УМК: Школа России.
Цель: формирование умений выполнять деление с числом 2.
Задачи:
Средства обучения: презентация "Деление на 2", учебник, тетрадь, карточки с заданиями, счетный материал.
- Здравствуйте, ребята. Проверим, все ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.
- Отлично, тогда сейчас тихонько присаживаемся. Перед тем, как начать, давайте вспомним, как нужно вести себя на уроке.
- Я надеюсь, что сегодня вы все будете внимательными, активными и старательными.
- Сейчас давайте откроем тетради. Отступите четыре клеточки от предыдущей работы, запишите дату и классную работу.
- Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? (приемы умножения на 2)
- Давайте вспомним компоненты умножения. (первый множитель, второй множитель, произведение)
- Чтобы быть готовыми дальше учиться математике, потренируемся решать примеры в уме. Вам нужно решить выражения и показать ответ на счетном материале.
К 63 прибавить 21
Из 87 вычесть 18
Сумма чисел 35 и 26
Разность чисел 69 и 35
8*2
2*3+2
2*5
- На прошлом уроке мы уже начали говорить о том, с каким действием связано действие умножения. Вспомните, с каким?
- Как будет звучать тема урока?
- А с каким числом будем делить, таблицу умножения с каким числом мы изучили?
- Верно, тема звучит так: "Деление с числом 2".
- Что мы сегодня узнаем и чему научимся? (ответы учащихся)
- Это и будет нашей целью: "Научиться делить на 2".
- Что вы уже знаете о действии деления?
- Действие деление обратное действию умножение. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
- Давайте рассмотрим подробнее.
2*4=8
- Что является первым множителей? Вторым? Произведением?
- Что получится, если мы произведение разделим на первый множитель? Получится второй множитель, значит, 8:2=4.
- Что получится, если произведение разделить на второй множитель? Первый множитель. 8:4=2.
- Чтобы потренироваться решать выражения на деление, откроем учебник на 83 странице. Найдите номер 1, запишите его в тетради.
- … прочитает задание, остальные следят и внимательно слушают.
- Кто хочет попробовать решить первый столбик у доски? Остальные записывают в тетради.
- Запишем первое выражение. Таблицу умножения мы уже знаем, сколько получится?
- Что сделали во второй записи? Произведение разделили на второй множитель. "Если произведение 6 разделить на второй множитель 2, получится первый множитель 3"
- Если самим считать сложно, можно воспользоваться выражением на умножение: если произведение разделили на второй множитель, значит, получится первый множитель.
- Решим третью запись: сколько получится, если шесть разделить на 3? 2, верно.
- Кто хочет решить у доски второй столбик?
(аналогичное решение)
- Ребята, оставшиеся выражения в номере 1 я предлагаю вам решить самостоятельно. Если появятся вопросы – поднимите руку.
- У некоторых ребят на парте лежат карточки, которые вам помогут, воспользуйтесь ими.
Карточка-подсказка для некоторых обучающихся.
- Вижу, многие закончили. На слайде написано правильное решение, поставьте + напротив каждого выражения, которое решено верно, а если есть ошибки – исправьте.
- Поднимите руку те, у кого все выражения решены правильно. Замечательно, вы большие молодцы. Поднимите руку те, у кого есть 1-2 ошибки. Ничего страшного, мы еще потренируемся.
- Я вижу, что многие устали, поэтому предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.
- Покажите ваши ладони. Покажите зайчика обеими руками. Теперь козочку. Снова зайчика. Теперь ускоримся, я буду говорить, вам нужно успевать менять положение пальцев.
- Вижу, вы справляетесь. Теперь делаем в своем темпе, лучше как можно быстрее, но главное не путаться.
- Давайте заканчивать. Присаживайтесь на свои места.
- Отработаем умение решать задачи, для этого найдите номер 3. Запишите его в тетради.
Задача: За партами сидели 18 учеников, по 2 ученика за каждой партой. Сколько парт заняли эти ученики?
- Прочитайте задачу про себя. …, прочитай условие задачи. …, прочитай вопрос задачи.
- Задача простая или сложная?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Кто хочет решить задачу у доски? Остальные работают в тетрадях.
- Сначала запишем условие задачи. Что нам известно?
- Что нужно найти? Запишем букву П и поставим знак вопроса.
- Каким действием решим задачу? Делением. Что запишем?
18 : 2 = 9 (п.)
- Запишем ответ: 9 парт заняли ученики.
- Сейчас я предлагаю снова поработать самостоятельно. Выберите первую карточку, если не уверены в своих умениях выполнять деление, вторую, если хорошо понимаете смысл деления и умеете делить, третью, если хорошо знаете таблицу умножения и умеете делить.
- Всем понятно, что нужно делать? Если будут вопросы – поднимите руку.
- Чтобы проверить задание, посмотрите на слайд. Поставьте + у правильный вариантов ответа. Если у вас если ошибки – исправьте.
- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки.
- Решим 4 номер из учебника.
Задача: Саша купил ручку за 8 р., ластик за 5 р., и у него осталось 2 р. Что узнаешь, вычислив: 8-5? 8+5? 8+5+2?
- Что узнаем, вычислив 8-5? (на сколько дороже ручка / дешевле ластик)
- На сколько? (на 3 рубля)
- Что узнаем, вычислив 8+5? (сколько стоили ручка и ластик, 13)
- Вычислив 8+5+2? (сколько было денег)
- Сколько? (15)
- Выполним пятое задание.
а) Какое число больше на 9, чем 25? 36? 47?
б) Какое число меньше на 8, чем 51? 62? 73?
- Предлагаю сделать это самостоятельно, запишите ответы в тетради. (34, 45, 56; 43, 54, 65)
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему урока.
- Какую цель мы ставили на урок? Достигли ли мы цели?
- Перед тем, как закончить урок, предлагаю закончить предложения. Выберите одно и продолжите его.
- Вспомните, какую карточку вы выбрали для самостоятельной работы. Оцените, правильно ли вы выбрали ее?
- Поднимите руку, кто хотел бы задания легче. А кто сложнее...
- Спасибо за ваши ответы. Отдельно я хочу поблагодарить … за активность, внимательность, правильные ответы.
- Благодарю вас за урок!