Конспект урока математики во 2 классе "Буквенные выражения"

УМК: "Школа России".

Цель урока: познакомить учащихся с новым математическим понятием "буквенные выражения".

Задачи:

  • совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи;
  • учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.
Проверьте свои рабочие места. На вашем столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник.
- Молодцы, присаживайтесь.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

- Ребята, улыбнитесь друг - другу, пожелайте удачи и сядьте удобнее.

Актуализация знаний

- Началась наша работа. А разве может быть математика без устного счета?
- Посмотрите на слайд. Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа: 3, 6, … , … , 15, … , … , 24.
- Какая же здесь закономерность? И что у вас получилось?

- Посмотрите на слайд. При помощи арифметических знаков восстановите равенства:

7..8..6 = 9 (7+8-6=9)
8..5..4 = 7 (8-5+4=7)
12..6..5 = 11 (12-6+5=11)

- Хорошо. Выполните действия по следующей программе:

Выполните дейтсвия по программеВыполните дейтсвия по программе

8+6=14, 14-12=2, 2+39=41, 41-37=4, 4+9=13, 13+20=33. Ответ: 33.
- Кто скажет, что получилось и как решали?
- Верно, 33. Сейчас я раздам вам карточки. Вы решаете на оценку. Будьте внимательными.

Карточка

Найти значение выражений:
47 + 10 - 20 = (37)
23 + 30 - 40 = (13)
44 + 30 - 50 = (24)

7 + 8 + 20 - 30 = (5)
9 + 6 + 40 - 20 = (35)
5 + 6 + 50 - 60 = (1)

- Итак, ребята, сдаем карточки. Я проверю их и на следующем уроке скажу вам оценки.

Формирование темы и цели урока

- Ребята, сегодня у нас в гостях Знайка Математик. Что бы это значило? (ответы детей)
- Да, Знайка Математик готов с вами поделиться своими знаниями, но и каждый из вас должен потрудиться, а сначала отгадайте тему нашего урока.
- Первое слово обозначает признак предмета, родственное (однокоренное) слову "буква", так говорят во множественном числе.

- Посмотрите на слайд:
5 +3 14 – (8+3) 7 - 4
- Как одним словом назвать эти записи? (примеры)

- А точнее? (выражения)
- Верно. Так как же звучит тема нашего урока? (Тема урока звучит так: "Буквенные выражения")
- Хорошо. А какую цель мы можем поставить перед собой? (научиться решать буквенные выражения)

Открытие нового знания

- Ребята, посмотрите, что нам принес Знайка Математик. Какая-то карточка с очень странной записью.
5 + □
- Вам встречались такие записи?

- Как это понять? (В записях с "окошками" было 2 числа, например 5 + □ = 8)
- Что вы тогда делали? (Вставляли в "окошко" число так, чтобы равенство было верным)
- Какое число вставили в ваше "окошко"? (3)
- Что получили? (5 + 3 = 8)

- Как называется такая запись? (Числовое выражение)
- А как вы думаете, можно поставить в "окошко" Знайкиной записи число? (Наверное, можно)
- Давайте попробуем. Какое вставили число? (5)

- Какой будет запись? (5 + 5)
- Сколько получили? (10)
- Верно. Что мы получили? (Числовое выражение)

- А можно вставить в "окошко" другое число? (да)
- Давайте проверим. Какое вставили число? (2)
- Как запишем? (5 + 2)

- Что получили? (Новое числовое выражение)
- Какой мы можем сделать вывод? (Если в "окошки" вставлять разные числа, получатся разные числовые выражения)
- Какие числа можно вставить в "окошко" этой записи: □ + 4? (Любые числа)

- Какие бы вы вставили числа во второй записи: 6 - □ ? (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6)
- Можно вставить в "окошко" число 7? (Нет, из шести семь не вычитается)
- То есть можно сделать вывод, что ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6.

- Ребята, математики решили заменить "окошки" латинскими буквами: а (а), b (бэ), с (цэ), d (дэ), k (ка), х (икс).
- Как записать с помощью латинских букв Знайкину запись?
5 + a; 5 + b; 5 + c; 5 + d; 5 + k; 5 + x

- Что мы записали? (выражения)
- А как их назвать точнее? Что есть в наших выражениях? (латинские буквы)
- Так какие это выражения? (Буквенные выражения)

- Так как же называют выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы. (Буквенные)
- И читаются они так же, как числовые. А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на стр. 76-77.

Физминутка

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал.

Первичное закрепление

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны буквенные выражения. Нам нужно прочитать и найти значение.
k + 7, k = 10.
10 + 7 = 17.

- Для того, чтобы решать такие уравнения, нам нужно запомнить алгоритм решения:

  1. прочитать;
  2. записать;
  3. подставить в выражение;
  4. вычислить.

- Давайте прочитаем. (k+7, k=10)
- Теперь откройте тетради. Отступите от последней записи 4 клеточки. Запишите число, классная работа. Отступаем 1 клеточку и пишем "№ 1". Запишите эти выражения самостоятельно.
- Вместо латинской буквы k мы что подставляем? (10)

- Верно. Отступите 1 клеточку вниз и запишите "Если k=10, то 10+7=17".
- Какие выражения называют буквенными? (В записи которых есть буквы)

- Какие латинские буквы вы запомнили? (a, b, c, d, x)
- Как читают буквенные выражения? (Так же, как и числовые выражения)

Повторение изученного

- Следующее задание № 2. Прочитайте задачу про себя.
- Задача: у мамы было 50 р. и 10 р. Она купила овощей на 30 р. Сколько денег осталось у мамы? Реши задачу разными способами.

- Вика, прочитай задачу вслух. О ком говорится в задаче? (о маме)
- Прочитайте условие задачи. (У мамы было 50 р. и 10 р. Она купила овощей на 30 р.)

- Прочитайте вопрос задачи. (Сколько денег осталось у мамы?)
- Давайте составим краткую запись. Сколько у мамы было рублей? (50 р. и 10 р.)
- А что значит союз "и"? (Значит, что нужно сложить)

- Обозначим. Что значит число 30? (Истратила 30 р.)
- Что спрашивается в задаче? (Сколько денег осталось)
- Как обозначим? (вопросом)

Краткая запись условий задачиКраткая запись условий задачи

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? (Нет, нужно узнать сколько было денег всего)
- Можно ли сразу узнать, сколько всего было денег у мамы? (да)
- Что для этого нужно сделать? (50 + 10)

- Что узнаем, если к 50 прибавим 10? (сколько было денег всего)
- Что потом надо будет сделать, чтобы узнать, сколько цифр в двух строках вместе? (Вычесть из суммы 30 руб.)
- Ответим ли мы тогда на главный вопрос задачи? (да)

- Во сколько действий задача? (в одно действие)
- Молодцы, ребята!

Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание на понедельник.
№4, 5 на стр. 76. В № 4 вам нужно решить выражения, № 5 на смекалку.

Подведение итогов. Рефлексия

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке математики? (дети отвечают)
- Чему научились?
- Был ли важным этот урок? Почему?

- Как вы оцените работу класса?
- Оцените свою работу на уроке. Для этого ответьте на вопросы:

  • Кто считает, что работал плохо?
  • Кто считает, что работал хорошо?
  • Кто считает, что может работать лучше?
Размер:
70.1 Kb
Скачали:
39