Цель урока: создание условий для ознакомления с приемами вычитания однозначных чисел с переходом через десяток вида 11 - ...
Задачи:
Оборудование: учебник математики 1 класс (Рудницкая В.Н. 1 часть), карточки с заданиями, презентация, ПК, интерактивная доска.
- Добрый день ребята! Я рада видеть вас. Пусть этот урок принесет нам всем радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
- Проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тетрадь, линейка, карандаш, цветные карандаши, ручка.
- Сейчас вас ждет математическая разминка. Вы готовы? Будьте внимательны и у вас все получится
Алгебраическое задание
- Посмотрите на доску. Что на ней изображено? (машина)
- У нее случилась беда. Цифры перемешались на доске. Наша задача, выполнить это задание по цепочке. Выходите к доске и прикрепляете цифры в окошки так, чтобы в столбике получилось в сумме 11.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Что мы повторили, помогая зайцам? (повторили состав числа 11)
- Эти знания нам пригодятся при знакомстве с новым материалом.
Логическое задание
- Устно решим задачу: Лягушонок пересек полянку за 5 одинаковых прыжков, а зайчонок – за 4.
- У кого длиннее прыжок если расстояние они пропрыгали одно и то же? (у зайца длина прыжка больше)
- Молодцы. Я довольна, как вы справились.
- Ребята, посмотрите на примеры, которые записаны на доске.
8 – 5 =
9 – 6 =
11 – 5 =
7 – 3 =
6 – 4 =
- Что общего между ними? (все примеры на вычитание)
- Прочитайте выражения. Устно решите данные примеры.
- Все ли примеры вам удалось решить? (нет)
- Чем отличается это выражение?
- Какая у вас возникла проблема?
- Как вы думаете, какие примеры нам нужно научиться решать сегодня на уроке? (научиться вычитать из числа 11)
- Точная формулировка темы: "Приемы вычитания вида 11 - 󠇠.."
- Какую цель мы поставим перед собой? (познакомиться с приемами табличного вычитания с переходом через десяток вида 11 - ..󠇠)
- А теперь давайте сформулируем задачи урока с помощью опорных слов, которые вы видите на слайде.
- Ребята, мы определили с вами задачи урока, это и будет нашим планом работы. Давайте начнем.
- Мы с вами вспомнили состав числа 11. Давайте вернемся к нашей машине.
- С помощью каких чисел мы можем получить число 11? (состав числа 11: 9 и 2, 8 и 3, 7 и 4, 6 и 5)
- Вернемся к примеру, который мы не смогли решить. Посмотрите внимательно на слайд. Рассмотрите рисунок. Сколько в гараже изображено машин? (11)
- Посмотрите, уехало 3 машины. Как из 11 машин вычесть 3 машины? (сначала вычесть 1 машину, а потом еще 4)
- Первый способ – это вычитание по частям. То есть, сначала вычитаем столько, чтобы получить "10": 11 -1 = 10.
- Далее, вспоминаем что 3 – это 1 и 2. Уже вычли 1, значит, надо вычесть еще 2: 10 – 2 = 8.
- Короче можно записать так.
- Значит 11 – 3 = 8.
- Также есть второй способ вычитания, рассмотрим на этом же примере.
- Если мы знаем, что 11 – это 3 и 8, то легко сразу решить, что 11 – 3 = 8, а 11 – 8 = 3.
- Это рассуждение можно записать короче так.
- Вместе решим другой пример. (один учащийся демонстрирует решение на доске, с использование наборного полотна (кругов)
- Пример: 11 – 2 = …
- Как из 11 вычесть 2, первым способом? (по частям)
- На какие части разложили число 2? (на 1 и 1)
- Сколько вычли сначала? (1)
- Сколько получилось? (10)
- Сколько вычли потом? (1)
- Сколько получили? (9)
- Запомните следующий алгоритм!
- Хорошо. Выполним следующее задание. У вас на столах карточки. Ваша задача объяснить, как из 11 вычесть 5.
