Фрагмент урока математики в 1 классе "Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц"

Цель урока: формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях изучения темы урока.

Задачи:

  • организовать деятельность учащихся по совершенствованию навыков решения задач изучаемого вида;
  • добиться понимания практической значимости умения решать задачи;
  • развивать математическое мышление, интерес к предмету.

Оборудование: полоски бумаги для устного счета, бумажные монеты (номинал: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей), карточки с изображением предметов и ценники.

Ход урока

Орг. момент

Учитель: Оглянитесь вокруг и скажите: куда вы попали? (На классной доске, на вспомогательной доске размещены таблички с изображением различных продуктов питания и ценники к ним. Ребята высказывают предположение, что они находятся в магазине)

Устный счет

- Находясь в магазине и совершая покупки, покупатели и продавцы обсчитывают стоимость покупки. Какие умения нам пригодятся в магазине? (умение устно считать)
- Именно поэтому наш урок мы начнем с устного счета.

Дети слушают задания и записывают ответы на полосках бумаги.
- Назовите самое маленькое однозначное число;
- Увеличьте его на 1.

- К ответу прибавьте 2.
- Какое число при счете следует за числом 7?
- Запишите, чему равна сумма чисел 4 и 1.

- Что произойдет с числом 5, если к нему прибавить 0? Запишите ответ.
- А если вычесть 0? Запишите ответ.
- А теперь, ребята, вы будете выступать в роли жюри. Поменяйтесь своими полосками с соседом, сидящим за вашей партой. Проверим результаты работы.

На доске записаны ответы, сравните их с теми, которые записаны у вас на полосках.
- Кто не допустил ошибок в работе, поднимите руку. Молодцы!
- Остальные ребята еще потренируются в решении и в следующий раз у них обязательно все получится.

Подготовка к основному этапу урока

- Внимательно посмотрите на ряд чисел, которые являются ответами и скажите: какая цифра встречается чаще всего? (5)
- Как называется сеть магазинов, в названии которых присутствует эта цифра? ("Пятерочка")
- Сегодня мы отправимся в этот магазин.

- Как вы думаете, почему этот магазин назван "Пятерочкой"?
- Какая самая желанная для каждого ученика в школе отметка ? Может существует взаимосвязь?

Заочная экскурсия по отделам магазина и беседа о том, какие продукты питания приносят пользу, а какие вред.
- Итак, мы определили, что самые полезные продукты для организма человека - овощи и фрукты. Я предлагаю остановиться в этом отделе и совершить покупку. (Ребята решают задачи)

Первичное закрепление способов действий

- В магазине на одной полке лежит 7 бананов, на другой столько же.
- Сколько бананов лежит на второй полке? (Что значит "Столько же?" - одинаковое количество бананов)

- В магазине на одной полке лежит 7 бананов, а на другой на 1 банан меньше.
- Сколько бананов лежит на второй полке? (Что значит "На один меньше?" - столько же без одного, семь без одного)
Оформление решения: 7 - 1 = 6

- В магазине на одной полке лежит 7 бананов, а на другой на 2 банана меньше.
- Сколько бананов лежит на второй полке? (Что значит "На два меньше?" - столько же без двух, семь без двух)
Оформление решения: 7 - 2 = 5

- Лена и Коля купили в магазине по одному яблоку. Лена заплатила за свое яблоко 8 рублей, а Коля на 1 рубль меньше.
- Сколько стоило яблоко, которое купил Коля?
- Чье яблоко оказалось больше? Почему? (Больше вес - дороже стоимость)

- Какие монеты использовали Лена и Коля для того, чтобы расплатиться за покупку?
Рассмотреть максимальное количество вариантов:

Лена: 1+1+1+1+1+1+1+1=8

5+2+1=8
5+1+1+1=8
2+2+2+2=8
1+1+2+1+1+2=8 и т.д.

Коля: 1+1+1+1+1+1+1=7

3+2+2=7
2+1+2+2=7
5+1+1=7
5+2=7 и т.д.

- Используются ли в обиходе более мелкие монеты? Как они называются? Расскажите мне о них.
- Какие бумажные купюры вам знакомы?
- Кто сможет назвать самую крупную бумажную купюру?

Рефлексия

- В нашем городе есть магазины и маленькие, и большие. Я уверена, что каждый из вас умеет правильно вести себя в магазинах, правильно обращаться с товарами, выбирать тот продукт, который не навредит вашему здоровью, уважительно относиться к работникам магазинов.

- Но самое главное правило в любом магазине - уметь считать!
- Навык счета будет необходим нам на протяжении всей жизни, поэтому так важно учиться считать!

- Если что-то еще у вас не получается - не отчаивайтесь!
- Мы находимся только в самом начале большого и увлекательного школьного пути и обязательно всему научимся!

- Возьмите полоски, на которых вы записывали ответы устного счета.
- Обведите красным карандашом, то число, которое будет оценкой за вашу работу на уроке.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!