Цель урока: формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях изучения темы урока.
Задачи:
Оборудование: полоски бумаги для устного счета, бумажные монеты (номинал: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей), карточки с изображением предметов и ценники.
Учитель: Оглянитесь вокруг и скажите: куда вы попали? (На классной доске, на вспомогательной доске размещены таблички с изображением различных продуктов питания и ценники к ним. Ребята высказывают предположение, что они находятся в магазине)
Устный счет
- Находясь в магазине и совершая покупки, покупатели и продавцы обсчитывают стоимость покупки. Какие умения нам пригодятся в магазине? (умение устно считать)
- Именно поэтому наш урок мы начнем с устного счета.
Дети слушают задания и записывают ответы на полосках бумаги.
- Назовите самое маленькое однозначное число;
- Увеличьте его на 1.
- К ответу прибавьте 2.
- Какое число при счете следует за числом 7?
- Запишите, чему равна сумма чисел 4 и 1.
- Что произойдет с числом 5, если к нему прибавить 0? Запишите ответ.
- А если вычесть 0? Запишите ответ.
- А теперь, ребята, вы будете выступать в роли жюри. Поменяйтесь своими полосками с соседом, сидящим за вашей партой. Проверим результаты работы.
На доске записаны ответы, сравните их с теми, которые записаны у вас на полосках.
- Кто не допустил ошибок в работе, поднимите руку. Молодцы!
- Остальные ребята еще потренируются в решении и в следующий раз у них обязательно все получится.
- Внимательно посмотрите на ряд чисел, которые являются ответами и скажите: какая цифра встречается чаще всего? (5)
- Как называется сеть магазинов, в названии которых присутствует эта цифра? ("Пятерочка")
- Сегодня мы отправимся в этот магазин.
- Как вы думаете, почему этот магазин назван "Пятерочкой"?
- Какая самая желанная для каждого ученика в школе отметка ? Может существует взаимосвязь?
Заочная экскурсия по отделам магазина и беседа о том, какие продукты питания приносят пользу, а какие вред.
- Итак, мы определили, что самые полезные продукты для организма человека - овощи и фрукты. Я предлагаю остановиться в этом отделе и совершить покупку. (Ребята решают задачи)
- В магазине на одной полке лежит 7 бананов, на другой столько же.
- Сколько бананов лежит на второй полке? (Что значит "Столько же?" - одинаковое количество бананов)
- В магазине на одной полке лежит 7 бананов, а на другой на 1 банан меньше.
- Сколько бананов лежит на второй полке? (Что значит "На один меньше?" - столько же без одного, семь без одного)
Оформление решения: 7 - 1 = 6
- В магазине на одной полке лежит 7 бананов, а на другой на 2 банана меньше.
- Сколько бананов лежит на второй полке? (Что значит "На два меньше?" - столько же без двух, семь без двух)
Оформление решения: 7 - 2 = 5
- Лена и Коля купили в магазине по одному яблоку. Лена заплатила за свое яблоко 8 рублей, а Коля на 1 рубль меньше.
- Сколько стоило яблоко, которое купил Коля?
- Чье яблоко оказалось больше? Почему? (Больше вес - дороже стоимость)
- Какие монеты использовали Лена и Коля для того, чтобы расплатиться за покупку?
Рассмотреть максимальное количество вариантов:
Лена: 1+1+1+1+1+1+1+1=8
5+2+1=8
5+1+1+1=8
2+2+2+2=8
1+1+2+1+1+2=8 и т.д.
Коля: 1+1+1+1+1+1+1=7
3+2+2=7
2+1+2+2=7
5+1+1=7
5+2=7 и т.д.
- Используются ли в обиходе более мелкие монеты? Как они называются? Расскажите мне о них.
- Какие бумажные купюры вам знакомы?
- Кто сможет назвать самую крупную бумажную купюру?
- В нашем городе есть магазины и маленькие, и большие. Я уверена, что каждый из вас умеет правильно вести себя в магазинах, правильно обращаться с товарами, выбирать тот продукт, который не навредит вашему здоровью, уважительно относиться к работникам магазинов.
- Но самое главное правило в любом магазине - уметь считать!
- Навык счета будет необходим нам на протяжении всей жизни, поэтому так важно учиться считать!
- Если что-то еще у вас не получается - не отчаивайтесь!
- Мы находимся только в самом начале большого и увлекательного школьного пути и обязательно всему научимся!
- Возьмите полоски, на которых вы записывали ответы устного счета.
- Обведите красным карандашом, то число, которое будет оценкой за вашу работу на уроке.