- Объясните, как из 11 вычитаем 5? (По частям)
- На какие части разложили число 5? (на 4 и 1)
- Сколько вычислили сначала? (1)
- Сколько получилось? (10)
- Сколько вычислили потом? (4)
- Сколько получили? (6)
- Как можно решить данный пример, другим способом? (если знаем таблицу сложения, мы знаем, что 11 – это 5 и 6, значит, 11 -5 = 6, а 11 – 6 = 5)
- Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить работу.
- Встаньте из-за стола и выполните физкультминутку (по презентации) вместе с мистер крабом!
- Давайте попробуем решить несколько выражений у доски.
- Вы выходите и, комментируя порядок действия, решаете выражения, которые я буду вам диктовать:
- Разность чисел 11 и 4;
- Разность чисел 11 и 5;
- Разность чисел 11 и 7;
- Разность чисел 11 и 9;
- Ребята данные выражения нужно запомнить и записать в тетрадь:
11 – 2 = 9
11 – 3 = 8
11 – 4 = 7
11 – 5 = 6
11 – 9 = 2
11 – 8 = 3
11 – 7 = 4
11 – 6 = 5
- Прочитайте примеры по порядку, называя ответы. Теперь прочитайте вразбивку.
- Закройте глаза. Я буду называть пример, а вы – ответ.
- Закройте ответы. Я прочитаю примеры вразбивку, а вы назовите ответ.
- Поработайте в парах. Задайте друг другу примеры по порядку и вразбивку
- Оцените друг друга: молодец, ты ответил правильно; хорошо, но еще немного ошибаешься; тебе нужна помощь учителя.
- Решим задачу (слайд). Но для начала вспомним, из каких составных частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Внимательно прочитайте задачу про себя. Запишите решение.
"В сервизе стояло 11 синих чашек, 7 зеленых и 4 красных. Насколько зеленых чашек меньше, чем синих?"
- Маша, прочитай вслух. Как вы думаете, какое данное лишнее в этой задаче? (лишнее данные про красные чашки)
- О чем говориться в задаче? (о чашках)
- Сколько синих чашек? (8 конвертов)
- Сколько зеленых чашек? (7)
- Какой вопрос задачи? (Насколько зеленых чашек меньше, чем синих?)
- Давайте составим опорную схему задачи. Проверим составление схемы. Сверьте со слайдом.
Синих ч. – 11 ч.
Зеленых ч. – 7 ч.
Разница – ? ч. (сравнительная скобка)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)
- Каким действием? (вычитанием)
- Получаем план решения. С помощью вычитания мы узнаем, насколько зеленых чашек меньше, чем синих.
- Отступите 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, там стоит точка на уголке клетки. Это начало. Зная условие и вопрос, запишите решение задачи. Один ученик работает у доски.
11 – 7 = 4 (к) – разница
Ответ: на 4 конверта меньше.
- Завершаем работу. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
- Поднимите руку, если вы допустили две и более ошибок и т.д.
- Выполняем следующее задание, у вас на партах лежат карточки, возьмите их. Решите примеры, любым способом, изученными на сегодняшнем уроке.
12 – 2 =
11 – 8 =
1 + 7 =
9 – 3 =
11 – 4 =
3 + 1 =
9 + 3 =
11 – 6 =
1 + 9 =
- Следующее задание выполните самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с раскраской, возьмите их. Прочитайте задание.
- Всем понятно, что нужно делать?
- Приступайте к выполнению.
- Завершаем работу. Проверим, что у вас получилось.
- Наш урок подходит к концу.
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Все ли пункты плана выполнили?
- Ребята, я предлагаю, чтобы вы оценили свою работу. У меня на доске 2 – солнца, но без лучиков. Разместите лучики на солнце в соответствии со своим настроением.
- Если у вас сегодня все получилось, и у вас хорошее настроение – прикрепите к первому солнышку. Если у вас на уроке возникли трудности, но вы с ними справились, прикрепите ко второму солнцу.
- Я вижу, что вам все понравилось и было легко, а это значит, что наша цель достигнута. Спасибо за работу!
- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.