Цель урока: познакомить первоклассников с числом 10.
Задачи:
Оборудование: учебники, тетради, наглядный материал "Состав числа 10", мухобойки 3 шт., раздаточный материал.
- Ребята, проверим готовность к уроку, у вас на парте должны быть: учебник, тетрадь, пенал и ничего лишнего.
- Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу хорошее настроение.
- Начнем наш урок с устного счета. Первый ряд считает от 1 до 5. Второй ряд от 5 до 10.
- Третий ряд от 10 до 1 в обратном порядке.
- А теперь я предлагаю вам сыграть в игру.
Игра "Математические мухи"
Учитель читает выражение, доска поделена на 3 части, на доске записаны числа от 1 до 10. (Учащиеся по цепочке по рядам выходят к доске, мухобойкой нужно "поймать число"
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
На доске записаны числа от 1 до 10.
- Ребята, посмотрите на доску, какое число лишнее? (ответы детей)
- Правильно, 10. Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?
- Сформулируйте задачи урока.
- Верно, сегодня мы познакомимся с числом 10 и его составом.
- Ребята, а почему 10 вы назвали лишним числом? Верно, это двузначное число. А что значит двузначное число?
- Давайте поиграем в игру "Поймай число". Учитель называет числа. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши, если услышат двузначное число.
Игра "Математический мяч"
Учитель задает вопрос и бросает детям мяч, учащиеся должны поймать мяч и ответить на вопросы:
- Найдите число 10 в числовом ряду. Назовите соседей числа 10.
- Назовите следующее число для числа 10.
- Назовите предыдущее число для числа 10.
- Сколько нужно прибавить к 9, чтобы получить число 10?
- Какое число больше 10 или 9?
- Какое число меньше 10 или 8?
- Назовите 10 месяц по порядку.
- Послушайте загадку в стихах, если услышите названия птиц, зарисовываете кружок цветными карандашами в тетрадях.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птица – совушка,
Сонная головушка.
Эта птица – свиристель.
Эта птица – коростель.
Эта птица – скворушка
Серенькое перышко.
Это – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну, а это - злой орлан.
- Сколько птичек в гости к нам?
- Как получили число 10? (Присчитывали по одному )
- Как еще можно получить десять? На столах у вас конверты с геометрическими фигурами. Посоветуйтесь друг с другом, покажите, как можно получить число 10.
- Отлично! А теперь давайте заселим жильцов в дом номер десять. (работа у доски, в тетрадях карточки)
Знакомство с написание числа 10
- Число 10 пишется в двух клеточках. Посмотрите на интерактивную доску. (демонстрация написания числа 10)
- Пропишите число 10 в своих тетрадях.
Работа с учебником
- Посмотрите на стр. 60. Сколько цыплят вылупилось?
- Сколько осталось вылупиться?
- Сколько всего цыплят?
- Запишем выражение в тетрадь: 9+1=10. Сколько из них находится в скорлупе?
- Сколько освободилось от скорлупы?
- Запишем 10-1=9.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами чик-чик,
Раз - сюда, два - сюда.
Повернись вокруг себя!
Раз - присели, два – привстали,
Руки кверху мы подняли.
Сели - встали, сели – встали.
Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
Раз-два, раз-два -
Заниматься нам пора.
Решение задач. Ответ задачи показывают с помощью веера.
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок? (4)
На удочку Андрей
Поймал шесть окуней.
А друг его Сергей
Трех небольших ершей.
Сосчитай без лишних слов
Этих мальчиков улов. (9)
Ежик по грибы пошел,
Восемь рыжиков нашел.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных - на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж? (2)
Игра "День-ночь"
Учащиеся по команде "Ночь" закрывают глаза и слушают учителя. Учитель в это время читает выражения на сложение и вычитание в пределах 10:
3 + 7 =
6 + 4 =
8 + 2 =
9 + 1 =
2 + 8 =
10 - 1 =
10 - 2 =
10 - 3 =
По команде "День" ученики открывают глаза и говорят решение выражения.
- Над какой темой работали?
- С каким числом мы познакомились?
- Что нового вы узнали на уроке?
- В чем были трудности?
- Что для этого нужно сделать?
- Оцените свою работу с помощью смайликов: