выполнить вычитание? (Из единицы будем отнимать единицы, из десятков – десятки)
- Это были устные приемы вычисления. Обратите внимание, как записаны выражения? (в строчку, по горизонтали)
- Можем ли мы записать эти выражения по-другому? (можем, в столбик)
- Как правильно записать их в столбик? (единицы под единицами, десятки под десятками)
- Кто мне поможет записать данное выражение правильно. (Вызвать к доске одного ученика. Как ты записываешь, объясни нам)
- Что мы сейчас сделали? (Записали пример в столбик)
- А какое действие мы использовали?
- А еще какое можно?
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Сложение и вычитание в столбик)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться правильно записывать в столбик примеры)
- Молодцы, самое время оценить свою работу. Возьмите лист самооценки, найдите цифру 2. Оцените свою работу с помощью вашей эмблемы.
- Идем дальше, поднимаемся еще на одну ступень выше. Продолжаем изучать мир чисел, делать его ярче.
- Ребята, а вы когда-нибудь видели живые числа? Давайте попробуем их оживить? думаете у нас получится? (ответ детей)
- Проверим нашу гипотезу. У вас на столе лежат карточки. У каждого на парте есть цифра, у первого вариант она обозначает количество единиц, а у второго количество десятков.
- Ваша задача в парах соединить их и по моей команде встать и назвать получившееся число. По очереди назовите их. (спросить каждую пару)
- Это у нас хорошо получилось, теперь попробуем создать живой пример из живых чисел.
- Я попрошу оживить число 42. Оказывается у нас в Челябинске 42 музея.
- Из каких разрядных единиц состоит число 42? (4 дес. и 2 ед.)
- Выбежали к доске эти разрядные единицы.
- Прибавлять к числу 42 мы будем число 11. Знали ли вы, что в нашем городе 11 театров.
- Из каких разрядных единиц состоит число 11? Есть у нас в классе 1 десяток и одна единица? Поставили.
- Можно ли сложить эти числа? (да)
- Будем складывать. С чего начнем? (с единиц)
- Правильно, единицы складываем с единицами.
- У нас 2 единицы и одна единица. Сколько получилось? (3)
- Ждем тройку. Куда ты встанешь? (под единицами)
- Тоже самое с десятками. Хором прочитаем пример, который у нас получился.
- А сейчас обобщим правила записи примеров в столбик, и попробуем создать алгоритм сложения и вычитания. Работаем в парах.
- У каждого на партах карточки, ваша задача расположить их в правильном порядке. Время 1 минута, приступили.
- Получилось? Проверим. Я хотел бы услышать первый пункт вашего алгоритма. (Первая пара читает, класс оценивает лайк – дизлайк)
- Для чего составляли алгоритм сложения и вычитания в столбик? (Чтобы знать, как правильно его записывать)
- Проверим по учебнику, правильно ли мы выполнили задание. (Читаем хором)
- Возьмите лист самооценки, найдите цифру 3. Оцените свою работу с помощью вашей эмблемы.
- Продолжаем, каждый для себя проведет мини исследование, попробуем применить на практике созданный нами алгоритм, и тем самым поднимемся еще на ступень выше.
- Найдите в учебнике № 1.
- Первый ряд решает первые два примера, 2 вариант 3 и 4 примеры, 3 ряд – 5 и 6 пример. Приступили к работе. В вашем распоряжении 2 минуты.
- Если возникли затруднения при записи выражения, дайте мне сигнал в виде хлопка?
- Проговорите, пожалуйста, алгоритм вашей записи. (спрашиваю каждый ряд)
- Молодцы! Проверим правильность решения. На четырех углах, на желтых карточках записаны значения выражений, которые могут у вас получиться.
- Найдите ваш вариант, и подойдите к нему.
- У нас все получилось. Значит алгоритм работает.
- Возьмите лист самооценки, найдите цифру 4. Оцените свою работу с помощью вашей эмблемы. Все справились с самооценкой?
- Каждый день по дороге к знаниям вы преодолеваете множество ступенек. А кто-нибудь знает, сколько ступенек нужно пройти чтобы попасть в наш класс?
- А я сосчитал 34 ступеньки. А ребята, которые учатся на 3 этаже проходят 68 ступенек. На сколько ступенек больше проходят ребята, которые учатся на 3 этаже?
- О чем говорится в условии задачи? (о количестве ступенек)
- Сколько ступенек проходят ребята, которые учатся на втором этаже, т.е. вы?
- Сколько ступенек проходят ребята, которые учатся на третьем этаже?
- Прочитайте вопрос задачи? Каким действием мы будем решать задачу? (-)
- Что из чего будем вычитать? (3-2)
- Давайте запишем решение задачи. Отступили вниз две клетки.
- А вот мальчик поднимался по лестнице, у которой 9 ступенек. На какую ступеньку ему надо подняться, чтобы оказаться по середине? (На 5)
- Возьмите лист самооценки, найдите цифру 5. Оцените свою работу с помощью вашей эмблемы.
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- На основании листа исследования оцените себя. У вас на парте лежит круг, впишите первую букву вашего имени, как на эмблеме.
- Помните, на какой бы ступени не находилась ваша эмблема на данном уроке, у вас все обязательно получится. Нельзя добраться до верхних ступенек, не пройдя нижних.
Эмоциональная рефлексия
- И последнее задание. Дайте оценку уроку.
- Послушайте высказывания. Подойдите к тому, с которым вы абсолютно согласны.
- Спасибо, мне очень приятно было с вами работать.
- На этом наш урок закончен, до свидания!